Вернутся на главную

ПЕРСПЕКТИВЫ ПЕРЕХОДА К ИНФОРМАЦИОННОМУ ОБЩЕСТВУ


ПЕРСПЕКТИВЫ ПЕРЕХОДА К ИНФОРМАЦИОННОМУ ОБЩЕСТВУ на нашем сайте

Статьи
Статьи для студентов
Статьи для учеников
Научные статьи
Образовательные статьи Статьи для учителей
Домашние задания
Домашние задания для школьников
Домашние задания с решениями Задания с решениями
Задания для студентов
Методички
Методические пособия
Методички для студентов
Методички для преподавателей
Новые учебные работы
Учебные работы
Доклады
Студенческие доклады
Научные доклады
Школьные доклады
Рефераты
Рефератывные работы
Школьные рефераты
Доклады учителей
Учебные документы
Разные образовательные материалы Разные научные материалы
Разные познавательные материалы
Шпаргалки
Шпаргалки для студентов
Шпаргалки для учеников
Другое

В настоящее время стало ясно следующее: чтобы та или иная страна могла занять достойное место в мире в XXI в. и на равных участвовать в экономическом соревновании с другими странами, она должна перестраивать и приспосабливать свои структуры, приори теты, ценности, институты к требованиям индустриальной ИТ. Эко номические позиции той или иной страны в начале — середине XXI в. будут определяться такими новаторскими технологиями, как термо ядерный синтез, биотехнология, плазменные процессы, космическая связь и др. Но их развитие, в свою очередь, зависит от информатики. Нельзя представить себе эффективное и надежное функ ционирование, например, атомных станций или космической связи без высокотехнологического, т.е. компьютерного информационно-организационного, обеспечения.

Страны Запада и Япония уже два десятилетия разрабатывают проблемы информатизации общества. В последние годы там развер нуты соответствующие общенациональные программы, поддержи-

4-514


ваемые огромными государственными субсидиями. Информатизация считается прорывом в будущее. На это пошли все развитые страны, придав информатизации высшие приоритеты, подчинив этой цели основные ресурсы и усилия. Из объекта теоретического анализа ин форматизация превратилась в критерий оценки могущества и фактор выживания той или иной страны в борьбе за экономическое и политическое превосходство, стала важнейшим ориентиром для выработки внутренней и внешней стратегии государства.

В настоящее время объем расходов США на информатизацию (создание, производство, монтаж, использование ЭВМ, информа ционных сетей и систем разного уровня, БД и т.д.) достиг нескольких сот миллиардов долларов в год и превышает объем военных рас ходов. Американские системы компьютерной оборонной инициативы (КОН) и особенно стратегической оборонной инициативы (СОИ) базируются на развитых ИТ, которые, в свою очередь, предполагают информатизацию управления, науки, проектных разработок, всех систем выработки, принятия и поддержки решений.

Известно наше отставание от США в количестве и качестве парка ЭВМ, особенно суперЭВМ и ПЭВМ, и в развитии коммуника ционных систем. Такое положение опасно, особенно если учесть обо ронные аспекты информатизации.

Очень часто в литературе по информатике отмечается только наше отставание от Запада и США, совершенно замалчивается опыт СССР и советских ученых и специалистов в области информа тизации. Этот опыт должен быть осмыслен, проанализирован, и из него необходимо сделать правильные выводы для условий сегод няшней действительности.

В конце 60-х годов в СССР под руководством В.М. Глушкова (Институт кибернетики Академии наук Украины), подчеркнем, в те же годы, что и на Западе, был разработан проект создания общегосударственной автоматизированной системы (ОГАС). Соглас но концепции ОГАС все ее территориальные и отраслевые звенья должны были создаваться на единой научно-методической основе. Суть этой основы выражалась в системном (комплексном) подходе, обеспечивающем целевую, проблемную, информационную и прог раммно-техническую совместимость всех звеньев управления народным хозяйством. Комплексный подход состоит из возможности построения системы управления как единого целого путем

определения главной деятельности системы и последующего развертывания ее в иерархическую структуру целей методом декомпозиции.

