Вернутся на главную

Питье. Вода, молоко, алкоголь


Питье. Вода, молоко, алкоголь на нашем сайте

Статьи
Статьи для студентов
Статьи для учеников
Научные статьи
Образовательные статьи Статьи для учителей
Домашние задания
Домашние задания для школьников
Домашние задания с решениями Задания с решениями
Задания для студентов
Методички
Методические пособия
Методички для студентов
Методички для преподавателей
Новые учебные работы
Учебные работы
Доклады
Студенческие доклады
Научные доклады
Школьные доклады
Рефераты
Рефератывные работы
Школьные рефераты
Доклады учителей
Учебные документы
Разные образовательные материалы Разные научные материалы
Разные познавательные материалы
Шпаргалки
Шпаргалки для студентов
Шпаргалки для учеников
Другое

К разряду «питье» тибетская традиция относит воду, молоко, молочнокислые продукты, алкоголь.

Вода. Воду различают: дождевую, снежную, реч­ную, родниковую, колодезную, минеральную и дре­весную.

Вода дождевая безвкусна, но приятна, прохлад­на, легка.

Вода снежная очень холодна, огонь желудка с трудом нагревает ее, при пользовании несвежей снежной водой «в теле заводятся черви и появля­ются болезни сердца». Вода, которая находится в чистом водоеме, доступном ветру и солнцу, счи­тается хорошей. Вода болотная и солончаковая, вода, в которой купаются животные, к употреб­лению не пригодна, так как вызывает различные за­болевания.

Холодная вода помогает при обмороках, похме­лье, рвоте, головокружении, жажде, жаре тела, бо­лезнях желчи и крови, при отравлениях.

Кипяток согревает, способствует пищеварению, подавляет икоту, удаляет слизь, вздутие живота, одышку. Охлажденный кипяток, не возбуждая сли­

зи, удаляет желчь. Считается, что при хранении ки­пяченая вода уже через день становится подобной яду и возбуждает все три системы регуляции.

Молоко. Издревле человек употребляет в пищу коровье, козье, овечье, ячье, кобылье и ослиное мо­локо.

Любое молоко очень полезно. Оба его вкуса —

первичный и вторичный — сладкие. Молоко масля­нистое, тяжелое, холодное. Любое молоко подавляет ветер и желчь, возбуждает слизь и страсть, увеличи­вает силы тела. При правильном использовании мо­локо помогает поддерживать силы тела, укрепляет его, а при неправильном применении может порож­дать болезни или усиливать их.

Коровье молоко дает остроту душе, полезно при заболеваниях легких, при мочеизнурении. Козье мо­локо лечит одышку. Овечье молоко подавляет ветер, но вредно для сердца, ячье — лечит болезни желчи и слизи. Кобылье и ослиное молоко употребляют при

болезни легких, оно опьяняет.

Сырое молоко, холодное и тяжелое, возбуждает ветер. При кипячении молоко становится теплым и легким. Сгущенное молоко — тяжелое, плохо переваривается, а молоко парное «подобно нек­тару».

Молочнокислые продукты. Пища, приготовленная из овечьего молока, горяча и сытна, из коровьего и козьего молока — холодна и легка.

Шо (молочнокислый продукт, простокваша) из цельного молока имеет первичный и вторичный вку­сы кислые, «изгоняет жар ветра», возбуждает аппе­тит, сушит кал. Шо из снятого молока лечит различ­ные заболевания. Сыворотка шо слабит, прочищает сосуды, сыворотка от сыра подавляет слизь, не воз­буждая ветер и желчь.

Дар (вид молочнокислого продукта) — теплый, легкий, порождает тепло и ветер, лечит скран и бо­лезни селезенки, геморрой.

Варенец (вареный шо) сушит кал, останавливает

понос от жара.

Алкоголь. Чан (алкоголь) — кисло-сладок, имеет и первичный, и вторичный вкусы кислые. Чан «го­ряч», «остр», слегка слабит, «раздувает огонь» в теле, порождает смелость, вызывает сон, очищает ветер и слизь. Свежий чан — тяжелый, старый — легче, све­жий чан усиливает огонь желудка, облегчает пере­варивание. Чан из дикого ячменя, поджаренных зерен, овса — легкий, затем по степени нарастания «тяжести» следует пшеничный, рисовый и ячменный чан. Прокисший чан «разгоняет» желчь, слизь и кровь.

После еды нужно пить, это утоляет жажду, со­действует измельчению и перевариванию пищи, увлажняет, укрепляет и развивает тело. Но при по­тере голоса, выделении большого количества мок­роты, кашле, других болезнях, развивающихся в частях тела выше ключицы, питье после приема пи­щи вредно.

При слабости желудочного огня нужно есть мя­со, принимать алкоголь. Если пища плохо перевари­вается и появляется вздутие живота, после еды нуж­но пить кипяток. При сильном похудании нужно принимать алкоголь, а при ожирении — пить воду с медом. После приема молочнокислых продуктов, ал­коголя, меда полезно пить холодную воду.

Если пить во время еды, до еды и после еды, то тело, соответственно, будет в норме, станет тучным, похудеет.

СВОЙСТВА ПРИГОТОВЛЕННОЙ ПИЩИ

То, что способ приготовления пищи влияет на свойства продуктов, из которых она приготовлена, ни для кого не является секретом. Например, из ри­са можно сварить каши различной консистенции:

жидкую, погуще, густую и плотную, и каждая из них будет иметь свои особенности влияния на организм. Жидкая кашица — суп — утоляет жажду, голод, вса­сываясь, «выравнивает силы тела», питает, порожда­

ет тепло и «размягчает полости сосудов». Суп погу­ще — также теплый, помогает при жажде, голоде, утомлении, «болезни растворяет», уничтожает запо­ры. Густая каша утоляет жажду и голод, останавлива­ет понос. Рисовая каша на мясном бульоне или с молоком — тяжелая. Поджаренные зерна риса* пре­кращают понос, способствуют заживлению перело­мов. Суп из недозрелого риса или ячменя вызывает запор, угнетает тепло. Поджаренный дробленый рис легок и горяч, подходит желудку, хорошо усваивает­ся. Все застывшие блюда, в том числе из риса, угне­тают огонь желудка.

Мясной бульон питателен, насыщает, дает кре­пость телу, полезен людям, в организме которых до­минирующей является система ветра. Суп из сухой муки — лучшее средство при ветре. Крапивный суп тоже подавляет ветер, он порождает тепло, возбуж­дает желчь и слизь. Супы из просвирника и одуван­чика дают тепло и останавливают понос. Суп из колоказии подавляет ветер, возбуждает и желчь, и слизь, сушит раны. Суп из красной мари подавляет все три системы регуляции. Суп из одуванчика холо­дит, изгоняет жар. Суп из бузульника лечит жар жел­чи и болезни печени. Гороховый суп повышает ап­петит, возбуждает ветер и слизь, «сгоняет жир». Све­жие молодые листья гороха выравнивают жар и холод в теле, а использованные через день после сбора воз­буждают желчь и слизь. Супы из горичника и купе­ны подавляют ветер и слизь. Суп из редьки порожда­ет тепло, останавливает понос. Суп из чеснока поле­зен при ветре. Перец бунге порождает ветер и слизь,

расширяет сосуды.

Имбирь вызывает тепло, подавляет болезни вет­ра. Соль порождает тепло, облегчает пищеварение, придает вкус еде, выводит кал. Все приправы улуч­шают вкус пищи и возбуждают аппетит.

Имеется в виду предварительно (перед варкой) про­каленные рисовые зерна.

НЕСОВМЕСТИМОСТЬ ПРОДУКТОВ

«Будь в еде и питье разборчив!» — призывает ти­бетская медицина, так как пища может стать ядом. Кроме отравления явно ядовитой пищей, которая имеет ряд отличительных признаков, при одновре­менном приеме несовместимых видов пищи также можно отравиться.

