Вернутся на главную

ПРИНЦИПЫ И Способы ГУМАНИСТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ


ПРИНЦИПЫ И Способы ГУМАНИСТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ на нашем сайте

Статьи
Статьи для студентов
Статьи для учеников
Научные статьи
Образовательные статьи Статьи для учителей
Домашние задания
Домашние задания для школьников
Домашние задания с решениями Задания с решениями
Задания для студентов
Методички
Методические пособия
Методички для студентов
Методички для преподавателей
Новые учебные работы
Учебные работы
Доклады
Студенческие доклады
Научные доклады
Школьные доклады
Рефераты
Рефератывные работы
Школьные рефераты
Доклады учителей
Учебные документы
Разные образовательные материалы Разные научные материалы
Разные познавательные материалы
Шпаргалки
Шпаргалки для студентов
Шпаргалки для учеников
Другое

1.1. Принципы воспитанияПринципы гуманистического вос-

питания выкристаллизовались в опыте педагогов отечественной школы, наставников лучших трудовых коллективов, мастеров-вос­питателей. Лаконично сформулированные, эти исходные положения становятся руководящими в практике воспитательной работы и в зна­чительной степени предопределяют выбор методов воспитания и их грамотное применение.

Всеобщим принципом организации целостного учебно-воспита­тельного процесса следует признать принцип педагогической целе­сообразности.Его сформулировал А.С. Макаренко, который утверж­дал: «Ни одно действие педагога не должно стоять в стороне от постав­ленных целей»*. Что бы икогда бы ниделал педагог, проводя те или иные занятия, организуя труд своих воспитанников, проводя с ними досуг, он не должен выпускать из виду целей воспитания, а, наоборот, должен последовательно и решительно добиваться стимулирования и формирования у своих младших товарищей тех духовных, физиче­ских и нравственных качеств, которые вместе составляют своеобраз­ную программу личности современного труженика и гражданина.

Современная программа воспитания личности в нашем обществе основывается на краткой характеристике тех общих социальных ро­лей, исполнять которые практически должен каждый человек с ма­лых лет и на протяжении всей своей жизни. Это семьянин, ученик, труженик, гражданин, поборник здорового образа жизни, ценитель и творец прекрасного. Это человек, который любит и уважает членов своей семьи, проявляет постоянную заботу о них, сознательно гото-

* Макаренко А.С. Соч. В 8 т. Т. 4. М., 1985. С. 121.


вит себя к созданию собственной семьи и воспитанию своих детей в духе прогрессивных традиций и идеалов народа. Он понимает, что учиться придется всю жизнь, и поэтому овладевает приемами само­образования,

Труженик видит в труде свой долг, источник благополучия семьи и процветания России. Поэтому он стремится в совершенстве овла­деть профессией, пытается рационализировать свой труд, овладеть новыми современными технологиями, проявляет инициативу и пред­приимчивость. Как гражданин — это патриот и интернационалист, он знает и соблюдает законы и правила общежития, активно участву­ет в общественно-политической жизни, хорошо знает историю Роди­ны и родного края, терпим к инакомыслию. Ценитель и творец пре­красного сознательно овладевает основами мировой культуры, учит­ся разбираться в искусстве и пробует свои силы в различных видах художественного творчества. Будучи приверженцем здорового обра­за жизни, он заботится о своей безопасности и безопасности окружа­ющих людей, о своем и их здоровье. Привычно соблюдает правила дорожного движения и техники безопасности, а также личной гигие­ны, занимается закаливанием, физическими упражнениями и спор­том.

Опытный педагог как бы держит перед глазами такую программу и, понимая, что «человек не воспитывается по частям», организуя учебу и труд своих воспитанников, настойчиво стремится к достиже­нию поставленных воспитательных целей. Так реализуется на прак­тике принцип педагогической целесообразности.

