Вернутся на главную

Вступление. – Словесные науки. – Реторика


Вступление. – Словесные науки. – Реторика на нашем сайте

Статьи
Статьи для студентов
Статьи для учеников
Научные статьи
Образовательные статьи Статьи для учителей
Домашние задания
Домашние задания для школьников
Домашние задания с решениями Задания с решениями
Задания для студентов
Методички
Методические пособия
Методички для студентов
Методички для преподавателей
Новые учебные работы
Учебные работы
Доклады
Студенческие доклады
Научные доклады
Школьные доклады
Рефераты
Рефератывные работы
Школьные рефераты
Доклады учителей
Учебные документы
Разные образовательные материалы Разные научные материалы
Разные познавательные материалы
Шпаргалки
Шпаргалки для студентов
Шпаргалки для учеников
Другое

Omnes artes, quae ad humanitatem pertinent, habent quoddam
commune vinculum.[13] Cic.

§ 1. Ничто столько не отличает человека от прочих животных, как сила ума и дар слова. Эти две способности неразлучны; они образуются вместе и общими силами ведут человека к совершенству, к великой Небом указанной ему цели.

§ 2. Сила ума открывается в понятиях, суждениях и умозаключениях – вот предмет логики. Дар слова заключается в прекраснейшей способности выражать чувствования и мысли – вот предмет словесности.

§ 3. Словесные науки (studia literarum) делятся на три главные части – грамматику, реторику, поэзию – и граничат с эстетикой. Все они рассматривают дар слова, его силу и действия, но каждая имеет свой предмет, свою цель, свои пределы. Каждая, как наука, имеет свою теорию, и, как искусство, свою практику.

Теория необходима для успехов практики, а практика еще нужнее теории. Учащийся непременно должен соединить одно с другим, т. е. правила – с чтением образцов и собственными упражнениями.

§ 4. Грамматика занимается только словами, реторика – преимущественно мыслями, поэзия – преимущественно чувствованиями, в эстетике хранятся мечтательные начала не только словесных наук, но и всех искусств изящных.

Грамматика, занимаясь словами, рассматривает их: 1) порознь (этимология), 2) в связи (синтаксис), 3) в начертании (орфография), 4) в произношении (просодия). – Поэзия, как преимущественный орган чувств, выражает их: 1) в лице самого поэта (лирическая), 2) в других лицах, поэтом созданных (драматическая). – Реторика, имея своим предметом мысли, показывает: 1) откуда они черпаются (изобретение), 2) как приводятся в порядок (расположение),
3) как излагаются (выражение мыслей). И так...

§ 5. Реторика (вообще) есть наука изобретать, располагать и выражать мысли, и (в особенности) руководство к познанию всех прозаических сочинений. В первом случае называется общею, во втором – частною.

§ 6. Общая реторика содержит начальные, главные, общие правила всех прозаических сочинений. – Частная реторика, основываясь на правилах общей, рассматривает каждое прозаическое сочинение порознь, показывая содержание его, цель, удобнейшее расположение, главнейшие достоинства и недостатки.

Прежде, нежели приступим к реторике, должно увериться, твердо ли мы знаем правила грамматики, ибо правильность реторическая основывается на правильности грамматической.

§ 7. Общая реторика заключается в трех частях и в шести отделениях. Первая часть говорит о изобретении (de inventione) и в первом отделении показывает источники изобретения, во втором – первое соединение мыслей (периоды, начала прозы). – Она дает способы думать, и, думая, соединять одну мысль с другой.

§ 8. Вторая часть рассуждает о расположении (de dispositione). Она показывает здравый, основательный и правильный ход мыслей, сперва в описаниях, потом в рассуждениях. – То есть образует рассудок и нравственное чувство.

§ 9. Третья часть реторики предлагает рассуждения о выражении мыслей (de еlocutione), и в первом отделении рассматривается слог и его достоинства, во втором – все роды украшений. – Она учит любить и выражать изящное.

Вот все шесть отделений общей реторики! Отнимите одно из них – и вы нарушите полноту науки; переставьте их – расстроится связь, постепенность и внутреннее согласие. (Прошу вспомнить, что наука бесконечна, но преподавание ее должно иметь приличные пределы.)

§ 10. И мне кажется, что цель общей реторики состоит в том, чтобы, раскрывая источники изобретения, раскрыть все способности ума, – чтобы, показывая здравое расположение мыслей, дать рассудку и нравственному чувству надлежащее направление, – чтобы, уча выражать изящное, возбудить и усилить в душе учащихся живую
любовь ко всему благородному, великому и прекрасному. – Но для достижения сей цели еще нужны три средства: 1) чтение, 2) размышление, 3) собственные упражнения.

1. Чтение образцов должно быть согласно с каждою частию реторики. – Изобретение требует чтения аналитического, т. е. с замечанием лучших слов, идей, выражений, прекрасных мыслей, подобий, примеров, контрастов и пр. Потом с показанием распространения периодов, разных частей и разных родов их. – Расположение требует чтения наблюдательного, с рассмотрением плана, хода, расположения и всех частей: сперва описаний, потом рассуждений. – Выражение мыслей требует чтения эстетического, т. е. с показанием разных родов слога, разных его достоинств, разных реторических украшений, и с
изъяснением: почему что хорошо, изящно, прекрасно; почему благородно, велико, высоко; почему ново, необыкновенно, оригинально; почему приятно, пленительно, очаровательно; или сильно, трогательно, разительно и пр. и пр.

2. Размышление полезно не потому только, что, прибавляя к читанному свое, присваивает себе чужое, ибо и свои, и чужие мысли могут быть забыты, но потому, что образует способность рассуждать, которая при первой нужде знакомым уже путем находит не только все прежнее, свое и чужое, но часто новое и даже оригинальное...

3. Собственные упражнения необходимы. Кто не упражнялся постоянно в составлении периодов и учебных сочинений, тот всегда будет не тверд в слоге; можно знать лучшим образом правила и не уметь написать десять строк связно. Правила и образцы нечувствительно влекут к собственным опытам – (praecepta movent, exempla trahunt[14]) – и это так легко!.. Особенно, когда сии опыты не
охлаждаются порицанием, но согреваются участием друга-наставника, который всегда говорит прежде, что хорошо, и почему, а после показывает то, что должно быть иначе и каким образом. – Уныние от неудачи есть малодушие. – Должно вооружиться терпением, твердостию, постоянством... Должно любить труд, любить занятия. – Где нет любви, там нет успеха.

II.





Название статьи Вступление. – Словесные науки. – Реторика