Несовместимыми являются несозревшие молоч­нокислые продукты и свежее вино, рыба и молоко, молоко и плоды с деревьев, яйца и рыба, гороховый суп и сыр. Нельзя жарить грибы на горчичном мас­ле, есть курятину с кислым молоком, нельзя исполь­зовать равные части меда и растительного масла, по­сле приема топленого масла пить холодную воду.

Необходимо всегда соблюдать правила и сроки хранения продуктов. Так, нельзя больше десяти дней хранить масло в бронзовой посуде, есть побелевшее мясо с запахом кислого теста, употреблять вареное мясо, которое долго хранилось закрытым, нельзя есть кислое, запивая молоком, принимать пищу, пока не переварилась ранее съеденная. Непривычная и не ко времени съеденная пища тоже может стать ядом. Пе­реходить к приему несовместимой и непривычной пищи, если в этом есть необходимость, нужно посте­пенно. Если сделать это сразу, то можно нарушить функции всех трех регулирующих систем организма. Только у молодых, сильных людей, у тех, чей желу­док привычен к грубой пище, у кого «силен огонь желудка», у людей, занимающихся тяжелым физиче­ским трудом, постоянно питающихся маслом, даже нарушения принятых правил питания могут не вы­звать болезненных нарушений. Всем другим следует соблюдать указанные правила.

«Ешь всего в меру!» Мера принимаемой пищи оп­ределяется, исходя из того, тяжелая она или легкая. Пищу легкую можно есть досыта, тяжелую вдвое меньше. Мерой принимаемой пищи служит также то количество пищи, которое легко и быстро перевари­вается. Постоянное недоедание может привести к то­

му, что исчезнет сила и цвет тела, появятся болезни ветра, при переедании же может появиться несваре­ние и избыток слизи в теле, а слизь «закупоривает просвет сосудов и пути движения ветра Ровный огонь». При этом понижается сила огня желудка и появля­ются заболевания. Поэтому меру пищи, ее количест­во и качество в первую очередь нужно соотносить с силой огня желудка. Рекомендуется две четверти же­лудка наполнять пищей, одну четверть — питьем, а одну четверть оставлять для ветра.

Глава 3

ОБРАЗ ЖИЗНИ,

СПОСОБСТВУЮЩИЙ ДОЛГОЛЕТИЮ

Каждый человек должен стремиться прожить долго и притом без болезни. А для этого в первую очередь нужно стараться избегать причин и обстоя­тельств, приводящих к расстройству питания в орга­низме. Без серьезных причин жизненные процессы не нарушаются. Если человек будет приспосабли­ваться к изменениям погодных и климатических ус­ловий, получит соответствующее воспитание, на­правление шести чувств, строго будет держаться пра­вильного образа жизни, надлежащих пищи и питья, то в таком случае расстройства жизненных процес­сов в организме не произойдет, и человечество будет

пользоваться совершенным здоровьем до предельно­го возраста.

Автор «Чжуд-ши» считает, что, несмотря на воз­раст, возможно продолжить жизнь, пользоваться здоровьем юноши, крепостью и сохранением шести чувств. Существуют представления об идеальных ус­ловиях жизни, которые считаются наиболее благо­приятными для здоровья человека и способствуют долголетию. Для этого необходимо жить в краси­вой, гористой, с незагрязненной почвой местности, защищенной от действия ветров, вести умеренный образ жизни, окружить себя людьми молодыми, хорошего нрава и правильно пользоваться втира­нием, массажем и ваннами, принимать укрепляю­

щие и восстанавливающие силы средства и упот­реблять только свежие и доброкачественные пищу и питье.

ПРАВИЛА ЗДОРОВОЙ ЖИЗНИ

Необходимо всегда помнить о двух причинах, по­рождающих болезни, и избегать их. Эти причины — пища и образ жизни, не соответствующие возрасту, конституции, времени года, климату. Поэтому «Чжуд-ши» дает подробные рекомендации и советы, при­званные сохранить здоровье, бодрость и спокойст­вие людей.

Вот что советует «Чжуд-ши».

Следует постоянно иметь при себе лекарства от кровотечений, от ушибов, от отравления пищевыми веществами, от простуды и от заразных болезней.

Всех врагов пяти внезапных болезней имей при себе как неотлучную охрану.

В качестве талисманов рекомендуется носить под мышкой слева лекарства — ртутные пилюли, миро-балан, аир, тмин, смолу ватики; на голове драгоцен­ные камни — алмазы, вайдурья, рубины, изумруды, сапфиры в золотой оправе; на шее — тексты закли­наний.

Автор «Чжуд-ши» приводит также частные сове­ты, которые должны способствовать сохранению не только здоровья, но и жизни человека:

Не садись в ненадежную лодку и на непослушного коня. Избегай тех мест, где могут убить, берегись воды и огня. Не лезь на крутой берег. Летом и зимой на деревья не влезай. Садясь на землю, (под собой) посмотри, отправляясь в путь, дорогу изучи. Ночью по срочному делу из дома выходя, бери посох и спутника.

Согласно представлениям тибетских мудрецов, необходимо вести размеренную жизнь и одинаково

относиться ко всем. Только такое отношение к лю­дям поможет избежать всего того, что причиняет страдания.

Человек должен знать цену своим словам, выра­жениям, речам. Он должен быть твердым в своих убе­ждениях и выполнять все данные обещания. Дурные поступки, совершенные человеком, могут быть ис­куплены только хорошими поступками, совершен­ными впоследствии. Прежде чем действовать, необ­ходимо все серьезно обдумать.

Автор «Чжуд-ши» предупреждает:

Не все услышанное принимай за истину,

а проверь как следует. Все, что услышишь, произнеси про себя

и сделай краткий вывод.

Нужно хорошо подумать перед тем, как сказать что-нибудь, и не стоит поддаваться приятным сло­вам, произносимым женщинами, но следует говорить с ними искренне, твердо.

Следует быть откровенным с теми, которых ува­жаешь и любишь, избегать людей с дурным харак­тером, легко относящимся к дружбе и ко всякого рода поступкам, а враждебных умело делать безвред-^ ными. ^

. |

От любящих и верных не таись, разговаривай открыто. t| Будь нетороплив, но тверд, мирно и быстро вступай в общение.

Врагам спуску не давай, но усмиряй их благородными

способами. Храни дружбу, привязанности, не забывай о благодеянии.

Для друзей нужно жертвовать собою и не забы­вать их услуг; почитать воспитателей, отца, родст­венников и власть; вести дружбу со всеми людьми независимо от того, к какой национальности они принадлежат; серьезно заниматься своим хозяйством и экономно расходовать средства.

Не следует с жадностью копить добро, затрачи­вая на это все свои силы, необходимо знать меру.

разумные люди и при богатстве умеют подавить свою гордость.

Нельзя унижать бедных, несчастных, завидовать счастливым.Не следует дружить с людьми дурными и неприязненно относиться к хорошим людям и представителям науки и религии. Нельзя желать вла­деть чужим имуществом, жалеть о том, что сделано, и давать власть людям дурного нрава.

Неправоту свою и поражение признавай,

А если сам победишь — будь сдержанным.

Если мудр — не зазнавайся, а если богат — знай меру.

Низких не попирай, высоким не завидуй.

Дружбы и вражды с негодяями избегай.

На чужое не зарься. Остерегайся ошибок и грехов.

Чтобы потом не раскаиваться, дурным людям власть

не давай. Силы душевные не трать, но нравом будь широк.

Следует знать, чего желаешь добиться в жизни, и неторопливо достигать цели. Нужно действовать так, чтобы всякое желание было исполнено в течение од­ного месяца.

Соблюдая эти правила, если даже будешь дейст­вовать один, ты никому не будешь подчинен. Даже раб, поступая так, сделается господином многих.

А теперь о том, как жить по возвышенным законам.

Все люди стремятся быть счастливыми, для чего стараются трудиться, иногда даже без высокого нрав­ственного идеала.