С этим принципом содержательно связан другой — принцип вос­питания в духе общечеловеческих нравственных ценностей, кото­рый в современных условиях приобретает особо важное значение. В недавнем прошлом вся воспитательная работа в школах всех типов, включая профессионально-технические, была односторонне полит­изирована и идеологически нацелена в одном направлении — на ком­мунистическое воспитание молодого поколения. В современном об­ществе, когда происходит его значительное классовое расслоение, активизировались различные политические движения и партии, та­кая односторонность воспитательной работы становится неоправдан­ной и попросту невозможной. Политические пристрастия — личное дело каждого молодого человека, и государство не должно диктовать их молодому поколению, как зто было прежде. В этих условиях воз­никает потребность в ориентации на такие воспитательные идеалы, которые не разъединяли бы, а наоборот, объединяли людей. Каков же выход? Его подсказывает нам народная педагогика, на протяжении многих столетий вырабатывавшая свой воспитательный идеал. У всех народов Земли, несмотря на значительные отличия в условиях их существования и образе жизни, есть общие ценности, такие, как труд и семья, забота о воспитании детей и уважение к старикам, гостепри­имство в отношении других людей, и в первую очередь соседей, друж­ба и товарищество, любовь к родной земле. Эти нравственные маяки


помогают нам и сегодня верно определить содержание воспитатель­ной работы, ее нравственный потенциал.

В народной педагогике мы встречаем подлинные открытия в обла­сти трудовой этики. Так, в частности, верно подмечено единство де­ловых и нравственных качеств личности. Делом своим служит чело­век людям, поэтому так высоко ценит народ мастерство. Это отраже­но в таких, например, крылатых выражениях: «дело мастера боится»; «не то дорого, что красного золота, а то дорого, что доброго мастерст­ва»; «мастерство везде в почете»; «навык мастера ставит»; «на все руки мастер»; «мастер — золотые руки»; «каков мастер, такова и работа» и т.д. Нетрудно сделать вывод о том, что обучение мастерству является стержневой задачей воспитания труженика.

В свое время В.А. Сухомлинский предпринял усилия для того, чтобы положить в основу нравственного воспитания эти общечелове­ческие ценности и в книге «Как воспитать настоящего человека» стремился конкретизировать содержание нравственного просвеще­ния школьников. Тогда эта попытка не была оценена по достоинству. Ныне же такой подход представляется правильным и перспективным. В современных условиях именно он принципиально определяет идей­ное содержание воспитательной работы с молодежью.

Следующий принцип гуманистического воспитания можно было бы определить как единство интересов личности и коллектива. Сре­ди философов, социологов и педагогов идут споры по поводу приори­тетов во взаимодействии личности и коллектива. В последнее время можно слышать следующие рассуждения: раньше утверждался при­оритет коллектива и его интересы ставились выше интересов лично­сти, теперь же следует возвысить личность, ее интересы. В этом, полагают некоторые педагоги, и проявляется гуманизм. Между тем, эта дилемма порочна в своей основе. Высшая ценность — человек, такова формула реального гуманизма. Но человек — это не только личность, это и те общности людей, в составе которых реально суще­ствует и развивается личность, а именно — семья, коллектив, народ, человечество. Поэтому противопоставление личности коллективу надуманно и служит лишь формой прикрытия крайнего эгоизма. Вне коллектива невозможно нормальное развитие личности, немыслимо ее комфортное существование. Одним из важнейших открытий педа­гогики XX века стала концепция воспитательного коллектива, пони­мание того, что коллектив является главным воспитателем личности, что педагог, организуя коллектив, сплачивая его, добивается дости­жения воспитательных целей.

В профессиональной педагогике особенно важно найти пути раз­решения проблемы взаимоотношений личности и трудового коллек­тива. Во всяком производственном коллективе связи между отдель­ными работниками и подразделениями коллектива (цехами, участ­ками, бригадами) обогащаются за счет экономических и технологических зависимостей, соответственно увеличивается и сила воспитательного и нравственного общения участников общего труда.


