Вернутся на главную

Развитие забугорной психологии в XX веке (психоанализ, аналитическая психология, персональная психология)


Развитие забугорной психологии в XX веке (психоанализ, аналитическая психология, персональная психология) на нашем сайте

Статьи
Статьи для студентов
Статьи для учеников
Научные статьи
Образовательные статьи Статьи для учителей
Домашние задания
Домашние задания для школьников
Домашние задания с решениями Задания с решениями
Задания для студентов
Методички
Методические пособия
Методички для студентов
Методички для преподавателей
Новые учебные работы
Учебные работы
Доклады
Студенческие доклады
Научные доклады
Школьные доклады
Рефераты
Рефератывные работы
Школьные рефераты
Доклады учителей
Учебные документы
Разные образовательные материалы Разные научные материалы
Разные познавательные материалы
Шпаргалки
Шпаргалки для студентов
Шпаргалки для учеников
Другое

Эта психология выдвинула идею о независимости психики от сознания и пыталась обосновать реальное существование этой независимой от сознания психики и исследовать ее. Центральное психологическое течение глубинной психологии - психоанализ З. Фрейда. Классическая глубинная психология включает также концепции индивидуальной психологии А. Адлера и аналитической психологии К. Юнга. Эта психология отличается от эмпирической психологии сознания представлениями о форме существования психического: психика существует вне и независимо от сознания, и именно бессознательная психика, являющаяся глубиной психики, составляет ее предмет и общую проблему. Сознание тоже ею не отрицается: оно - свойство, присущее психике лишь в отдельные моменты. Перед глубинной психологией стоит и проблема личности, ибо содержание бессознательного играет решающую роль в выяснении ценности личности.

ПсихоанализЗ. Фрейда (1856—3939) формировался в условиях и под воздействием политического и социального развития Австрии конца прошлого - начала нынешнего столетия. Такие особенности социально-психологической атмосферы Австрии того времени, как крушение патриархальных принципов в столкновении с буржуазным укладом жизни, соперничество политических сил либералов и консерваторов и поражение либерализма, расцвет национализма и на его почве распространение антисемитских настроений, ощущение которых на себе неоднократно описывает З. Фрейд («Толкование сновидений», «Автобиографиям и др.). Экономические потрясения (кризисы) порождали пессимизм, потерю веры в разумность бытия и представления об иррациональности жизни, различные формы и разновидности иррационалистического сознания. В конце XIX в. появляется широкий интерес к бессознательному - не только в специальной, научной литературе, но и в художественной, а также в философии. Взгляды З. Фрейда, его понимание человека, согласно которому под напором инстинктов сексуальности и в силу бессознательности психических процессов признавалось, что «Я» - «не хозяин в собственном доме», объективно отражали кризис буржуазной личности, типичное самоощущение индивида в буржуазном обществе, в том числе, той его части, с которой имел дело Фрейд как практикующий врач. Однако сам Фрейд выдавал свою исторически обусловленную теорию человека за единственно научную - естественную концепцию человека.
Психоанализ возник в начале 90-х гг. XIXв. из медицинской практики лечения больных с функциональными нарушениями психики. З. Фрейд после окончания медицинского факультета Венского университета (1881 г.) работал практикующим врачом в Вене. В 1938 г. вынужден эмигрировать в Англию. Умер в Лондоне в 1939 г.
Занимаясь неврозами, главным образом истерией, З. Фрейд изучил опыт знаменитых французских неврологов Ж. Шарко и И. Бернгеима. Использование последним гипнотического внушения с терапевтическими целями, факт пост гипнотического внушения произвели большое впечатление на Фрейда и способствовали такому пониманию этиологии неврозов, их лечения, которое составило ядро будущей концепции. Оно было изложено в книге «Исследование истерии» (1895 г.), написанной совместно с известным венским врачом И. Брейером (1842—1925), с которым Фрейд в то время сотрудничал.
В общей форме теория Фрейда в этот период сводилась к пониманию невротических болезней как патологического функционирования «ущемленных аффектов, сильных, но задержанных в бессознательной области переживаний. Если с помощью гипноза пациент получит возможность оживить в памяти эти травмирующие его переживания и вновь эмоционально испытает их, может наступить излечение. Решающим моментом в становлении оригинальной теории З. Фрейда был отход от гипноза как средства проникновения к ущемленным и забытым болезненным переживаниям: во многих и как раз наиболее тяжелых случаях гипноз оставался бессильным, встречал «сопротивление», которое не мог преодолеть. Фрейд был вынужден искать другие пути к ущемленному аффекту и в конце концов нашел их в толковании сновидений, свободно всплывающих ассоциаций, малых и больших психопатологических симптомов (проявлений), двигательных расстройств, оговорок, забываний и т.п. Исследование и интерпретацию этого разнообразного материала Фрейд назвал психоанализом - новой формой терапии и методом исследования. Ядро психоанализа как нового психологического направления составляет учение о бессознательном.