Всякое земное счастье может быть причиной страданий. Поэтому человечество должно стремить­ся к высшим идеалам, думать о добрых делах, избе­гая всяких дурных поступков.

Нельзя убивать, воровать, лгать, быть грубым, легкомысленным, шпионить, завидовать, ненави­деть, не должно поддаваться страстям, следует избе­гать дурных мыслей и помогать, по силе возможно­сти, тяжко больным, бедным и несчастным.

С благоговением ищи опору в друзьях (добродетели*), грех отбрось подальше. Убийство, воровство, разврат, ложь, болтливость, грубость и сплетни, жадность, вредность и еретические взгляды — от этих десяти грехов тело, язык и душу отврати. Страдающим, больным и бедным помогай, чем можешь-Содержи в чистоте тело, язык и душу, гони от них грехи. Язык и прочие органы не перенапрягай,

но и не распускай...

Укрощение тела, языка и души, бескорыстная милостыня, забота о чужих делах, как о своих, — вот предел возвышенного поведения.

В «Чжуд-ши» говорится, что не только с людьми, но и с животными следует поступать так же, как по­ступал бы с самим собою.

Ко всем, начиная от червей, относись как к себе.

Общаясь с людьми, следует говорить правдиво, ясно, с приятной улыбкой, с достоинством, помо­гать своим врагам и быть милосердным и любящим. Необходимо укрощать в себе всякое эгоистиче­ское побуждение, ничего не жалея, делиться с окру­жающими, а о делах чужих радеть, как о своих соб­ственных.

Улыбайся честно и искренне, говори прямо. Даже врагам, замышляющим злое, старайся быть полезным.

Однако в «Чжуд-ши» упоминается не только о высших законах, но и о законах земных:

Мирские законы — основа всех достоинств. Надо накрепко выучить их, следовать их букве

и содержанию.

Отказывайся от плохих дел, как бы ни подстрекали, совершай хорошие, как бы ни препятствовали.

* Друзья (добродетели) — буддийские монахи.

Соблюдая все перечисленные выше правила, че­ловек сможет прожить долгую и счастливую жизнь.

«Да буду я днем и ночью жить так», — эту мысль всегда держи при себе, и страдание удалится.

ПИТАНИЕ И ОБРАЗ ЖИЗНИ ПО СЕЗОНАМ ГОДА

Располагая знаниями о свойствах и действии пи­щевых продуктов, о правилах их рационального ис­пользования в питании, а также имея сведения о влиянии образа жизни на состояние систем регуля­ции, тибетская медицина предлагает определенные образ жизни и питание людям разных конституцио-нальных типов по сезонам года. Ниже приведены ре­комендации тибетских медиков по правильному пи­танию и образу жизни в каждый из сезонов.

Как известно, в зимние месяцы усиливается тре­тья система регуляции — слизи. Результаты ее дея­тельности в организме «приходят в движение» (про­являются) позже, когда «внутреннее тепло тела ос-, лабевает, а действие солнечных лучей усиливается». В этот период нужно .питаться продуктами, имею­щими три последних вкуса, горький, жгучий и вяжущий, например мясом животных из сухой мест­ности, старым ячменем, употреблять в пищу мед, питье принимать горячим. В это время также полез­но пить отвар из имбиря. Образ жизни зимой надо вести «жесткий», подвижный, обтираться водой для того, чтобы «удалить слизь». Соблюдение этих правил особенно рекомендуется людям конститу­ции слизи.

В начале зимы от холода закрываются поры,

прибывает сила огня, возбуждается ветер,

и если есть в это время мало, то силы тела убудут.

Поэтому опираться нужно на три первых вкуса.

Ночи длинные, можно да утра проголодаться,

а это вызывает упадок сил тела,

поэтому надо натираться кунжутным маслом, есть мясо, супы, «маслянистое», жирное, носить постоянно меховые одежды и сапоги, греться грелкой, у огня, на солнце, жить в двухэтажных земляных домах. В конце зимы холода усиливаются, поэтому описанный образ жизни является наилучшим.

В следующий сезон года — весной — «в период роста растений солнце очень жаркое, оно похищает силы».

В это время

надо есть сладкое, маслянистое, «прохладное», соленое, жгучее, кислое. Тяжелый труд на солнце противопоказан.

Хорошо обмываться прохладной водой,

пить разбавленное вино, в тонкой одежде сидеть в прохладном доме,

вдыхая аромат, или в тени деревьев под ветерком.

Людям конституции ветра рекомендуется придер­живаться этих жизненных правил для того, чтобы предотвратить в весенний период чрезмерное усиле­ние системы ветра.

Летом тучи в небе, набухшие водой, от ветра и холода испарения земли и муть воды угнетают огонь, поэтому прибегай к тому, что порождает тепло.

Летом, особенно в конце лета, лучи солнца могут привести к накоплению желчи, но в движение она придет, то есть проявится ее накопление, осенью. Для того чтобы предотвратить накопление и прояв­ление накопления желчи, нужно есть сладкое, горь­кое, вяжущее, горячее, жирное.

Пей чан из засушливых мест, живи на верхнем (этаже^ дома в тепле...

носи одежду, пропитанную запахом камфоры, сандала, ветиверии,

а в доме разбрызгивай воду (с благовониями).

Этих же советов хорошо придерживаться в сле­дующий сезон года — осенью. Наиболее полезны эти рекомендации людям конституции желчи.

Таким образом, в питании по сезонам года необ­ходимо придерживаться следующих правил. Летом и зимой есть и пить теплое (обладающее теплыми свойствами), весной — грубое, осенью и в период роста растений — летом — прохладное (обладающие холодными свойствами). Летом и зимой предпочти­тельнее употреблять в пищу продукты с тремя пер­выми вкусами, то есть сладкие, кислые, соленые, а весной — продукты с тремя последними вкусами — горькие, жгучие, вяжущие. В сезон роста растений следует питаться пищей со сладким вкусом, осенью принимать продукты со сладким, горьким и терпким вкусами.

Осенью и весной хорошо также проводить очи­щение кишечника слабительными, очищение желуд­ка — рвотными, а летом в качестве профилактиче­ских и лечебных процедур рекомендуется делать клизмы.

Такие образ жизни и режим питания особенно полезны тем людям, в организме которых в соответ­ствующий сезон года усиливается доминирующая система регуляции. С учетом состояния ведущей ре­гулирующей системы в «Чжуд-ши» даются также ре­комендации в отношении продолжительности сна, половой жизни, купания, а также различных оздоро­вительных очищающих процедур и массажей с ис­пользованием масел.

НАСТАВЛЕНИЯ О СНЕ

Не спать ночью — это «грубый» (образ жизни), надо спать. Если не спал, на другой день постись и спи половину

времени.

Пьянство силы губит, горе и напряжение истощают. Тем, кто много говорил, а также старым и напуганным сезон роста растений «груб», ночи в эту пору коротки, силы убывают, копится ветер;

им полезно спать днем и есть «тяжелую» жирную (пищу), У других от дневного сна слизь увеличивается, тело пухнет,

голова тупеет и болит, будут подавленность и простуды.

Итак, «Чжуд-ши» предупреждает, что бодрство­вание ночью — грубое нарушение режима жизни. Ес­ли случилось так, что не пришлось спать ночью, нуж­но спать на следующий день на голодный желудок половину времени ночного бдения.

Тем, кто страдает от плохого здоровья, алко­голизма, людям пожилого возраста, уставшим, ослабленным полезно спать после обеда, особенно в летние месяцы. Это необходимо для того, чтобы пре­дупредить усиление первой система регуляции — ветра. При хорошем здоровье спать днем не реко­мендуется, так как это способствует накоплению слизи, а затем и ее движению, что может привести к увеличению веса, появлению отеков, головным бо­лям, подавленности и частыми простудными забо­леваниями.