Для молодых рабочих здесь открываются широчайшие возможности овладения производственным опытом старших товарищей, наставни­ков, мастеров производства. Здоровая конкуренция и соревнование открывают простор для развития качеств предприимчивости и навы­ков рационализации труда, а участие в разных формах самоуправле­ния ведет к повышению ответственности каждого за общее дело, за результаты общего труда. В силу этого принцип единства интересов личности и коллектива приобретает особое значение, и из него прямо вытекают еще два принципа — развитие самодеятельности личности и воспитательных функций коллектива.

Принцип развития самодеятельности личности впервые был вы­двинут применительно к учебному труду К.Д. Ушинским, который утверждал, что главная задача наставника заключается в том, чтобы развить самодеятельность ученика в учении. Он писал: «Наставник должен только помогать воспитаннику бороться с трудностями пости­жения того или иного предмета; не учить, а помогать учиться».* Не учить, а помогать учиться — так просто был сформулирован принцип развития самодеятельности личности. Многие педагоги поняли эту формулу буквально, считая, что воспитаннику надо с самого начала предоставить полную свободу для самостоятельного творчества. Од­нако педагогический опыт показал, что никакого творчества не мо­жет быть на пустом месте.

Верное осмысление принципа развития самодеятельности лично­сти предложил соратник и ученик А.С. Макаренко В.Н. Терский. В течение многих лет он обучал воспитанников различным видам твор­ческих работ: резьбе по дереву, моделированию, рисованию и др. В книге «Игра. Творчество. Жизнь» он писал: «Если мы, ничему не научив детей, призываем их творить, то или ничего не будет, или, в лучшем случае, это будет неудачное, искаженное воспроизведение того, что они когда-то умели... Инициатива детей не может возник­нуть из ничего. Их надо учить творить, дав им для этого необходимые знания и опыт... Продолжая учить, надо создавать возможности для творчества, иначе и освоение не будет надежным, и процесс будет формальным, скучным, а полученные знания будут легко забывать­ся, выветриваться, не закрепленные повседневными целеустремлен­ными упражнениями».** В.Н. Терский приводит яркий убедительный пример развития самодеятельности воспитанников в процессе овла­дения ими мастерством резьбы по дереву. После того как учащиеся проинструктированы педагогом, им дается задание вырезать из круг­лой палки шар. Это упражнение повторяется несколько раз до тех пор, пока воспитанники не добиваются образцового выполнения за­дания, а заодно овладевают основными навыками данного вида труда. Затем им предлагается вырезать из такой же палки простейшую шах­матную фигуру — пешку. Следующее задание посложнее — выре-

* Ушинский К.Д. Труд в его психическом и воспитательном значении. Избр. пед. соч. в 2 т. Т. 1.М.. 1974. С. 142.

** Терский В.Й., Кель О.С. Игра. Творчество. Жизнь. М., 1966. С. 13—14.


зать по образцу полный набор шахматных фигур. Налицо полезный результат — комплект шахмат для клуба. И, наконец, наступает время перехода к творчеству: учашимся предлагается придумать и изготовить комплект шахмат по собственному образцу. Тут открыва­ется простор для фантазии. И так возникает девиз: «Через обуче­ние — к творчеству!»

Самодеятельность личности — это такая деятельность человека, кото­рая обеспечивает ему свободу выбора решений, носит творческий харак­тер, реализует его инициативы, выполняется самостоятельно на основе мастерства, приобретенного в процессе обучения. Именно в ней проявля­ются личные интересы и ответственность за дела своего коллектива.