В психоанализе происходит биологизация и натурализация психики человека. Сущность человека составляет темное Оно. Человек рассматривается как природное существо, наполненное влечениями. Влечения лежат в основе поведения человека, неврозы также объясняются из влечений. Духовный мир рассматривается как форма сублимированного либидо. Одновременно общественные явления психологизируются. Фрейд заменил реальные движущие силы исторического процесса и войн идеей природной склонности человека к агрессии и деструкции. Именно противоречия, научно не обоснованные утверждения, граничащие с вымыслом, встретили критику даже приверженцев Фрейда - Юнга, Адлера, Хорни, Фромма, выступивших с модификациями учения о бессознательном в психоанализе.

З.Фрейд назвал свое учение психоанализом - по имени метода, разработанного им для диагностики и лечения неврозов. Второе название - глубинная психология - это направление получило по своему предмету исследования, так как концентрировало свое внимание на изучении глубинных структур психики. Шульц Д.П., Шульц С.Э. История современной психологии / Пер. с англ. А.В. Говорунов, В.И. Кузин, Л.Л.Царук

Первая фундаментальная, знаменовавшая собой открытие психоанализа работа З. Фрейда "Толкование сновидений" (1900) была напечатана небольшим тиражом - 600 экземпляров, для распродажи которых потребовалось восемь лет. Осенью 1902 года он пригласил к себе домой для обсуждения своих идей четырех врачей - Макса Кахане, Рудольфа Рейтлера, Вильгельма Штекеля и Альфреда Адлера. С этого времени начались регулярные дискуссии по проблемам психоанализа, а образовавшийся кружок единомышленников получил название "Психологическое общество по средам".

Весной 1908 года "Психологическое общество по средам" превратилось в "Венское психоаналитическое объединение", члены которого вели дискуссии по актуальным проблемам психоанализа. К тому времени З. Фрейд опубликовал такие свои работы, как "Психопатология обыденной жизни" (1901), "Остроумие и его отношение к бессознательному" (1905), "Три очерка по теории сексуальности" (1905), "Бред и сны в "Градиве" И. Иенсена" (1907), а также ряд статей по психотерапии, сексуальной этиологии неврозов, навязчивым действиям и религиозным обрядам.
В апреле 1908 года в Зальцбурге состоялась "Встреча по фрейдовской психологии", впоследствии получившая название I Международного психоаналитического конгресса. На этой встрече присутствовали 42 человека, было прочитано 9 докладов учеными и практикующими аналитиками из Австрии, Англии, Венгрии, Германии и Швейцарии, было принято решение об издании первого психоаналитического журнала - "Ежегодника психоаналитических и психопатологических исследований".

