Вернутся на главную

Понятие и типология политических систем


Понятие и типология политических систем на нашем сайте

Статьи
Статьи для студентов
Статьи для учеников
Научные статьи
Образовательные статьи Статьи для учителей
Домашние задания
Домашние задания для школьников
Домашние задания с решениями Задания с решениями
Задания для студентов
Методички
Методические пособия
Методички для студентов
Методички для преподавателей
Новые учебные работы
Учебные работы
Доклады
Студенческие доклады
Научные доклады
Школьные доклады
Рефераты
Рефератывные работы
Школьные рефераты
Доклады учителей
Учебные документы
Разные образовательные материалы Разные научные материалы
Разные познавательные материалы
Шпаргалки
Шпаргалки для студентов
Шпаргалки для учеников
Другое

Категория «политическая система общества» сравнительно недавно, но прочно вошла в научный оборот. Основополагающие идеи о политической системе общества были сформулированы в теории государства на рубеже 60-70-х г.г. Новизна понятия политической системы проявляется в отсутствии устоявшегося, общепринятого подхода к его трактовке и применению. Наиболее распространено представление о политической системе как об инструменте, механизме принуждения.

Политическая система, по словам М.А. Идрисовой – это универсальная управляющая система государственно-организационного общества, компоненты которой связаны политическими отношениями и которая регулирует производство и распределение социальных благ на основе использования крупными социальными общностями государственной власти.

В философско-правовой литературе имеется ряд определений системы, под которой понимается упорядоченное определенным образом множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство, обладающее относительной самостоятельностью, устойчивостью и автономностью функционирования.

В политической и правовой науке зрело понимание необходимости введения и активного использования для объяснения политико-правовых феноменов нового понятия, способного это многообразие связей, элементов и отношений отразить. Несомненно, повлиял на реализацию этой идеи системный метод познания, в рамках которого политическая жизнь общества рассматривалась в виде системного образования, структурированного и функционирующего в определенном порядке. Все, что лежало за пределами политической жизни, рассматривалось как ее окружение, с которым политическая система вступала в разнообразные внешние связи. Сама же политическая система определялась как совокупность взаимодействий между политическими субъектами, которым предписываются определенные функциональные роли[18].

Таким образом, основная идея системного подхода заключается в том, что власть является свойством системы, общие цели и направленность развития которой заложены в самой системе. Центральным, стержневым элементом системы, признанным актуализировать различные социальные интересы, обеспечивать интеграцию и реализацию, а также поддерживать устойчивость социально-политической системы, является государство.

Системный подход позволил более четко определить место политики как относительно самостоятельной сферы в жизни общества. Политика – это область взаимоотношений между социальными группами, коллективами, личностями по поводу установления и функционирования политической власти и стратегического курса развития страны.

Впервые системный подход для исследования общества применил Т. Парсонс(1902 - 1979). Согласно его концепции общество представляет собой сложную социальную систему, состоящую из четырех основных подсистем: экономической, социальной, политической и культурной. Они выполняют определенные функции, обеспечивающие функционирование общества в целом. Экономика выполняет функцию адаптации, то есть приспособления к окружающей среде. В этом отношении данная подсистема должна обеспечить потребности людей в необходимых материальных благах. Социальная подсистема, включающая совокупность норм и правил, обеспечивает поддержание сложившегося образа жизни. Политическая система выполняет функцию целеполагания – определение общих целей и путей их достижения. Культура обеспечивает интеграцию общества.

Наиболее детально разработанная теория политической системы была предложена американским политологом Д. Истоном(род. в 1917). Ученый рассматривает политическую систему как механизм формирования и функционирования власти в обществе по поводу распределения ценностей и ресурсов. Политическая система, взаимодействуя с внешней средой, вырабатывает ответные реакции на поступавшие импульсы.

В дальнейшем теория политической системы получила развитие в работах Г. Алмонда(1911-2002),К. Дойча (1912-1992) и других ученых. Г. Алмонд и Д. Пауэлл определили политическую систему как совокупность политических ролей и их взаимодействий, связанных с осуществлением власти.

Понятие «политическая система» отражает механизм организации и реализации политической власти в обществе. Данная категория позволяет представить политику как целостное явление. В настоящее время существуют широкий и узкий подходы к определению понятия «политическая система».

С точки зрения, широкого подхода под политической системой понимается совокупность взаимодействующих между собой норм, идей и основанных на них политических институтов и действий, организующих политическую власть, взаимосвязь граждан и государства (А.И. Демидов).

С точки зрения, узкого подхода о политической системе говорится как о совокупности государственных органов, а также ассоциаций, объединений, образуемых гражданским обществом для участия в делах государства, решения иных политических вопросов (В.М. Сырых).