Постоянная сонливость является проявлением избытка слизи в конституции. «Чжуд-ши» рекомен­дует устранять избыток слизи в организме при по­мощи рвотных средств, поста и активной половой жизни.

Проявлением избытка ветра в организме являет­ся бессонница. Ею страдают, как правило, люди кон­ституции ветра. Для того чтобы спать ночью, необ­ходимо бодрствовать в течение всего дня. При пло­хом сне рекомендуется также использовать в питании молочнокислые продукты, мясо, горячее молоко, су­пы, творог, питательную пищу, хорошо также вти­рать масло в кожу головы и тела.

НАСТАВЛЕНИЯ О ПОЛОВОЙ ЖИЗНИ

Недопустимы противоестественные сношения, а также с чужими (женщинами),

с уродливыми, беременными, утомленными и больными.

Также нельзя сношаться во время месячных. Зимой страсть усилена и число сношений не ограничивается.

Осенью и весной можно через два дня, а летом — раз в полмесяца.

В противном случае органы теряют силу, появится головокружение и можно вдруг умереть.

Нельзя жить половой жизнью во время менструа­ции, с беременными женщинами и больными. Зи-. мой половая активность повышена и число сноше­ний не ограничивается, осенью и весной жить половой жизнью рекомендуется 1 раз в 2—3 дня, а летом — раз в полмесяца. При несоблюдении режи­ма половой жизни слабеют органы чувств, появляет­ся слабость, головокружение и, как предупреждает «Чжуд-ши», «можно вдруг умереть».

КУПАНИЕ

Очень полезны для здоровья водные процедуры. Купание снимает усталость, уменьшает жажду и жар. Оно усиливает страсть, физическую силу, преду­преждает кожные болезни. Считается, что купание продлевает жизнь. Полезно обмывание теплой во­дой нижней части тела, но не рекомендуется мыть голову и волосы горячей водой, ибо она «похищает волосы и силу зрения». Противопоказано купа­ние при заболевании носа и глаз, а также сразу после еды.

Купание усиливает страсть, силу, увеличивает жизнь

и цвет, смывает пот, грязь, запах, снимает усталость, удаляет жажду и жар.

Но мытье головы горячей водой похищает волосы и силу зрения.

Купание противопоказано при поносе от жара,

вздутии живота, ма-жу, болезнях носа и глаз,

чхам-па, а также после еды. Глаза имеют природу огня, вода им вредна.

МАССАЖ С ПРИМЕНЕНИЕМ МАСЛА

Постоянное натирание кожи маслом отдаляет момент прихода старости, излечивает расстройства ветра, поддерживает в нормальном состоянии голо­ву, ноги и уши, делает кожу упругой и эластичной, а тело — стройным и легким, укрепляет, дает телу тепло и огонь. Однако частый массаж с примене­нием масел может оказаться вредным для организ­ма. Он противопоказан старикам, детям, людям, страдающим расстройствами ветра и желчи, горячи­ми болезнями. Рекомендуется делать натирания с маслом людям конституции слизи, особенно зи­мой и весной. Они способствуют уменьшению слизи, препятствуют накоплению жира, превращая

его в энергию, делают кожу чистой, конечности крепкими.

Постоянные натирания маслом сдерживают старость. подавляют ветер, поддерживают голову, ноги и уши, тело делают легче, укрепляют, жир сгоняют, дают тепло и огонь.

Но в чрезмерном количестве они нежелательны. Старикам и детям, больным ветром

и желчью натирания противопоказаны. Сытая жирная пища зимой и весной, также сильные натирания хороши для людей слизи. Натирание удаляет слизь, способствует

переплавлению жира.

Это лучшее, что кожу делает чистой, а конечности крепкими.

Чтобы не причинить боль и не нанести вред ор­ганизму, следует массировать не сухое тело, а исполь­зовать при этом масло. Оно укрепит и смягчит кожу, усилит сопротивляемость организма. Масло богато

тепловой энергией, которая передается человеческо­му телу.

В соответствии со структурой мускулатуры в теле можно выделить 3 главные области: первая — торс и голова (от начала позвоночника до макуш­ки головы), вторая область проходит от таза до

пальцев ног, и третья — от ключиц до кончиков пальцев рук.

При массировании передней части торса руки должны двигаться от основания позвоночника вверх к макушке головы и наружу, к области грудной клет­ки. Во второй области массаж следует начинать от района пупка спереди и места соединения позвоноч­ника и таза сзади и продолжать движение вниз по обеим сторонам в направлении пальцев ног. Массаж третьей области (в нее входят плечи, верхние части рук, запястья, ладони и пальцы) начинается на уча­стке ключиц и идет вниз по направлению к пальцам рук.

Масло, нанесенное в точку соединения позвоноч­ника и черепа, оказывает успокаивающее воздейст­вие на нервную систему, укрепляет память и улуч­шает зрение. Для улучшения зрения, слуха и укреп­ления волосяного покрова полезно наносить масло в область макушки, около висков с последующим мас-сированием всей головы. Масло также наносится на кожу и в области сердца, пупка, подмышек, ступней и икр.

При нарушении деятельности системы ветра по­лезно делать массаж с кунжутным (сезамовым) мас­лом. Для людей конституции желчи более приемле­мы подсолнечное, кокосовое или сандаловое масло, обладающие эффектом охлаждения. А людям с до­минирующей системой слизи полезно кукурузное масло или масло корня аира.

При нарушениях системы слизи массаж нужно делать утром. Расстройство системы ветра уменьша­ется после вечернего массажа, а нарушения деятель­ности системы желчи — после полуночного.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАСТАВЛЕНИЯ

Специальные наставления врачебной науки тре­буют: не терпеть голода и жажды, не задерживать рвоты, отрыжки, зевоты, чихания, дыхания, сна, мокроты, слюны, экскрементов, газов, урины.

Неудовлетворение голода приводит к истощению сил, вызывает в организме расстройства, потерю ап­петита и головокружение. Такие расстройства изле­чиваются небольшим количеством удобоваримой, жирной, теплой пищи.

Неутоление жажды вызывает сухость языка, го­ловокружение, сердцебиение, расстройство кровооб­ращения, опьянение. Эти расстройства излечивают­ся веществами охлаждающего свойства.

Задержка рвоты вызывает отвращение к еде, склонность к заразам, одышку, рожистые процессы, расстройства кожи, хронические воспаления, абсцес­сы, расстройства зрения и бронхиты. Возникновение подобных расстройств предупреждается воздержани­ем от пищи и голоданием, окуриванием веществами приятного запаха, полосканием рта, желудка и пи­щевода.

Задержка чихания вызывает притупление шести чувств, головную боль, боли в шейных мышцах, па-резис мускулов лица и ослабление нижней челюсти. Все эти расстройства предупреждаются ароматиче­ским курением, лекарствами, вводимыми через нос, смотрением на солнце.

Задержка зевоты вызывает то же самое, что и за­держка чихания. При этом расстройства от задержки зевоты предупреждаются средствами, излечивающи­ми расстройства ветра.

Задержка дыхания приводит к появлению опухо­лей, нарушениям работы сердца, кровообращения. Расстройства от задержки дыхания устраняют сред­ствами, излечивающими расстройство ветра.

Длительное воздержание от сна вызывает зевоту, слабость, тяжесть в голове, потемнение в глазах, ослабление пищеварительной способности. Все эти расстройства излечиваются употреблением мяса, бульона, вина, массажем, втиранием маслянистых ве­ществ и сном.

Задержка мокроты приводит к увеличению мок­рот на местах их образования, одышке, худобе, рас­стройству сердца и кровообращения, потере аппети­

та. В таких случаях следует прибегать к отхаркиваю­щим средствам.

Задержка слюны вызывает расстройства сердца и центральной нервной системы, течь из носа, голово­кружение, потерю аппетита. Подобные нарушения предупреждаются умеренным употреблением вина, сном и приятными разговорами.

