Вернутся на главную

Понятие и виды стилей управления


Понятие и виды стилей управления на нашем сайте

Статьи
Статьи для студентов
Статьи для учеников
Научные статьи
Образовательные статьи Статьи для учителей
Домашние задания
Домашние задания для школьников
Домашние задания с решениями Задания с решениями
Задания для студентов
Методички
Методические пособия
Методички для студентов
Методички для преподавателей
Новые учебные работы
Учебные работы
Доклады
Студенческие доклады
Научные доклады
Школьные доклады
Рефераты
Рефератывные работы
Школьные рефераты
Доклады учителей
Учебные документы
Разные образовательные материалы Разные научные материалы
Разные познавательные материалы
Шпаргалки
Шпаргалки для студентов
Шпаргалки для учеников
Другое

Рекомендации, направленные на удовлетворение потребностей в общении, принадлежности

1. Создавайте хорошее рабочее окружение.

2. Давайте сотрудникам такую работу, которая позволила бы им общаться.

3. Периодически проводите с подчиненными собрания.

4. Не старайтесь разрушить возникшие неформальные груп­пы, если они не наносят организации реального ущерба.

5. Создавайте условия для неформального общения людей,

Рекомендации, направленные на удовлетворение потребностей в признании, уважении

1. Ищите и находите формы признания достоинств работ­ников.

2. Предлагайте подчиненным более содержательную работу.

3. Обеспечивайте обучение и переподготовку, которая по­вышает уровень компетентности.

4. Делегируйте подчиненным дополнительные полномочия.

5. Продвигайте подчиненных по служебной лестнице.

6. Привлекайте сотрудников к управлению.

7. Создавайте условия для соревнования групп и сотрудни­ков. Рекомендации, направленные на удовлетворение потребности в самовыражении

1. Обеспечивайте подчиненным возможности для обучения и развития, которые позволили бы полностью использовать и потенциал.


2. Давайте подчиненным сложную и важную работу, требующую от них полной отдачи.

3. Поощряйте и развивайте у подчиненных творческие способности.

Основные факторы эффективности стимулирования:

1. Знание менеджерами потребностей, интересов, нужд работников.

2. Установление справедливой непосредственной связи между результатами и вознаграждением.

3. Безотлагательность вознаграждения.

4. Степень удовлетворения ожиданий.

Тема16. "Стили руководства"

Стиль руководства - характерные черты поведения, приемов, действий, используемых руководителем в процессе управления.

Таблица 28

Виды стилей руководства

Определяемых личностью руководителя Определяемых особенностями коллектива – ситуационное лидерство
Авторитарный Указывание
Демократический Координация
Либеральный Участие в принятии решений
Предоставление самостоятельности

Рис. 13. Упрощенный механизм мотивации


Разнообразие стилей, определяемых личностью руководителя, может быть сформировано на основе сочетания двух факторов: заботе руководителя о производстве и о людях. Графически это сочетание может быть предоставлено специальной «решеткой менеджмента».

1.9 9.9
5.5
1.1 9.1

1 2 3 4 5 6 7 8 9

Незначительная Значительная

Забота о производстве

Рис. 14. Решетка менеджмента

Примечание: 1.1. Руководитель мало заботится о производстве и людях. Результаты крайне невысоки. Моральный дух коллектива низок, т.е. руководитель прилагает минимальные усилия для выполнения лишь самой необходимой работы (бездарный стиль).

9.1. Руководитель уделяет максимальное внимание производству и минимальное людям. Производственные результаты могут быть достаточно высоки. Производственные результаты могут быть достаточно высоки. Но удовлетворенности людей нет, что создает массу проблем (жесткий стиль).

1.9. Огромное внимание со стороны руководителя к людям, создание дружеского коллектива, «единой семьи». Но при этом интересы организации отходят на задний план («клубный стиль»).

9.9. Руководитель нацеливает всех работников на достижение производственных целей на основе доверия и уважения к ним. Развивается самостоятельность, ответственность, создается дух единой команды (прогрессивный стиль).

5.5. Руководитель умело балансирует, обеспечивая достаточно высокий уровень производственных результатов и удовлетворительный моральный настрой.

Более детальная характеристика стилей руководства, определяемых личностью руководителя, может быть осуществлена на основе четырех признаков: направленность руководителя на результат, способы мотивации, привлечение подчиненных к управлению, требовательность.

Авторитарный стиль

Важен только результат Мотивация, основанная на беспрекословном подчинении Подчиненные не привлекаются к управлению Жесткая требователь-ность

Демократический стиль
Важны и результа-ты, и спо-собы достиже-ния Мотивация, основанная на использовании материальных и социально-психологических потребностей Подчиненные активно и по существу привлекаются к управлению Требователь-ность в сочетнаии с доверием
Либеральный стиль

Результаты не важны Мотивация практические отсутствует Создается вид, что подчиненные участвуют в управлении Низкая требователь-ность

рис. 15. Стили руководства

Авторитарный («жесткий») стиль может быть оправдан в группе с неразвитыми материальными и высшими потребностями, а также в экстремальных ситуациях.

Демократический («прогрессивный»)стиль следует применять при условии заинтересованности работников в получении результатов, инициативности и ответственности.

Применение либерального («клубного»)стиля свидетельствует о нечеткости в определении целей группы и ее роли в производственном процессе.

Определение эффективного стиля руководства должно происходить с учетом многих факторов: психологических особенностей личности самого руководителя, потребностей и интересов подчиненных, степени их квалификации и ответственности, внутренних и внешних факторов, воздействующих на организацию. Выбор адекватного ситуации стиля руководства с учетом наиболее существенных факторов может быть определен как ситуационное лидерство.

Ситуационное лидерство – определение стиля руководства в зависимости от уровня зрелости рабочей группы: степени квалификации и стремления к ее росту (табл. 29).

Таблица 29

Уровень зрелости рабочей группы Соответствующий стиль руководства
Полностью квали-фицированная и желающая дальше совершенствоваться Предоставление самостоятельности (опре-деление функций и ответственности раб-отников, совместное обсуждение результатов)
Достаточно квалифицированная и продолжающая овершенствоваться Участие в принятии решений (привлечение работников к постановке целей, консультации и поощрение самостоятельности)
Малоквалифицирован-ная, но стремящаяся к повышению квалификации Координация (менее глубокий инструктаж и контроль, поощрение инициативы и деловых контактов)
Уровень зрелости рабочей группы Соответствующий стиль руководства
Низкоквалифициро-ванная и не расположенная совершенствоваться Указывание (тщательный инструктаж и детальный контроль, поощрение исполнительности и личных достижений)

Современный руководитель должен научиться применять любой стиль руководства, адекватный целям, стоящим перед рабочей группой, и ее особенностям - квалификации, ответственности, потребностям и т.п.

Рекомендации руководителю по совершенствованию стиля руководства.

1. Вырабатывайте ценностные установки и личные цели.

2. Планируйте текущую деятельность и этапы саморазвития.

3. Регулярно анализируйте достигнутые результаты.

4. Развивайте коммуникативные умения: слушать, читать, го­ворить, писать.

5. Развивайте наблюдательность, учитесь разбираться в лю­дях.

6. Ежедневно выбирайте время для мышления, записывайте свои мысли.

7. Расширяйте общение с людьми других профессий.

8. Учитесь сосредотачиваться на главном.

9. Будьте решительным, упорным и настойчивым.

10. Постоянно ищите новые возможности, проявляйте инициативу.





Название статьи Понятие и виды стилей руководства