Вернутся на главную

Перспективы развиваемого подхода


Перспективы развиваемого подхода на нашем сайте

Статьи
Статьи для студентов
Статьи для учеников
Научные статьи
Образовательные статьи Статьи для учителей
Домашние задания
Домашние задания для школьников
Домашние задания с решениями Задания с решениями
Задания для студентов
Методички
Методические пособия
Методички для студентов
Методички для преподавателей
Новые учебные работы
Учебные работы
Доклады
Студенческие доклады
Научные доклады
Школьные доклады
Рефераты
Рефератывные работы
Школьные рефераты
Доклады учителей
Учебные документы
Разные образовательные материалы Разные научные материалы
Разные познавательные материалы
Шпаргалки
Шпаргалки для студентов
Шпаргалки для учеников
Другое

Развиваемый подход соответствует требованиям и кри-териям международных стандартов социальной отчетности и корпоративной социальной ответственности (КСО), преж-де всего: «С1оЬа1 Керог<;т§ 1пШайуе» (СК.1-3), «Ассоип1;


АЫШу» (ААЮОО), «1Ш С1оЬа1 Сотрас!», а также «Социаль-ной Хартии российского бизнеса» РСПП, и, в тоже время, учитывает специфику деловой активности в РФ.

Предлагаемая методика не заменяет, а дополняет между-народные стандарты соцотчетности в целях формирования культуры и бэкграунда КСО; распространения идей и цен-ностей КСО на отечественный малый и средний бизнес; воз-можности нетрудоемкой оценки и самооценки эффективно-сти социальной политики.

Таким образом, данная методика предназначена, преиму-щественно, для стран с развивающейся экономикой, с отсут-ствующим или слабым гражданским обществом; для рас-ширения практики КСО на малый и средний бизнес в таких странах.

Предлагаемая методика является приоритетной отече-ственной разработкой, позволяющей интегрировать общие принципы международных стандартов социальной отчет-ности с конкретной оценкой эффективности корпоративной социальной политики.

Система оценки, заложенная в методике, использует стан-дартные данные о социальной политике компаний и не пред-полагает дополнительные исследования. Эффективность социальных инвестиций и социалыюго партнерства оцени-вается как с позиций общества (включая не только внешнюю социальную среду, но и работников самой организации), так и с позиций самого бизнеса.

Данная методика может использоваться при оценке эффективности социальной политики предприятий, органи-заций и учреждений различной организационно-правовой формы вне зависимости от профиля и масштабов деятель-ности, формы собственности и места размещения. Методика основана на «сквозной» (по отраслям и масштабам) оценке и сравнении эффективности социальных инвестиций и парт-нерства. Не предполагается введение специальных слож-ных расчетных показателей, что позволяет сравнивать друг с другом различные компании, организации и учреждения, независимо от их типа, вида, масштаба деятельности, орга-низационно-правовой формы, ведомственной принадлежно-сти и места размещения. При этом важно, что в основе срав-нения лежат показатели результатов работы, специфичные для каждого бизнеса. Эта методика является важным шагом


в социальном позиционировании делового сообщества (в первую очередь малого и среднего бизнеса), достойного социального признания и уважения, активного и незамени-мого участника социальных изменений.

В результате развития и применения данной мето-дики решается несколько задач. Прежде всего, это переход от использования сугубо затратных форм корпоративной благотворительности к оптимизации социальной политики компаний и затрат на социальные нужды (от традицион-ной помощи бедным — к созданию новых возможностей социального развития); оптимизация социальной политики на основе социального партнерства и коммуникаций, повы-шение их прозрачности и публичности. На основе этой мето-дики могут быть разработаны упрощенные формы социаль-ной отчетности и социального аудита предприятий малого и среднего бизнеса, а также отраслевые и региональные методики оценки эффективности социальных инвестиций и социального партнерства. Не менее существенно создание «ровного игрового поля» для всех участников бизнеса путем введения общих критериев измерения социальных инвести-ций и социального партнерства субъектов экономики; фор-мирование условий выработки системной социальной поли-тики на корпоративном и региональных уровнях на орнове сравнения эффективности социальной политики компаний различных отраслей, различной организационно-правовой формы, различного масштаба.

Было бы полезно переосмыслить советский опыт плани-рования социалыю-экономического развития (ПЭСР) тру-довых коллективов и регионов применительно к условиям рыночной экономики. Особый интерес в этом плане пред-ставляет система наработанных показателей, характеризую-щих социальное развитие трудового коллектива и региона. Существенными для использования показателей оценки эффективности, как показывают проведенные ранее иссле-дования, являются следующие важные обстоятельства:

• феномен насыщения, когда вложение социальных инвестиций в один из факторов при достижении порогового значения перестает влиять на изменение конечного резуль-тата, и эффективность вкладываемых средств стремится к нулю;

• возможность замещения одного фактора другим, исходя из приоритетов работников и резкого увеличения


эффективности при комплексности вкладываемых средств и социальных инвестиций1.