Важная роль в понимании сущности политических систем принадлежит их типологии, классификации. В этой области существует несколько подходов.

Типология систем, созданная на основе марксистского подхода, опирается на такие критерии, как тип формации и характер социально-экономической структуры.

Исходя из этих критериев, выделяются следующие политические системы: а) Рабовладельческая; б) Феодальная; в) Буржуазная; г) Социалистическая (коммунистическая).

Основанная на классовой теории, данная типология политических систем указывает не только формационный тип системы, но и правящий класс - рабовладельцев, буржуазию, пролетариат. Отличительной чертой этой типологии является противопоставленность каждого из выделенных типов друг другу.

В соответствии с социальной основой выделяются: а) военная (военизированная) политическая система (когда у власти государства стоят военные); б) гражданская; в) национально-демократическая система; г) буржуазно-демократическая политическая система.

Военное правление является временным, переход к гражданскому государственному управлению обычно связан с принятием конституции, проведением свободных выборов, упразднением военных структур власти, созданием парламента, формированием партий, принятием нового законодательства.

На основе характера политического режима выделяют политические системы: а) Демократические политические системы, предполагает приоритет прав личности, контроль общества над властью; б) Тоталитарные политические системы характеризуются полным подчинением личности и общества власти, осуществляется регламентация и контроль за всеми сферами жизни со стороны государства; в) Авторитарные политические системы основаны на неограниченной власти одного лица или группы лиц при сохранении некоторых экономических, гражданских, духовных свобод для граждан.

Исходя из характера взаимоотношений политических систем с внешней средой: а) Открытые, активно обмениваются ресурсами с внешним миром; заимствуют передовые ценности иных систем, подвижны и динамичны; б) Закрытые, ограниченные связи с внешней средой, не восприимчивы к ценностям иных систем, самодостаточны.

Французский политолог Ж. Блонделъ делит политические системы на пять категорий: а) Либеральная демократия - при принятии политических решений ориентировано на реализацию ценностей индивидуализма, свободы, собственности; б) Радикально-авторитарная или коммунистическая - основана на равенстве в распределении социальных благ; в) Традиционная- отличается господством олигархии и консерватизмом в защите социального неравенства; г) Популистская - стремление к большему равенству в распределении благ с помощью авторитарных средств; д) Авторитарно-консервативная - проводится активная политика по сохранению сложившегося неравенства, противодействие широкому политическому участию.

Г. Алмонд выделяет следующие типы политических систем: а) Англо-американская, характерна высокая степень разделения политических ролей и функций между участниками политического процесса: государством, партиями, группами интересов и т.д. Власть и влияние распределены между различными звеньями политической системы. Она функционирует в рамках однородной культуры, ориентированной на защиту общепризнанных в обществе либеральных ценностей: свободы, безопасности, собственности и т.д.; б) Европейско-континентальная политическая система отличается расколотостью политической культуры, наличием внутри национальных культур противоположных ориентаций, идеалов, ценностей, присущих какому-то классу, этносу, группе, партии. Разделение политических ролей и функций происходит не в масштабах общества, а внутри класса, группы, партии и т.д. Однако наличие разнородных структур не мешает находить в обществе согласие, так как имеется общая культурная основа – либеральные ценности. в) Доиндустриальная и частично индустриальная политические системыимеют смешанную политическую культуру. Она стоит из местных политических субкультур, в основе которых лежат ценности клана, рода, общины, племени. Поэтому найти согласие и компромисс здесь, не прибегая к насилию, практически невозможно. Интеграция общества с помощью насилия приводит к концентрации власти и влияния в руках узкого круга лиц. г) Тоталитарная политическая система функционирует на основе приоритета классовых, национальных или религиозных ценностей. Власть сконцентрирована в руках монопольно правящей партии или группы лиц. Она контролирует все стороны жизнедеятельности общества и индивида.

Менее распространенными классификациями политических систем являются следующие: а) Завершенные и незавершенные; б) Централизованные и децентрализованные; в) Микроскопические, локальные, макроскопические, глобальные; г) Инструментальные и идеологические; д) С высоким, средним, низким уровнем автономизации.

Многообразие типологий политических систем свидетельствует о многомерности политического мира, о возможности его анализа с позиций самых разных критериев. С это точки зрения каждая реальная система, существующая в той или иной стране, может характеризоваться с помощью различных показателей и иметь различные определения и классификации.

Использование вышеупомянутых критериев и типологий в анализе конкретной политической системы, конкретной страны помогает сделать этот анализ более объемным, глубже постичь сущность исследуемых явлений.





Название статьи Понятие и типология политических систем