Задержка газов вызывает сухость в экскрементах, задержку экскрементов; возникают опухоли, появля­ются колющую боли, делается потемнение в глазах, ослабляется пищеварение и усвоение, сопровождаю­щееся нарушением сердечной деятельности.

От задержки экскрементов появляется дурной за­пах изо рта, боль в темени, сведение икр, лихорадка и расстройства, подобные тем, которые появляются от задержания газов.

Задержка урины приводит к возникновению ка­менной болезни и различных нарушений половой сферы. Все эти расстройства предупреждаются ван­нами, втираниями, массажем, компрессами, масля­нистыми лекарствами.

Как чрезмерное воздержание от половых сноше­ний, так и злоупотребление в зрелом возрасте вызы­вает сперматорею, боль в члене, задержку урины кам­нями и импотенцию. Такие расстройства излечива­ются ваннами, правильным супружеским образом жизни, при котором необходимо, чтобы оба супруга испытывали совершеннейшее ощущение, а также употреблением в пищу растительных масел, молока, мяса курицы и вина.

Таким образом, препятствия жизненным отправ­лениям организма приводят к самым различным расстройствам, прежде всего расстройствам систе­мы ветра, которые сразу негативно воздействуют на нервную систему. В связи с этим следует во­время излечивать все эти расстройства соответ­ствующими образом жизни, пищей, питьем и лекар­ствами.

Если всевозможные расстройства лечить только голоданием и успокаивающими средствами, устра-

няя лишь внешние проявления болезни, то рас­стройства эти снова возобновляются. Расстрой­ства, возникающие зимой, следует излечивать вес­ной, расстройства, возникшие в весеннее равно­денствие, — летом, а расстройства, возникшие летом, — осенью.

ЧастьIII

БОЛЕЗНИ И ЛЕЧЕНИЕ

ОБЩИЕ И ЧАСТНЫЕ ПРИЧИНЫ БОЛЕЗНЕЙ

В «Чжуд-ши» указывается на основную, общую причину возникновения всех заболеваний:

Если указать на общую причину,

то общая причина всех болезней одна —

это невежество, возникающее от незнания отсутствия «Я».

Все твари, пока находятся

во власти невежества, от болезней не избавятся.

Далее говорится о «трех причинах», порождаю­щих болезни, и «четырех условиях», способствующих усилению или ослаблению течения болезней. Автор «Чжуд-ши» пишет:

Частные причины, возникающие от невежества;

страсть, гнев и глупость — вот эти три яда, а плоды их: ветер, желчь и слизь —

три начала болезнетворных. Время (года), демоны, питание и образ жизни —

это четыре условия, способствующие накоплению или истощению болезней.

Итак, причины болезней — это расстройство трех систем: ветра («рлунг»), желчи («мкхрис») и слизи («бадкан»). Как же сохранить нормальное функцио­нирование этих трех систем?

«Жить долго и не болея!» — вот первый и основ­ной принцип тибетской медицины. И для его реали-зации предусмотрен целый комплекс жизненных ме­роприятий, которые необходимо соблюдать.

Как уже упоминалось ранее, развитие болезней происходит под влиянием на человеческий организм ряда факторов, среди которых можно выделить объ­ективные и субъективные. Объективные условия — климатические особенности места жительства, сме­на времен года — не зависят от человека. Субъектив­ные человек определяет сам. К ним относятся: образ жизни, характер питания, вид трудовой деятельно­сти, общение, особенности сексуальной жизни. Все объективные и субъективные факторы окружающей среды представляют собой внешние причины, воз­действие которых может вызвать развитие болезни. Однако все эти внешние причины болезней прояв­ляются и действуют на уровне внутренней среды орга­низма, состояние которого определяют три системы регуляции — ветер, желчь и слизь. Таким образом, объективные и субъективные причины, оказывая влияние на организм человека, вызывают изменения в функционировании трех регулирующих систем. Нарушение деятельности этих систем и приводит к развитию заболеваний.

Основной причиной возникновения болезни под действием внешних условий является расстройство системы регуляции. Система регуляции, доминирую­щая в организме, определяет, как известно, тип кон­ституции человека. Эта же система регуляции явля­ется наиболее чуткой. Она быстрее всех отреагирует на воздействие окружающих факторов, и ее реакция будет наиболее сильной в отличие от реакции других регулирующих систем.

Таким образом, тип конституции человека пре­допределяет его природную расположенность к оп­ределенным заболеваниям, которые возникают в ре­зультате расстройства доминирующей системы регу­ляции.

Расстройство доминирующей системы регуляции может быть вызвано различными причинами, как объективными, так и субъективными.

Как уже отмечалось, к объективным факторам от­носятся климатические условия проживания и сезон года.

Система ветра усиливается и накапливается в ор­ганизме, когда человек проживает в регионе с кли­матом холодным, сухим и ветреным. В максималь­ной степени это усиление наблюдается в период вес­ны. Конечно же, особенно выраженным усиление системы ветра будет у людей конституции ветра.

Накопление системы желчи происходит у всех людей, проживающих в условиях жаркого и влажно-;

го климата, но в максимальной степени оно про­является в организме людей конституции желчи, имеющих доминирующую, то есть наиболее реактив­ную (отзывчивую), систему желчи. Усиление системы желчи происходит в течение всего лета и особенно в конце лета — начале осени.

Усиление, накопление системы слизи в макси­мальной степени будет происходить у людей консти­туции слизи, особенно у тех из них, которые прожи­вают в условиях климата влажного, холодного, и в течение холодного времени года, зимой, к концу зи­мы — началу весны.

На состояние систем регуляции влияет и дейст-вие субъективных внешних факторов, таких, как об-раз жизни, характер питания, вид трудовой деятель-ности, особенности половой жизни человека. Так, например, активный образ жизни, длительные фи-зические и психологические нагрузки, недостаточ-ный сон и отдых, малопитательная пища вызывают расстройство системы ветра. Появлению подобных нарушений также способствуют пищевые продукты, обладающие первичными вкусами горьким и вяжу-щим, если они используются в питании часто или в больших количествах. Такой образ жизни у людей, проживающих в условиях климата сухого, холодного и ветреного, и особенно у людей конституции ветра, в течение весны (чаще всего в конце весны — начале лета) может привести к появлению заболеваний, в основе которых лежит расстройство системы ветра.

Люди с конституцией желчи, которые ведут чрез­мерно энергичный образ жизни, проживают в усло­виях жаркого и влажного климата, употребляют в пи­щу преимущественно или в большом количестве пи­щу с кислым, соленым и жгучим вкусами, рискуют вызвать у себя, особенно в течение лета, значитель­ное накопление системы желчи, что может привести к появлению заболеваний.

Малоподвижный образ жизни, леность, чрезмер­ный сон и отдых у людей конституции слизи, осо­бенно у тех из них, которые проживают в регионах с холодным и сырым климатом и используют в пита­нии преимущественно или в большом количестве продукты со сладким, горьким и вяжущим первич­ными вкусами, в течение зимы, к весне могут вы­звать значительное расстройство системы слизи.

А теперь подробнее рассмотрим причины рас­стройства регулирующих систем организма. Счита­ется, что заболевания возникают из-за нарушения питания в организме. Чтобы нормально функцио­нировать, каждый орган в теле человека, каждая клетка должны хорошо питаться. Три главных жиз­ненных процесса совершаются во всех органах, тка­нях и частицах, в организме нет места, где бы не совершались эти жизненные процессы. Когда же ка­кая-либо из регулирующих систем организма выхо­дит из состояния равновесия, нарушается питание всего организма.

Причины расстройства питания бывают отдален­ные и ближайшие. Отдаленные причины в свою оче­редь разделяются на общие и частные. В организме происходит неисчислимое множество расстройств питания. Перечислить причины каждого расстрой­ства невозможно. Общей причиной различных рас­стройств должно считать неведение, то есть отсут­ствие знания о самом себе. Частными причинами расстройств питания нужно считать те, которые опять-таки происходят от нашего неведения: 1) от неумения пользоваться своими страстями, 2) от отсут­

ствия истинной доброты и 3) от незнания вообще и от нашего незнакомства с врачебной наукой в част­ности.

