Вернутся на главную

Потребительский выбор и его особенности. Теория предельной полезности. Функция полезности


Потребительский выбор и его особенности. Теория предельной полезности. Функция полезности на нашем сайте

Статьи
Статьи для студентов
Статьи для учеников
Научные статьи
Образовательные статьи Статьи для учителей
Домашние задания
Домашние задания для школьников
Домашние задания с решениями Задания с решениями
Задания для студентов
Методички
Методические пособия
Методички для студентов
Методички для преподавателей
Новые учебные работы
Учебные работы
Доклады
Студенческие доклады
Научные доклады
Школьные доклады
Рефераты
Рефератывные работы
Школьные рефераты
Доклады учителей
Учебные документы
Разные образовательные материалы Разные научные материалы
Разные познавательные материалы
Шпаргалки
Шпаргалки для студентов
Шпаргалки для учеников
Другое

Выбор потребителя и функция спроса. Выведение индивидуальной и рыночной кривой спроса на рынке отдельного товара. Кривая Энгеля.

Потребительский выбор и его особенности. Теория предельной полезности.

Тема 3. ТЕОРИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ, ЕЕ ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ

Применение ценовой эластичности предложения

Говоря про ценовую эластичность предложенияи его применимость на практике, можно привести несколько примеров ее значимости в экономической деятельности.

Эластичность предложения является положительной, поскольку цена и величина предложения изменяются в одном направлении. Она зависит от многих факторов, в том числе от самой возможности и затрат на длительное хранение данного товара, условий его производства и гибкости реакции последнего на изменение рыночной конъюнктуры (особенно возможностей переналаживания оборудования и переквалификации рабочих либо привлечения новых факторов производства). Еще большую, чем для спроса, роль играет при этом фактор времени, поскольку чаще всего предложение менее изменчиво по сравнению со спросом. Очевидно, что с расширением границ временного интервала эластичность предложения, как правило, повышается. Другими словами, чем протяженнее временной отрезок, которым располагает товаропроизводитель, тем больше возможности его приспособления к изменению цены и перераспределению ресурсов между альтернативными областями их использования.

3.2. Функция полезности. Равновесное состояние потребителя: кривые безразличия, бюджеты и цены.

Потребительский выбор, его особенности. «Суверенитет потребителя»

Рынок – это экономическая система, ориентированная на потребителя. Этим объясняется постоянный интерес экономической науки к тому, как ведет себя обычный потребитель, какими мотивами он руководствуется, делая выбор в море товаров, существуют ли закономерности, управляющие его поведением на рынке. На все эти вопросы дает ответ теория потребительского поведения.

Потребительское поведение– это процесс формирования спроса потребителей на разнообразные товары и услуги, что определяет их производство и предложение на рынках.

На первый взгляд, поведение отдельного потребителя не может иметь серьезного значения для экономики, где действуют громадные предприятия, транснациональные компании, грандиозные энергетические системы и т.п. Даже на рынке собственно потребительских товаров «голос» отдельного потребителя почти не слышен. Так может ли он всерьез повлиять на решение фирм, производящих эти товары? Да, может.

Причинами, факторами влияния потребителя на экономикуявляются:

1. Общество, как известно, состоит из потребителей, то есть фирма имеет дело с коллективом потребителей, которые, вдобавок, в цивилизованных странах, объединены в различные общества, союзы, ассоциации.

2. Каждый потребитель обладает почти полным «суверенитетом». То есть, каждый из потребителей принимает абсолютно самостоятельное решение относительно объема и направления предстоящих покупок.

3. Фирмы объективно вынуждены учитывать коллективное мнение потребителей, когда решают три главных для себя вопроса: что производить, как производит и для кого производить.

4. Менеджерам фирм хорошо известно о том, что если большое число потребителей согласно отдать за данный товар свои деньги, причем столько, что с лихвой покрывает издержки производителя, то производитель получает желанную прибыль. Если нет – фирма может и разориться или потерять часть прибыли.

Таким образом, в рыночной экономике действует механизм обратной связи между производителем и покупателем, «автоматически» согласовывая объем и структуру производства с объемом и структурой потребления.

Такой механизм, правило действует и на всех других рынках. Конечно, в реальности были, есть и будут разнообразные отступления от этого правила. Бывают случаи, когда потребителю с помощью рекламы навязывают вовсе не нужный ему товар или товар с мнимыми достоинствами, т.е. с такими, которые на самом деле отсутствуют. Но эти исключения только подтверждают общее правило – большинство фирм стремится наилучшим образом удовлетворять разнообразные потребности людей.

Таким образом, без всякого преувеличения, потребителя можно назвать «королем рынка», наделенным правом решать судьбу фирм-производителей, «голосуя» своим рублем (долларом, евро и т.д.) «за» или «против» произведенных ими товаров. Именно в этом смысле экономисты говорят о суверенитете потребителя.





Название статьи Потребительский выбор и его особенности. Теория предельной полезности. Функция полезности