Охарактеризуем еще один принцип — развитие воспитательных функций коллектива. Всякий коллектив воспитывает личность в си­лу того, что обусловливает ее общение с определенным кругом других людей. В процессе общения, как известно, и происходит воспитание. Народ давно подметил эту закономерность и определил ее образно и просто: «С кем поведешься, от того и наберешься». Но не всякий коллектив воспитывает в соответствии*с поставленными целями. И нужна специальная работа организатора, наставника, педагога, что­бы коллектив стал воспитательной силой. Для этого и необходимо развитие воспитательных функций коллектива, что составляет глав­ную заботу каждого педагога. А.С. Макаренко образно охарактеризо­вал такой подход к организации воспитательного процесса: «...Наш путь единственный — упражнение в поведении, и наш коллектив — гимнастический зал для такой гимнастики».*

Правильно организованный трудовой коллектив яляется главным воспитателем молодого человека. Г.В. Гасилов в свое время создал своеобразную программу воспитания молодого рабочего. Документ этот называется «Жить по законам рабочей чести».** Им руководст­вовалась одна из бригад московского электромашиностроительного завода «Динамо». Не утратил своего нравственно-воспитательного значения он и сегодня. Приведем его полностью.

«Надо быть не только хорошим исполнителем порученного дела, но и человеком творческим. Знания и опыт — делу. Внедрение новей­шей техники — забота каждого. Работая на общество, ты работаешь на себя. Труд для народа — высшее счастье. Рабочая минута — народ­ное богатство. Все на заводе твое — береги все. Сделанное твоими руками должно быть лучшим. Динамовское — значит отличное. Брак в работе — позор; бракодел подводит товарищей, коллектив. Совесть рабочего строже любого ОТК. Постоянно учись. Ученье — мать уменья. Сам умеешь — научи другого. Если отстал — позови товари­ща. Лучше спросить, чем плестись в хвосте. Вноси красоту в труд и жизнь. «Летун» — враг производства. Цель каждого молодого произ­водственника — стать кадровым рабочим завода. Позор тому, кто прыгает с места на место в погоне за длинным рублем.

* Макаренко А.С. Соч. В 8 т. Т. 2. М., 1983. С. 128. ** Гасилов Г.В. Педагогическое мастерство наставника. М., 1985. С. 64—65.


Кадровый рабочий — друг, наставник и воспитатель новичка. Учи так, чтобы ни тебе, ни людям не было стыдно. Нашу смену — нам и воспитывать. Равнодушие — вон из рабочего сердца. Ошибся това­рищ — поправь его, в беде помоги. На работе, в семье, среди товари­щей помни: ты рабочий, не запятнай своего высокого звания. Там, где появился рабочий, нет места хулигану, пьянице, тунеядцу. Ты на­следник и продолжатель славных трудовых традиций. Честь коллек­тива — твоя честь. Ты в ответе за весь коллектив, коллектив в ответе за тебя».

Поистине удивительный документ — моральный кодекс рабочего, которым можно руководствоваться и сегодня. Вот она современная народная педагогика в действии. Коллектив, живущий по таким за­конам, растит настоящих людей. И в этом прежде всего заслуга на­ставников, сумевших сплотить, организовать, выпестовать такой коллектив.

Наконец, есть еще один принцип, определяющий направления развития отношений педагога и воспитанников, его четко сформули­ровал А.С. Макаренко: единство требования и уважения к личности.

«У нас к личности, — говорил Антон Семенович, — предъявляют­ся глубокие, основательные и общие требования, но, с другой сторо­ны, мы оказываем личности необыкновенно большое, принципиаль­но отличное уважение. Это соединение требований к личности и ува­жения к ней не две разные вещи, а одно и то же. И наши требования, предъявляемые к личности, выражают и уважение к ее силам и воз­можностям, и в нашем уважении предъявляются в то же самое время и требования наши к личности. Это уважение не к чему-то внешнему, вне общества стоящему, а приятному и красивому. Это уважение к товарищам, участвовавшим в нашем общем труде, в нашей общей работе, это уважение к деятелю».