Ближайшими причинами расстройства питания в организме считается расстройство системы регуля­ции ветра, желчи или слизи.

Итак, близкие причины — ветер, желчь, слизь,

пока в них нет изменений, пребывают как

(потенциальные) причины болезней,

но как только равновесие между ними нарушится,

то проявляют себя как болезни

и начинают вредить телу и жизни.

Даже если эти нарушения едва заметны, они все равно в будущем могут стать причинами расстрой­ства питания в организме. В том случае, когда эти расстройства значительны и не излечиваются вовре­мя, тогда их влияние на организм ясно обнаружива­ется. При расстройстве жизненных процессов желчи ткани, под влиянием этого расстройства, медленно сгорают по причине усиления энергии жизненной живой теплоты. Несмотря на то что жизненные процессы желчи главным образом совершаются в первых путях пищеварения, расстройства их имеют влияние на грудную полость.

Вообще все расстройства питания, которые на­чинаются с повышения температуры, сопровождают-

<ся расстройством жизненных процессов желчи.

Возмущение желчи сжигает силы тела, ибо она обладает природой Огня и горяча.

Находясь внизу, она устремляется вверх.

Все болезни жара только от нее.

Расстройства жизненных процессов системы сли­зи в организме способствуют ослаблению энергии жизненной живой теплоты. Несмотря на то что жиз­ненные процессы слизи главным образом соверша­ются в грудной полости, расстройства их имеют влия­ние на брюшную полость. Вообще все расстройства питания, начинающие­ся понижением температуры, сопровождаются рас­стройствами жизненных процессов системы слизи.

Возмущение слизи угнетает огонь и тепло, ибо она обладает природой Воды и прохладна. Будучи наверху, она падает вниз. Все болезни холода только от нее.

Расстройство системы регуляции ветра, одинако­во сопровождая расстройства жизненных процессов желчи или слизи, в первом случае способствует по­вышению температуры, а во втором — понижает ее. То есть разбалансированная система ветра при до­полнительных расстройствах желчи повышает тем­пературу тела, а при сопутствующих расстройствах слизи понижает ее. Кроме того, расстройство системы ветра способствует одновременному расстройству жизненных процессов и желчи, и слизи и вызывает тем самым совершенно противоположные расстрой­ства питания всего организма.

Поэтому ближайшей причиной всевозможных расстройств питания в организме должно считать прежде всего расстройство регулирующей системы ветра.

Ветер является общим для холода и тепла. На солнце он способствует перегреву. При луне — усиливает охлаждение. Он проникает и вверх-вниз, и внутрь-наружу. Он вызывает распри между холодом и теплом, поэтому ветер — это причина всех болезней.

УСЛОВИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ЗАБОЛЕВАНИЮ

У причин существуют три условия:

порождающие, накапливающие и способствующие

проявлению.

Порождающие — это те, что порождают и увеличивают. Накапливающие собирают и в движение приводят,

а способствующие проявлению дают толчок

к проявлению болезни.

Порождающие условия: погода, органы чувств

и образ жизни. их недостаток, избыток, неверность порождают болезни.

Расстройства питания в организме зависят от вре­мени года и погодных условий, от состояния дея­тельности шести чувств и от образа жизни.

Если в жаркое время года слишком жарко или, наоборот, прохладно, если в холодное время года слишком холодно или, напротив, тепло, если в дожд­ливое время года слишком много, или же слишком мало дождей, или нет дождя вовсе, такое состояние времен года считается ненормальным, а значит, спо­собно вывести из равновесия доминирующую систе­му регуляции.

Когда мало тепла, холода, а также дождей —

это недостаток. Избыток — наоборот, когда их слишком много.

Шесть чувств функционируют нормально, когда человек имеет нормальное зрение, слух, обоняние, вкус, осязание и ощущение полной удовлетворенно­сти (физической и умственной), являющейся резуль­татом деятельности органов чувств. Усиление их дея­тельности, или ослабление, или слишком резкая пе­ремена считаются ненормальными.

Когда пять органов с их пятью объектами (восприятия) мало сообщаются или совсем не связаны —

это недостаток,

а чрезмерное соединение будет излишеством. Неверным считается соединение с тем, что находится слишком близко — слишком далеко, с тем, чего слишком много — слишком мало, с тем, что устрашает и причиняет страдания.

Образ жизни охватывает физическую, умствен­ную, душевную деятельность человека, а также его умение пользоваться даром слова.

Умеренный образ жизни считается нормальным;

усиленная или ограниченная деятельность всех четы­рех его составляющих или насилие над ними отри­цательно повлияют на состояние здоровья человека. Строгий образ жизни, теплые пища и питье, теп­лый климат, теплое жилище, теплое время года под­держивают нормальное состояние системы ветра. Все холодное, то есть холодный климат, холодное время года, холодное помещение, холодная одежда, холод­ные пища и питье, приводят к расстройству системы ветра.

Такие расстройства излечиваются с помощью все­го маслянистого и теплого.

Умеренный образ жизни, все прохладное, то есть прохладное время года, прохладная одежда, прохлад­ные пища и питье, поддерживают нормальное со­стояние жизненных процессов желчи. Жаркий кли­мат, жаркое время года, слишком теплое помеще­ние и одежда, горячие и горячительные пища и питье вызывают расстройства жизненных процессов желчи.

Эти расстройства излечиваются под влиянием ус­покаивающего и прохлаждающего.

Малоподвижный образ жизни, приятный климат, плодородная почва, прохладное помещение, легкая одежда, жирная и сдобная пища и питье поддержи­вают нормальное состояние жизненных процессов системы слизи. Оттепель и сырость в холодное время года, теплые пища и питье приводят к нарушению функционирования системы слизи.

Лечить такие расстройства рекомендуется суро­вым образом жизни и строгой диетой.

Каждая из систем регуляции имеет в человече­ском организме определенную область наибольшей активности. При нарушениях в функционировании какой-либо регулирующей системы эта область спо­собна перемещаться в пределах человеческого тела и концентрироваться, например, в каком-нибудь орга­не. Подобные расстройства вызовут у человека недо­могание и заболевание. Организм считается здоро­вым только тогда, когда все жизненные процессы со­вершаются в районах своей деятельности.

Деятельность системы ветра совершается нор­мально во время равноденствий, если этому соответ­ствуют климатические условия, строгий образ жиз-яи, питательные и удобоваримые пища и питье. На­рушения системы ветра не произойдет, если чело­век, в зависимости от времени года и колебаний тем­пературы, вовремя примет соответствующие меры предосторожности, позаботится о помещении, оде­жде, пище и питье. Летом в дождливые, с холодным ветром дни нарушаются жизненные процессы ветра. Осенью во время теплых сухих дней при употребле­нии теплой и жирной пищи и питья они снова изле­чиваются.

Жизненные процессы желчи совершаются нор­мально и в летнее время, при употреблении жирной я питательной пищи. Они не нарушатся, если чело­век позаботится о прохладном помещении, легком одеянии, о пище и питье. Осенью процессы желчи, как правило, расстраиваются под влиянием той же питательной жирной пищи и питья, теплой одежды и помещения, но в начале зимы, с приходом холод­ных дней, снова излечиваются.

Жизненные процессы системы слизи нормально совершаются и в конце зимы при употреблении жир­ной и питательной пищи и питья в холодном виде. Не произойдет нарушения их даже при малоподвиж­ном образе жизни. В начале весны, с наступлением теплоты, эти жизненные процессы нарушаются, а во время весеннего равноденствия под влиянием суро­вого образа жизни, легкой и питательной пищи сно­ва излечиваются. '

Итак, каждый из этих жизненных процессов име-6 ет благоприятные и неблагоприятные периоды. Но под влиянием пищи, питья и образа жизни процес­сы ветра, желчи и слизи могут совершаться нормаль­но, нарушаться и снова излечиваться в любое время года.