Основные положения психоанализа заключаются в следующем:

1. человеческое поведение, опыт и познание во многом определены внутренними и иррациональными влечениями; 2. эти влечения преимущественно бессознательны; 3. попытки осознания этих влечений приводят к психологическому сопротивлению в форме защитных механизмов; 4. помимо структуры личности, индивидуальное развитие определяется событиями раннего детства; 5. конфликты между осознанным восприятием реальности и бессознательным (вытесненным) материалом могут приводить к ментальным нарушениям, таким как невроз, невротические черты характера, страх, депрессия, и т. д.; 6. освобождение от влияния бессознательного материала может быть достигнуто через его осознание (например, при соответствующей профессиональной поддержке[

Зигмунд Фрейд выделил следующие защитные механизмы психики:

Замещение Реактивное образование Компенсация Вытеснение Отрицание Проекция Сублимация Рационализация Регрессия

Защитное поведение помогает человеку защититься от тех проблем, которые он не может решить и позволяет ему уменьшить тревогу от угрожающих событий (потеря самооценки, любви ближних, близкого человека и т.д.) делает возможным его уход от пугающей реальности, или трансформации этой угрозы. На некоторое время защитный механизм просто необходим, так как человек в этот момент не может решить возникшую проблему, но если со временем человек так и не может решить эту проблему, то этот защитный механизм может стать препятствием личностного развития, при этом поведение человека становится нерациональным , он может вредить сам себе или уходит от реальности и от тех проблем, которые в ней существуют, т.е. сами защитные механизмы часто порождают новые проблемы, при этом основную свою проблему человек прячет, а иногда подменяет ее другими “псевдопроблемами”. Фрейд в свое время выделял семь защитных механизмов:

· Подавление желаний – изъятие желаний из человеческого сознания, при невозможности его удовлетворения; подавление редко бывает полным, оно часто является источником телесных заболеваний психогенной природы (головные боли, артриты, язва и т. д.). Психическая энергия подавленных желаний находиться в теле человека независимо от его сознания и очень часто находит выход в разного рода заболеваниях. Результатом подавления часто является демонстративное безразличие к данной области, реальности;

· Отрицание – уход в фантазию, отрицание какого-либо события как не соответствующего реальности. При этом очень часто человек пренебрегает формальной логикой.

· Рационализация – построение приемлемых моральных, логически обоснованных аргументов для объяснения и оправдания антиобщественных видов поведения, мыслей, поступков или желаний;

· Инверсия – это подмена действия, мысли, чувств, отвечающих подлинному желанию, диаметрально противоположным (например, ребенок первоначально хочет получить любовь к себе матери, но, не получая этой любви, начинает испытывать прямо противоположное желание досадить, разозлить мать, вызвать ссору и ненависть матери к себе);

· Проекция – проецирование своих собственных качеств, мыслей, чувств на другого человека. Когда что-то осуждается в других, именно это не принимает человек в себе, но не может признать это и даже не хочет понять, что эти же качества присущи на самом деле ему.

· Изоляция – отделение проблемы от остальной части психики, что в дальнейшем может привести к раздвоению личности.

· Регрессия – возвращение к более раннему, иногда примитивному способу реакции на внешнее раздражение. Регрессия часто проявляются в том, что человек оправдывает свои поступки с позиции мышления ребенка, отстаивая свою точку зрения, несмотря на правоту аргументов собеседника, человек не развивается психически, и порой возвращаются детские привычки (грызть ногти и т.п.).

Само развитие разбито на пять четко ограниченных фаз:

0 — 1.5 года — Оральная фаза, в личности проявляется только Ид — желание; 1.5 — 3.5 года — Анальная фаза, формируется сверх-Я — социально обусловленные запреты; 3.5 — 6 лет — Фаллическая фаза, интерес к половой сфере, её апогей Эдипов комплекс или комплекс Электры; 6 — 12 лет — Латентная фаза, сексуальное затишье; с 12 лет — Генитальная фаза, или взрослая стадия.




Название статьи Развитие зарубежной психологии в XX веке (психоанализ, аналитическая психология, индивидуальная психология)