Рассмотренные выше принципы гуманистического воспитания по­зволяют наметить и основные разделы методики воспитательной рабо­ты: это методы организации коллектива, убеждения и педагогического стимулирования. Они сложились в опыте лучших наставников, воспи­тателей и педагогов, составляя основы педагогического мастерства.

1.2. Методы воспитания Организованный трудовой кол-

лектив отличает высокая дисцип­лина и культура взаимоотношений его членов, хозяйственная забота всех и каждого об улучшении условий труда, соревновательное отно­шение к делу, обмен опытом и, наконец, самоуправление, т.е. актив­ное участие в управлении делами коллектива. В силу этого следует

* Макаренко А.С. Соч. В 8 т. Т. 4. М., 1984. С. 150. Это положение приобретает для i [едагогики наставничества особое значение тем более, если вспомним, чтосвою главную задачу выдающийся советский педагог видел в воспитании культурного квалифициро-нанного рабочего. В трудовом коллективе взаимная требовательность и уважение дол­жны быть нормой личных отношений. В ряде специальных исследований доказано, что наибольшим авторитетом у воспитанников пользуются требовательные высококвали­фицированные преподаватели. Думается, этот вывод можно смело сделать и об отно­шениях преподавателей и мастеров производственного обучения с учащимися.


выделить и основные методы организации коллектива: дисциплина, самообслуживание, соревнование и самоуправление.

Дисциплина — исходный метод организации коллектива — обес­печивает формирование культуры взаимоотношения членов коллек­тива, полезных традиций и привычек поведения путем выработки соответствующих норм и правил внутреннего распорядка и последо­вательного их предъявления в качестве единых требований друг к другу.

Долгое время в отечественной педагогике делался особый акцент на воспитание сознательной дисциплины. Эта направленность интер­претировалась таким образом: дисциплина должна вытекать из со­знания, а следовательно, ее воспитание достигается путем различно­го рода разъяснений, увещеваний, внушения людям преимуществ того или иного способа поведения. На практике это приводило к тому, что основными приемами воспитания дисциплины становились сло­весные виды воздействия: лекции, беседы и поучения. Опыт показал, что это ошибочный путь.

Требование — вот основа дисциплины, утверждал А.С. Макарен­ко. Предъявление требований руководителями и наставниками кол­лектива, всеми сотрудниками друг к другу — таков главный путь воспитания дисциплины в коллективе. При этом единство требова­ний становится определяющим условием. Конечно, разработка тре­бований и их предъявление сопровождаются разъяснительной рабо­той, для чего используется методика убеждения, но на первом мес­те — требования.

Требования, определяющие дисциплину, разделим на два вида: морального и делового характера. Приведенный выше документ «Жить по законам рабочей чести» — это пример нравственных требо­ваний, где зафиксированы нормы отношения рабочего к делу, своим обязанностям, к товарищам и коллективу в целом. Примером требо­ваний делового плана могут служить, в частности, правила техники безопасности, а также различного рода памятки, характеризующие права и обязанности отдельных работников, например бригадира.

Нетрудно видеть, что в практической работе и те, и другие требова­ния одинаково значимы, тесно связаны друг с другом. Так, моральное требование «добросовестно трудись» уже предполагает выполнение де­лового требования — «строго соблюдай правила техники безопасности».

В работе педагогов-наставников, конечно, нет необходимости каждый раз начинать с нуля и самим разрабатывать содержание тробований, со­ставляющих основу дисциплины трудоюго коллектива Многие из них оправдались в опыте других коллективов, оформлены документально и содержатся в литературных источниках. Однако в каждом конкретном случае, в данном коллективе может развиться необходимость уточнения, конкретизации, выдвижения новых, своеобразных требований.

И безусловно, к их разработке следует привлекать всех членов педагогического коллектива, помня о том, что нормы жизни коллек­тива и создаются, и реализуются коллективно.


