Вернутся на главную

Психодинамическая теория


Психодинамическая теория на нашем сайте

Статьи
Статьи для студентов
Статьи для учеников
Научные статьи
Образовательные статьи Статьи для учителей
Домашние задания
Домашние задания для школьников
Домашние задания с решениями Задания с решениями
Задания для студентов
Методички
Методические пособия
Методички для студентов
Методички для преподавателей
Новые учебные работы
Учебные работы
Доклады
Студенческие доклады
Научные доклады
Школьные доклады
Рефераты
Рефератывные работы
Школьные рефераты
Доклады учителей
Учебные документы
Разные образовательные материалы Разные научные материалы
Разные познавательные материалы
Шпаргалки
Шпаргалки для студентов
Шпаргалки для учеников
Другое

Автор: Фрейд.

Исторический период, в который была создана: 1890—1939.

Фрейд создавал свою теорию на основе естественно-науч­ных знаний, а обоснование эмпирической валидности теории выводил из клинических наблюдений над клиентами в про­цессе терапии.

Определение личности. Личность есть генетически обусловленный результат динамического бессознательного взаимодей­ствия всех его составляющих: ид, эго, суперэго, подчиняю­щихся законам природы наравне с другими живыми организмами.

Структура личности:

1. Ид (Оно) — примитивные, инстинкгивные, врожден­ные аспекты личности. Является посредником между психи­ческими и соматиченскими процессами в организме.

2. Эго (я) — отвечает за принятие решений. Пытается удовлетворить желания ид через соотнесение их с обстоятель­ствами внешнего мира.

3. Суперэго (сверх-я) — морально-этический компонент личности. Состоит из двух подсистем — совести и эго-идеала. Суперэго формируется в процессе социализации. Про­цесс формирования можно считать полностью законченным, когда родительский контроль заменяется самоконтролем.

Основные тезисы, ключевые концепции и принципы:

· Уровни сознания, инстинкты являются движущей силой человеческого поведения; основными инстинкта­ми являются инстинкты жизни — Эрос и смерти — Танатос.

· Наиболее мощными из числа жизненных инстинктов он считал сексуальные инстинкты.

· Источником инстинктов является потребность, кото­рая вызвала существующее на данный момент состоя­ние организма.

· Развитие личности проходит пять психосексуальных ста­дий: оральную — 0—18 мес., анальную — 1,5—3 года, фаллическую — 3—6 лет, латентную — 6-12 лет, генитальную — пубертат.

· Следствием неадекватной разрядки сексуальной энер­гии является тревога.

· Источник первичной тревоги лежит в неспособности новорожденного справиться с внутренним и внешним возбуждением.

· Виды тревоги: реалистичная, невротическая, мо­ральная.

· Основной психодинамической функцией тревоги явля­ется помощь человеку в избегании осознанного выяв­ления у себя неприемлемых инстинктов и импульсов и поощрении их, удовлетворяя приемлемыми способами в удобное время.

· Осуществлению данной функции помогают защитные механизмы эго: вытеснение, проекция, замещение, ра­ционализация, реактивное образование, регрессия,
сублимация, отрицание.

Основные положения относительно природы человека:

1. Все проявления человеческой активности биологиче­ски детерминированы, т.е. подчинены определенным законам и детерминированы инстинктивным силам, в частности агрессивным и сексуальным. Отсюда следует, что Фрейд рас­сматривал людей механистически.

2. Иррациональность играет важную роль в доведении че­ловека, поскольку люди подчиняются неконтролируемым инстинктам, находящимся в основном вне сферы сознания.

3. Фрейд считал, что изучение человека возможно только как единого целого — поведение человека невозможно по­нять вне динамического взаимодействия всех его составляю­щих: ид, эго, суперэго.

4. Несмотря на длительный временной отрезок, в кото­рый была создана теория Фрейда, она никогда не меняла своего основного направления — конституционализма: ид в теории
представляет собой врожденную конституциональную основу личностной структуры и развития, т.е. то, чем является че­ловек, представляет собой результат генетически наследуе­мых факторов.

5. Фрейд больше других исследователей придерживался идеи неизменности, считая, что взрослый человек есть ре­зультат опыта раннего детства. Иначе: структура личности
.взрослого есть психосексуальная стадия, на которой произошла фиксация.

6. Фрейд склонен был придерживаться мнения о прева­лировании субъективности, но это не является ключевым по­ложением его теории.

7. Поскольку Фрейд при объяснении причин поведения придерживался традиционной модели изучения внутреннего мира индивида, то он может быть причислен к теоретикам,
проповедующим проактивный взгляд на природу человека. Однако проактивность Фрейда весьма ограничена и может быть охарактеризована как умеренный уклон в сторону проактивности, поскольку, с его позиции, индивидуумы не являются проактивными полностью: они реактивны в той мере, в ка­кой их инстинкты направляются на внешние объекты, а по­следние, в свою очередь, выступают в качестве стимулов,
провоцирующих определенный тип поведения.

8. Фрейд занимал гомеостатическую позицию: в психоди­намической теории человек, в основном, побуждаем ид к «удовлетворению инстинктов» и никогда не ищет возмож­ностей для нарушения данного гомеостатического баланса.

Поскольку Фрейд рассматривал человека как биологи­чески детерминированный организм, настаивая на том, что человек подчиняется законам природы наравне с другими живыми организмами, можно сделать вывод о том, что Фрейд придерживался мнения о научной познаваемости сущности человека,

Применение:

- психоаналитическая терапия — исследование бессознательного с целью осознания скрытых мотивов управля­ющих поведением;

- антропология, криминалистика, искусство и любая дру­гая сфера, в которой возникает необходимость в объ­яснении человеческого поведения.





Название статьи Психодинамическая теория