Условия, способствующие заболеванию,

бывают общими и частными. Общие: сезоны первоэлементов, демоны гдон, яды, неподходящее питание, неверное лечение и дурные деяния. Другими словами, к общим причинам, приводя­щим к расстройству жизненных процессов в орга­низме, относятся: 1) неумение приспособляться к изменениям погодных условий, 2) индивидуальные особенности человека, его восприимчивость к раз­личным воздействиям, 3) разного рода отравления, 4) вредные пища и питье, 5) неправильное лечение, 6) порочная жизнь.

К частным причинам, расстраивающим систему ветра, относятся: употребление веществ горького вку­са, малопитательного и грубого свойства, распутная жизнь, голодание, бессонные ночи, усиленная рабо­та и долгие разговоры на голодный желудок, обиль­ное кровотечение, сильный понос и рвота, частая простуда, сильные рыдания и разговоры о предме­тах, огорчающих и вызывающих печаль, а также зло­употребление физической и умственной сферами ор­ганизма.

Частные: избыток горького, «легкого», «грубого», половые излишества, голод, недосыпания, чрезмерная работа на пустой желудок, обильное кровотечение, сильные рвота и понос, охлаждение на морозе, плач до утомления, горе в сердце, многословие, питание долгое время несытной пищей, сдерживание позывов, а также потуги чрезмерные — вот эти условия приводят ветер в движение.

К частым причинам, расстраивающим жизнен­ные процессы желчи, относятся: злоупотребление пищевыми веществами жгучего и приятного вкуса, обильное употребление горячей и острой пищи, про­должительный сильный гнев, сон днем, усиленная сидячая работа, чрезмерное усилие при поднятии тя­желых вещей и производстве земляных работ, чрез­мерные гимнастические упражнения, бег, борьба, драка, падение с лошади, ушибы, падение с высоты, удары, чрезмерное употребление мяса, масла и вина.

Склонность к жгучему, «острому», «горячему»,

«маслянистому», неукротимый гнев в духовной природе,

сон в жаркий полдень и после сна тяжелая работа,

непосильный груз, копание твердой земли,

натягивание тугого лука, драка, борьба,

бег наперегонки изо всех сил,

падение с лошади и с кручи,

попадание под падающее, удар камнем, побои палками, I мясо, тростник сахарный, чан и прочее в большом количестве — вот эти условия вызывают жар желчи.

Причины, приводящие к расстройству жизнен­ных процессов системы слизи, таковы: длительное или частое употребление пищи горького и приятно­го вкуса, тяжелого, прохлаждающего и жирного свой-;

ства, продолжительное спокойное пребывание послов обильной еды, сон днем, продолжительное пребыва-I ние в сыром месте, продолжительное купание, влия­ние холода и сырости при легком костюме, употреби ление в большом количестве свежих, сырых и гни­лых ягод, семян, плодов, овощей, жирной козлятины^ мяса буйвола, растительных масел, старого несвеже­го масла, редьки, вообще сырой зелени, сырой пи-ь щи, недоваренной, переваренной, копченой, козьего. молока, кефира, кумыса, холодного чая — вообще злоупотребление пищей и питьем. Особенно вредно употребление пищи до усвоения съеденной ранее.

Склонность к горькому, сладкому, «тяжелому»,

«холодному», «маслянистому»,

малоподвижность после еды, сон в дневное время,

лежание на сыром, купание, легкая одежда,

пшеница, горох, фрукты, недозрелые и испорченные,

сушеная козлятина, тощее мясо, жир, масло растительное,

топленое и прогорклое, старая зелень, редька лежалая,

чеснок и прочее в сыром виде,

пища недоваренная, подгоревшая и забродившая,

козье молоко, шо и дар из него, холодный чай и вода,

употребление пищи и жидкости в избытке,

прием пищи до того, как переварилось ранее съеденное, —

вот эти условия вызывают болезни слизи.

Если все условия смешаны,

то будет болезнь сложного характера.

То есть одновременное влияние различных при­чин вызывает расстройства двух или даже трех жиз­ненных процессов.

ПРЕДВЕСТНИКИ БОЛЕЗНИ

Отдаленными предвестниками возникновения бо­лезни, по «Чжуд-ши», могут служить окружающие люди, сновидения, изменения внешности и характе­ра больного.

В том случае, когда больного окружают люди, вы­дающиеся по своим знаниям и уму, люди религиоз­ные, доброжелательные, с хорошим характером, че­ловек имеет все возможности для скорого выздоров­ления. В противном случае нельзя надеяться на то, что больной выздоровеет, особенно если окружают его лица трусливые, легкомысленные, торопливые, нервные, раздражительные, безнравственные, веду­щие неприличные и неприятные разговоры.

Если посланный от больного встретит врача сер­дитого, бранящегося, ожидающего только вознагра­ждения, это предвещает дурной исход.

Если отправляться в дорогу четвертого, шестого и девятого числа лунного месяца, во время затмения солнца или луны, в дни, известные худыми предзна­менованиями, и в ночное время, то исход пути мо­жет оказаться неблагополучным. Не предвещает ни­чего хорошего и то, если во время сбора в дорогу приходится видеть и слышать брань, плач, убийство, драку, пожар, а также если путнику пересечет дорогу змея, обезьяна, выдра или кошка.

Хорошей приметой считается довольство и изо­билие, когда в дороге встречаются сады с богатым урожаем, монастыри, красивые места, веселые пиры, домашний скот, дети, родные, добрые и нравствен­ные люди, приветствующие путника ласковыми и ра­достными словами.

Когда приходится выносить из дома всякие яства, без всякой причины тухнет огонь и бьется посуда — это дурные предзнаменования.

В «Чжуд-ши» говорится, что сновидения челове­ка тоже влияют на его общее состояние. Они бывают шести родов. Люди видят во сне то, что видели на­яву, то, что слышали, то, что имели, то, что чувство­вали, то, что надеялись сделать, или, наконец, быва­ют сны, которые предвещают серьезное расстройство питания организма, то есть заболевания. Сновиде­ния с начала ночи легко забываются и не имеют по­следствий. Исполняются же те сновидения, которые человек видит под утро и способен ясно восстано­вить в памяти.

Сновидениями, предвещающими болезни, счита­ется следующие: если человек видит во сне, что едет аа кошке, на обезьяне, на барсе, на лисице, на мерт­веце; если он едет на восток верхом без одежды на медведе, на лошади, на свинье, на муле, на верблю-•це; если он видит, как у него на голове выросло дере­во, на котором птица свила гнездо, и из сердца также выросло дерево или цветок; что он падает в канаву, лежит в гробу; что у него оторвалась голова; что он окружен воронами и гадами, питающимися мясом;

что у него слезла кожа с ноги или что он оказался в утробе матери, утонул, увяз, съеден рабами, нашел железо и золото и продал; ссорился, отдавал подати, повинности, женил сына, сидел без одежды, брил усы и бороду, пировал с умершими, сопровождал их и вообще весело проводил с ними время, был одет в

красные и пестрые одежды.

Бесчисленное множество сновидений подобного рода, по мнению автора «Чжуд-ши», указывает на то, что в организме возникают серьезные нарушения в деятельности систем регуляции, действующие на ум­ственную сферу организма. Если эти сновидения бес­прерывно продолжаются, то предвещают смерть, а если они неожиданно возникают у людей, не имею­щих расстройства питания, то скоро исчезают.

Хорошим и счастливым предзнаменованием счи­таются сны, в которых человек видит небожителей, известных и знатных людей, самцов домашнего ско­та, пожар. Добрым знаком считаются и такие сны, в

которых приходится натираться кровью и грязью, одеваться в белую одежду, удается избежать опасно­сти, победить врагов, случается найти различные се­мена, предметы роскоши, подниматься на гору и на стены крепости, доставать плоды с дерева, ехать вер­хом на льве, на слоне, на лошади, на быке, переез­жать через реку и отправляться на запад и на север, молиться, угощать мать и отца.