Самообслуживание — ведущий метод организации коллектива — обеспечивает создание общими усилиями наиболее благоприятных ус­ловий жизни и труда коллектива и формирование у его членов хозяй­ской заботы об умножении общественного достояния.

В современном обществе с расширением выпуска и совершенство­ванием качества бытовой техники самообслуживание становится нормой в жизни каждого человека, любой семьи и трудового коллек­тива, но от этого оно еще не становится методом воспитания. Прежде некоторые педагоги рассматривали самообслуживание как самый примитивный вид трудовой деятельности, скучную, но необходимую обязанность, «горькую необходимость», но позднее убедились, изу­чая опыт многих трудовых и учебных коллективов, в том, что без развития самообслуживания коллектив развивается однобоко, в нем начинают преобладать иждивенческие настроения, а главное — чле­ны коллектива не становятся подлинными хозяевами своего дела.

В организованном трудовом коллективе самообслуживание про­ходит путь от уборки помещения и наведения порядка на рабочем месте до обеспечения полного комфорта работающим и украшения средствами дизайна рабочего помещения. Особенно важно, если в самообслуживание вовлечены все члены коллектива, когда каждый проявляет свои способности и увлечения: одни занимаются озелене­нием и уходом за растениями, другие устраивают живой уголок в зоне отдыха, третьи расписывают украшениями шкафы для спецодежды, четвертые со вкусом оформляют помещения репродукциями произ­ведений живописи. Главное, чтобы работать было удобнее и красота радовала глаз, создавала хорошее настроение тружеников. Самооб­служивание открывает простор для выдумки и творчества работаю­щей молодежи. И в этой постоянной заботе всех и каждого о создании лучших условий и украшении жизни коллектива мужает и сплачива­ется коллектив.

Особым предметом заботы педагогов становится умелая органи­зация коллективных норм труда по самообслуживанию и его раци­онализация, особенно в те дни, когда проводятся мероприятия типа субботников. Это и составление четких графиков выполнения ра­бот, и подготовка необходимых инструментов и материалов. Не­редко можно наблюдать, как плохо подготовленный и неумело ор­ганизованный обслуживающий труд становится малоэффектив­ным и тягостным для его участников, дает отрицательные воспитательные результаты.

Соревнование — коррекционный метод организации трудового коллектива — обеспечивает стимулирование успеха индивидуально­го и коллективного труда, формирование ревностного отношения к делу у его участников, где важную роль играет учет и сравнение результатов совместной деятельности, а также поощрение всех участников, особенно передовиков.

В недавнем прошлом соревнование было значительно заформали-зовано, не подкреплялось всерьез мерами энономического стимули-


рования и сводилось к составлению так называемых «соцобяза­тельств» и формальному подведению итогов, что не оказывало суще­ственного влияния на повышение производительности труда. Широ­ко была распространена порочная практика пересмотра норм выра­ботки в сторону их завышения, что отбивало охоту добиваться высоких достижений в труде. Уравниловка в оплате труда также не способствовала производственной и воспитательной эффективности соревнования.

Между тем соревнование в коллективе при правильной его органи­зации может стать эффективнейшим воспитательным средством. Но для этого необходимо соблюдать ряд условий. Прежде всего, органи­зация соревнования должна естественно вытекать из рабочих устрем­лений коллектива, подкрепляться производственной необходимо­стью. Не должно быть соревнования ради соревнования. Производст­венная и педагогическая целесообразность здесь выступают в единстве. В этом случае одинаково полезны и индивидуальные фор­мы, когда соревнуются отдельные лица друг с другом, и коллектив­ные, когда соревнуются, например, разные бригады и трудовые кол­лективы одной отрасли производства.

По содержанию формы соревнования могут быть различными: в одном виде деятельности по конкретным производственным показа­телям и по разным видам, когда учитываются, например, показатели производительности труда, культура оформления производственных помещений и вклад в решение экологических проблем производства. В любом случае, разрабатывая условия соревнования, педагоги и ор­ганы самоуправления коллектива должны исходить из реальной си­туации и конкретных актуальных задач.