Осуществление такого подхода оказалось нереальным по следующим причинам:

огромная масштабность и трудоемкость;

отсутствие в 60-х — начале 70-х годов математического аппарата системотехники;

отсутствие технических и программных средств;

сложившаяся в те годы организация и культура управления.

Одним словом, автоматизировать сразу все на голом месте, игнорируя естественную эволюцию любой системы — ее постепенное наращивание и усложнение, — оказалось невозможным. В результате многолетних работ на разных территориях страны появилось множество информационно разобщенных ведомственных систем, функционирующих независимо друг от друга. Хотя, казалось бы, что в силу привязки всех отраслевых звеньев ОГАС к той или иной территории при формировании своих информационных баз они должны были использовать всестороннюю информацию о «своей» территории. Однако преобладание отраслевых (ведомственных) интересов над территориальными и ограниченность полномочий местных органов власти в вопросах управления территориями исключали появление таких стимулов.

В концепции информатизации нашей страны в конце 80-х годов указанные выше недостатки были в большей части устранены и во главу информатизации был поставлен региональный принцип; соз дание развитой информационной среды будет происходить регио нально по мере готовности регионов к решению соответствующих проблем.

К этим проблемам развития информационной сферы регионов относятся следующие: проблемы индустриализации получения и обработки информации, психологические, правовые, экономические и социальные.

Индустриализация получения и обработки информации означает создание и развитие крупного машинного производства в информационной сфере. Эти проблемы порождены противоречиями между необходимостью современного использования во всех сферах человеческой деятельности больших объемов информации и невозможностью оперативно формировать такие объемы с помощью традиционных информационных средств, технологий и систем связи.

К психологическим проблемам следует отнести в первую очередь проблему готовности населения к переходу в информационное общество. Этот переход в настоящее время затрудняется низким уровнем информационной культуры населения, недостаточной компьютерной грамотностью, а отсюда и низкими информацион ными потребностями, а также отсутствием желания их развивать. Наблюдается невосприимчивость экономики управления на всех уровнях к результатам НТР и прежде всего в инфосфере. Психо физиологический аспект проблемы определяется совместимостью человека и новой информационной техники и технологии.

Здесь необходимо еще раз подчеркнуть, что информатизация общества предполагает организацию компьютерного ликбеза насе ления, подготовку и переподготовку кадров — специалистов по ЭВМ и неспециалистов, т.е. пользователей, компьютеризацию всех звеньев образования от начальной школы до вуза и системы послевузовского образования, создания огромной сети по переквалификации работ ников, формирование, особенно у молодежи, новой информационной культуры, расширение математического образования, преодоление барьеров на пути к ПЭВМ, машинным языкам и т.д.

Правовые проблемы возникают в связи с превращением информации в основные ресурсы развития общества. Возникают новые виды правонарушений, которые свойственны лишь инфор мационной сфере. Экономические проблемы обусловлены переходом к экономике информационного общества.

Социальные проблемы связаны с коренным изменением образа жизни общества под воздействием информатизации. К этим проб лемам также можно отнести коммуникационные проблемы и проб лемы гуманизации развития инфосферы.

К настоящему времени отсутствуют проработки научных, концеп туальных основ, методов, научного обоснования и экспертиз прог рамм и проектов развития инфосферы, научного сопровождения этого процесса в каждом регионе.

Создание высокоразвитой инфосферы региона и решение порож даемых этим процессом проблем может осуществляться различными путями.