ПУТИ БОЛЕЗНИ И ПРИЗНАКИ ИСТОЩЕНИЯ, НАКОПЛЕНИЯ ИЛИ ВОЗБУЖДЕНИЯ РЕГУЛИРУЮЩИХ СИСТЕМ

Теперь о том, как болезнь входит в поражаемые места. Условий, способствующих этому, четыре. Поражение одного из поражаемых бьет по связанным

с ним.

Ветер размещается в костях, желчь — в крови и в поте, а слизь — во всех остальных силах тела. Так как силы тела* являются для них опорой, то от смятения вредных начал** силы тела

становятся тоже опасными, и оба (вредные начала и силы тела) начинают вредить

нечистотам***.

Сок пищи, вызывающей какую-либо болезнь, ветром Проникающим разносится по отверстиям. И когда прозрачный сок попадает в отверстие, то все его недостатки при соответствующем образе

жизни,

подобно тучам, собирающимся в небе, начнут на своих местах расти и копиться. При благоприятных условиях они придут в движение и, кинувшись по шести дорогам****, станут болезнью. Места, на которые опирается проникшая болезнь:

место переваривания, вертлужная впадина, кости,

* Силы тела или ткани организма (см. «Ткани, со­ставляющие организм человека, или Силы тела»).

** Вредные начала — ветер, желчь, слизь.

*** Вредить нечистотам — изменять кал, мочу и пот.

**** Шесть дорог — кожа, мясо, сосуды, кости, плот­ные и полые органы.

суставы, осязание и уши — это места ветра,

а в особенности — место переваривания, толстая кишка.

Место желчи — пупок, желудок, кровь, пот,

прозрачный сок, чху-сер, глаза и кожа,

а в особенности — граница между переваренной

и непереваренной (пищей). Слизь находится в груди, шее, легких, голове, в прозрачном соке, жире, костном мозге, семени, кале, моче, в носу, языке, а в особенности там, где пища еще не переварена.

Болезни в тибетской медицине классифицируют­ся на основании того, деятельность какой регулирую­щей системы организма оказалась нарушенной. Та­кое дифференцирование заболеваний происходит на нескольких уровнях. Первый уровень — выявление расстроенной регулирующей системы, вызвавшей за­болевание.

Каждая из трех систем регуляции может претер­певать различные изменения:

1) уменьшаться (истощаться);

2) увеличиваться (накапливаться);

3) меняться качественно — возбуждаться (возму­щаться).

Признаков проявлений вредных начал три:

накопление, истощение и возбуждение. То, что копится и истощается, — это болезни, силы тела

и нечистоты. Расскажу о причине, отличительных чертах,

их проявлениях. Причины накопления и истощения вредных начал.

Если питание и образ жизни неблагопрятны

или плохо сочетаемы, если не соблюдаются правила, что принять,

от чего воздерживаться, то это явится причиной накопления —

истощения сил тела. Второе. Огненная теплота тела * находится на своем месте,

но ее части присутствуют во всех силах тела,

* Огненная теплота тела — желчь Переваривающая, ко­торая находится на границе между непереваренной и пе­реваренной пищей.

и от ее загорания — затухания зависят накопление и истощение.

О состоянии огненной теплоты можно судить по нечистотам*.

Каждое из указанных нарушений в системе ре­гуляции сопровождается определенными внешни­ми проявлениями, симптомами. Ниже приведены 1) наиболее характерные симптомы расстройства систем регуляции; 2) признаки локализации ветра, желчи и слизи в различных органах; а также 3) симп­томы поражения одной из пяти разновидностей каж­дой из систем регуляции.

Симптомы уменьшения (истощения) трех систем регуляции:

— при истощении системы ветра понижается актив­ность, человек становится неразговорчивым, ма­лообщительным, снижается внимание, память становится неясной, появляются ощущение дис­комфорта и признаки усиления системы слизи;

— в результате истощения системы желчи уменьша­ется тепло в теле, теряется цвет кожи, лицо тем­неет, человек мерзнет, дрожит;

— при уменьшении системы слизи появляются го­ловокружение, сердцебиение, слабость всех сус­тавов и связок.

При увеличении (накоплении) систем регуляции появляются следующие симптомы:

— при увеличении ветра тело «сохнет», лицо темне­ет, живот становится твердым и напряженным, человек мерзнет, тянется к теплу, появляются болтливость, сонливость, головокружение, умень­шаются силы, вместе с тем становятся ясными и четкими все ощущения;

* Признаком чрезмерного усиления огненной теплоты

являются сухой кал и запоры, ослабление сопровождается поносами.

— при увеличении желчи моча, кал, глаза, кожа приобретают желтый цвет, усиливается голод и жажда, тело становится горячим, появляются бес­сонница, понос;

— при увеличении слизи уменьшается тепло тела, снижается способность переваривать пищу, по­является много слюны и выделений из носа, сон­ливость, затрудненное дыхание, бледность кож­ных покровов.

Возбуждение систем регуляции сопровождается следующими симптомами.

При возбуждении ветра пульс становится полым, пустым, моча прозрачная, как вода, после отстаива­ния остается жидкой, хочется ходить, появляются вздохи, сознание возбужденное, голова немеет и кру­жится, шум в ушах, язык сухой, красный, шерша­вый, во рту вяжущий привкус, перемежающиеся боли, озноб и дрожь, при движении колющие боли повсе­местно, кажется, что тело сводит, сжимает, растяги­вает, скручивает, сильные боли при движении, на кончиках желтых волос проступает желтая жидкость, бессонница, зевота, дрожь, потягивание, приступы гнева, в пояснице и суставах боли, как от побоев, колющие боли в затылке, груди и челюстях, точки ветра раскрыты и болят при нажиме, пустая рвота на рассвете, кашель с мутной мокротой, урчание в жи­воте, вечером боли после еды.

Признаки возбуждения желчи: пульс полный, чет­кий, сильный и быстрый, моча красно-желтая, с за­пахом и с сильным паром, голова болит, тело горит, во рту кислый привкус, язык с толстым налетом, сухо в ноздрях, на глазах желто-красное облачко, неожи­данные колики, ночью бессонница, и днем невозмож­но заснуть, мокрота красно-желтая солоноватая, жа­жда, понос и рвота желчью и кровью, потливость, запах, цвет тела красно-желтый, при созревании бо­лезни он проходит, в полдень и в полночь боли при переваривании пищи.

При возбуждении слизи пульс вялый, слабый, мед­ленный, моча белесая с незначительным паром и за­пахом, во рту пресный привкус, язык и десны беле­сые, глаза тоже белесы и веки отечны, насморк и выделение мокроты, тяжесть в теле и на душе, аппе­тит нарушен, нет тепла, пищеварение ослабленное, болят почки и поясница, телй отекает, появляются гнойники, рвота и понос слизью и съеденной пи­щей, память неясна, сонливость, слабость, кожа зу­дит, суставы тугоподвижны, разрастается мясо, рав­нодушие к делам, пища, съеденная в дождь, утром или вечером, сразу приходит в движение.

При преобладающем расстройстве восприятия, уподобления, всасывания, усвоения, удаления-очи­щения-расходования воздуха живот вздут и упруг;

при преобладающем расстройстве жизненных про­цессов желчи живот вдавлен и мягок;

при преобладающем расстройстве жизненных про­цессов слизисто-серозной и млечно-лимфатической систем живот не вздут, не вдавлен, не упруг и не мягок.

Нарушения функционирования систем организ­ма сопровожаются скоплением ветра, желчи или сли­зи в различных тканях и органах. Симптомы и по­следствия таких нарушений также были подробно описаны тибетскими медиками.





Название статьи Питье. Вода, молоко, алкоголь