Основой любого соревнования является правильно поставленный учет, основу которого составляют непосредственные данные о резуль­татах трудовой или иной деятельности, а не вторичные формальные показатели. В трудовой деятельности следует опираться на реальные результаты труда людей, затраты времени, качество продукции.

Самоуправление — метод самоорганизации коллектива — обес­печивает формирование у его членов отношений взаимной ответст­венности и организаторских качеств при условии, если в управление делами коллектива включаются работоспособные органы, наделен­ные реальными правами и полномочиями.

Коллектив без органов — толпа. Эти слова, сказанные А.С. Мака­ренко, применимы к любому коллективу, но прежде всего и более всего к трудовому. Самоуправление не только сплачивает коллектив, делает его субъектом воспитательной работы. Построение самоуправ­ления в конкретном коллективе определяется тремя факторами: структурой коллектива, содержанием его жизни и организаторским опытом его членов.

Низкая трудовая и общественная активность производственных коллективов давно тревожила общественность нашей страны. Так называемое партийное руководство в 60—70 гг. все более отчетливо


осуществлялось командно-административными методами. В совре­менных условиях дестабилизации экономики, снижения уровня про­изводства и появления таких отрицательных явлений, как безработи­ца, развитие самоуправления трудовых коллективов может стать важным стабилизирующим фактором, способствовать выходу из кри­зиса производства путем повышения производительности труда и внедрения новых современных технологий. Об этом свидетельствует и зарубежный опыт, в частности Японии. Ведь именно самоуправле­ние, участие в нем позволяет каждому работнику сознательно и от­ветственно участвовать в подъеме производства, способствует рацио­нализаторству, стимулирует предприимчивость.

Функционирование общих собраний и советов трудовых коллек­тивов, очевидно, будет специфично для различных форм собственно­сти: частных и государственных предприятий, акционерных обществ, коллективных хозяйств и ферм на селе. Но при всей пестроте эконо­мических отношений в современном обществе общее правило одно: каждый участник производства должен сознательно и ответственно участвовать в управлении им, т.е. в самоуправлении.

А это, в свою очередь, требует особой подготовки работников. Управление — сложная социальная функция, и чтобы оно было ус­пешным, необходимо всех участников коллектива систематически и последовательно вооружать навыками и умениями организаторской работы, учить планированию и организации контроля и учета, прове­дению собраний и производственных совещаний, формам отчетов и инструктажа, т.е. всем тем приемам, без которых немыслима работа организатора сегодня.

Метод самоуправления логически завершает систему методов организации коллектива, обобщая и синтезируя другие методы, ибо в коллективе с развитым самоуправлением и дисциплина, и самообслуживание, и соревнование становится предметом заботы и делом всех.

Следующая группа методов содействует формированию сознания учащихся профессиональных училищ, помогает им в выработке гу­манистических взглядов и личных убеждений, т.е. глубоко усвоен­ных идей, которыми человек руководствуется в своем поведении. Это методы убеждения:* информация, поиск, дискуссия и взаимное про­свещение. Их следует отличать от методов внушения, т.е. воздейст­вия на сознание, чем так широко пользуется современная реклама. Назначение активной методики убеждения в том, чтобы способство­вать воспитанникам в осмыслении своего жизненного опыта путем овладения основами духовной культуры человечества и выработки гуманистических личных взглядов.

Информация — исходный метод убеждения — обеспечивает сооб­щение воспитанникам тех или иных сведений непосредственно педа­гогом и стимулирование у них интереса к новому знанию, потребно-

* Здесь термин «убеждение» употребляется в двух значениях: убеждение как форма сознания и убеждение как метод воспитания, что следует различать.


сти в овладении им. Метод этот можно считать исходным, так как применяется при начальном ознакомлении воспитанников с новыми для них идеями, теориями, фактами и другими сведениями, составля­ющими основное содержание нравственного просвещения и научного образования.