Поэтому важной проблемой пока остается выделение итоговых показателей, по которым могут быть проведены расчеты для выявления корреляций и определения наличия точек насыщения. В данной методике для оценки эффектив-ности предлагается использовать следующие показатели:

• отношение темпов роста заработной платы к темпам роста производительности труда за сравниваемый период;

• текучесть кадров на предприятии, организации за отчет-ный период;

• изменение капитализации фирмы, в том числе за счет оценки нематериальных активов.

Предполагается также ввести интегрированный показа-тель, аналогичный понятию «средства Фонда социального развития», применяемого в советской практике (социальные затраты на одного работника, включая заработную плату, социальные выплаты, стоимость социального пакета и т.д.)2. Это делает возможным сравнение социальных условий работы, как в региональном, так и в отраслевом масштабе.

Оценка эффективности корпоративной социальной поли-тики, в конечном счете, должна соотноситься с реальными потребностями общества, с социальным заказом. Иначе социальные инвестиции могут быть нецелесообразными по номенклатуре и по объему. Выработка такого социаль-ного заказа возможна в результате диалога бизнеса с мест-ными властями и общественностью. Наличие подобного социального заказа позволяет говорить об эффективности социальной политики по изменению реальных проблем ее породивших, а также вычленять долю (соотношение) целе-

1 Нещадин А. А., Горин Н. И. Методы расчета отраслевых социальных нормативов // Итоги хоздоговорных исследований КГПИ. Курган, 1983; Нещадин А. А., Дряхлов Н. Н. Сочетание отраслевого и территориального планирования социальной инфраструктуры: теоретические и методиче-ские принципы // Управление социально-экономическими процессами в московском регионе. М., 1987; Петровский И. Е., Нещадин А. А, Реко-мендации по организации планирования и контроля за реализацией пла-нов социального развития трудовых коллективов Минмонтажспецстроя СССР. М., 1982; Нещадин А. А., Зеленова Л. П., Проховник А. В. Комплекс-ная программа социального развития трудового коллектива строительной организации, предприятия. М., 1989.

2 Кашин В. К., Нещадин А. А., Тулъчинский Г. Л. Методика оценки эффек-тивности корпоративной социальной политики (социальных инвестиций и социального партнерства) // Человек и труд. 2009. № 5.


вого использования средств и организационных расходов. В регионах накоплен такой опыт (проведение слушаний, ярмарок идей и т.п.). Он нуждается в обобщении1 до выра-ботки методики процедуры и механизма принятия социаль-ных заказов и контроля их реализации.

При этом методика дает в руки органам управления и экс-пертам достаточно гибкий инструмент, позволяя учитывать и вводить в процедуру оценки региональную и отраслевую специфику.

И наконец, важнейшими задачами являются: привлече-ние внимания широкой общественности к наиболее эффек-тивному опыту социальных инвестиций и социалыюго парт-нерства; налаживание конструктивных социальных связей и отношений бизнеса с различными социальными группами рыночной и внерыночной среды; оптимизация отношений с местными органами власти и общественностью; создание предпосылок конструктивного общественного диалога, кон-солидации общества на конструктивной основе. В этой связи можно утверждать, что предлагаемый подход дает методи-ческую процедуру, конкретную технологию, выявляющую возможных участников социального диалога и партнерства, их операционализации, создавая, в конечном счете, опреде-ленные условия для развития реального гражданского обще-ства.

Вопросы для самоконтроля

1. В чем проявляется влияние социальной политики предприятия на имидж и репутацию? Привести примеры.

2. Какие примеры социального маркетинга, стимулирования про-даж с помощью социальных действий вы можете привести?

3. Кому и зачем нужна оценка эффективности нефинансовой деятельности?

4. Каковы основные характеристики эффективности программ КСО, СИ и СП?

5. Каковы методы оценки нефинансовой отчетности?

6. Каковы методы оценки эффективности социальных инвестиций и развития социального капитала?

7. Какие существуют методы оценки эффективности социальной политики?

8. Какие существуют методы оценки эффективности коммуни-кативных технологий СП? В чем их возможности, ограничения?

1 Социальное партнерство: опыт, технологии, оценка эффективности / под общ. ред. А. А. Нещадина и Г. Л. Тульчинского. СПб., 2009.


9. Что такое нематериальные активы («гудвил») и каковы методы их оценки?

10. Как соотносятся КСО и нематериальные активы бизнеса: имидж, репутация, бренд?

11. Какую роль в КСО играет репутационный менеджмент?

12. Возможны ли и какие социальные инвестиции в развитие корпоративной культуры?

13. С чем связаны трудности оценки эффективности социальных инвестиций и социального партнерства?

14. Какие существуют показатели эффективности корпоративной социальной политики?

15. Какие существуют методы оценки эффективности внешних социальных инвестиций и социального партнерства?






Название статьи Перспективы развиваемого подхода