Первый путь — это стихийная самоорганизация процесса разви тия инфосферы. Этот путь характерен для общественных процессов, связанных с изменением условий жизни и адаптации общества к

К психологическим проблемам следует отнести в первую очередь проблему готовности населения к переходу в информационное общество. Этот переход в настоящее время затрудняется низким уровнем информационной культуры населения, недостаточной компьютерной грамотностью, а отсюда и низкими информацион ными потребностями, а также отсутствием желания их развивать. Наблюдается невосприимчивость экономики управления на всех уровнях к результатам НТР и прежде всего в инфосфере. Психо физиологический аспект проблемы определяется совместимостью человека и новой информационной техники и технологии.

Здесь необходимо еще раз подчеркнуть, что информатизация общества предполагает организацию компьютерного ликбеза насе ления, подготовку и переподготовку кадров — специалистов по ЭВМ и неспециалистов, т.е. пользователей, компьютеризацию всех звеньев образования от начальной школы до вуза и системы послевузовского образования, создания огромной сети по переквалификации работ ников, формирование, особенно у молодежи, новой информационной культуры, расширение математического образования, преодоление барьеров на пути к ПЭВМ, машинным языкам и т.д.

Правовые проблемы возникают в связи с превращением информации в основные ресурсы развития общества. Возникают новые виды правонарушений, которые свойственны лишь инфор мационной сфере. Экономические проблемы обусловлены переходом к экономике информационного общества.

Социальные проблемы связаны с коренным изменением образа жизни общества под воздействием информатизации. К этим проб лемам также можно отнести коммуникационные проблемы и проб лемы гуманизации развития инфосферы.

К настоящему времени отсутствуют проработки научных, концеп туальных основ, методов, научного обоснования и экспертиз прог рамм и проектов развития инфосферы, научного сопровождения этого процесса в каждом регионе.

Создание высокоразвитой инфосферы региона и решение порож даемых этим процессом проблем может осуществляться различными путями.

Первый путь — это стихийная самоорганизация процесса разви тия инфосферы. Этот путь характерен для общественных процессов, связанных с изменением условий жизни и адаптации общества к

новым условиям. Следует отметить, что стихийная самоорганизация сглаживает многие болезненные процессы в обществе, однако затягивает процессы развития инфосферы и приводит к значи тельному перерасходу ресурсов.

Второй путь — это централизованное управление процессом развития инфосферы. Нецелесообразность этого пути в значительной степени подтвердило программное управление информатизацией общества, т.е. нежизненность концепции и программ, которые были разрабртаны на уровне страны в целом.

Третий путь - - это направляемое развитие инфосферы. Здесь предусматривается саморазвитие процесса в условиях действия принятой системы ограничения. При этом сохраняются все досто инства самоорганизации, самоуправления и к тому же сокращается время протекания процесса. Для развитых стран можно считать, что приемлем и первый путь, однако для России целесообразно избрать третий, так как значительное отставание в создании высокоразвитой инфосферы может привести к безнадежному состоянию этой проб лемы в обозримом будущем.

Контрольные вопросы

1. Как Вы понимаете категорию «знание»?

2. Каково соотношение знаний и информационного ресурса?

3. Расскажите об особенностях информационного ресурса.

4. В чем разница между пассивной и активной формами ИР?

5. Что такое информационное общество?

6. Какие вы знаете промышленные и информационные перевороты в обществе?

7. Раскройте сущность и цели информатизации.

8. Раскройте содержание технической базы информатизации.

9. Функциональные блоки и принципы вычислительных систем пятого поко
ления.

10. Назовите требования к формированию информационных структур.

П. Дайте характеристику факторам, влияющим на развитие индустрии ин форматики.

12.Что такое открытая технологическая система?

13.Расскажите об особенностях интеллектуального и информационного рынка.

14.Как вы понимаете рынок знаков?

15.Какие вы видите перспективы перехода России к информационному об
ществу?

16-Каковы проблемы и пути информатизации регионов России?

РАЗДЕЛ II ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА

ГЛАВА 5





Название статьи ПЕРСПЕКТИВЫ ПЕРЕХОДА К ИНФОРМАЦИОННОМУ ОБЩЕСТВУ