Главным средством использования метода информации является живое слово и личный пример педагога. При этом используются, как правило, такие формы: рассказ, беседа, лекция, инструкция и на­глядный показ. В отдельных случаях представляется уместным при­глашение других опытных людей, очевидцев важных событий, масте­ров производства и политических деятелей для выступления перед воспитанниками. Их авторитет значительно усиливает влияние жи­вого слова на молодых людей.

При успешном применении информационный метод стимулирует и развивает интерес обучаемых к новому знанию, что достигается соблюдением ряда условий и применением специальных приемов. Первое условие — общественная значимость идей и фактов, о кото­рых идет речь, а также их ценность для удовлетворения практиче­ских запросов молодежи. Для этого информация педагога должна быть оперативной, максимально быстро откликающейся на те или иные события. Конечно, пропаганда конкретных идей не должна быть назойливой и навязчивой. Здесь, как и во всем, важно соблюдать чувство меры. И безусловно, не на последнем месте стоит техниче­ское совершенство ее передачи: ясная, логически стройная, вырази­тельная речь пересказчика, простота и доступность сообщения, выра­зительность и четкое оформление наглядных средств.

Среди приемов, стимулирующих интерес к информации, следует назвать, прежде всего, логичность, доказательность, строгую после­довательность (плановость) изложения материала, когда каждое но­вое положение связано с предыдущими, развивает их. Полезно также включение в рассказ ссылок на высказывания авторитетных людей, характеристику особо интересных фактов и событий, использование юмора, шутки. И наконец, очень важна строгая дозировка устного сообщения педагога во времени. Излишнее многословие не красит хорошего пропагандиста, а педагог, безусловно, должен быть хоро­шим пропагандистом. Следует отметить, что метод информации не решает проблемы убеждения воспитанников в целом, но он готовит условия для эффективного применения другого метода — поиска.

Поиск — ведущий метод убеждения — обеспечивает вовлечение воспитанников в процессы самостоятельного приобретения знаний, сбора и исследования информации, научного и ценностно-ориентиро­ванного характера. Именно на этой основе формируются навыки и умения самообразовательной деятельности. После того как воспитан­ники ознакомились с новым знанием, получили общее представление о нем и, главное, испытали интерес к новым сведениям, целесообраз­но включить молодых людей в активное самостоятельное добывание знаний из литературных и других источников. Поисковый метод на-


зывают также эвристическим, исследовательским, творческим. Эти характеристики верно отражают многообразие видов поисковой дея­тельности.

На первом месте — работа с книгой и другой печатной продук­цией: газетами, журналами. Самостоятельная работа с учебной, на­учно-популярной и справочной литературой вначале осуществляется с помощью педагога. Впоследствии, овладев приемами и навыками библиографического поиска, молодой человек все более самостоя­тельно выполняет эту работу. Развитие и широкое распространение бытовой техники позволяет в качестве источника новых знаний все чаще применять аудио- и видеозаписи, компьютерную технику.

Среди видов поисковой деятельности следует назвать туристско-краеведческую работу, особенно привлекательную для молодежи, а также биографический поиск — сбор материалов о жизни и деятель­ности выдающихся сынов и дочерей нашей Родины, наших современ­ников и исторических личностей. Это сложный вид работы. Педаго­гам надо вооружать своих воспитанников техническими приемами этой поисковой деятельности, сначала простейшим (конспектирова­ние литературных источников и оформлению собранных материа­лов), потом более сложным, связанным с владением современной техникой (например, создание видеофильмов).

Назовем основные этапы поисковой деятельности: I) определение цели и объекта поиска, конкретизация и расшифровка его задач; 2) сбор материалов, когда объединяются коллективные усилия, работа проводится в составе различных групп; 3) обработка, систематизация и изучение собранных материалов; 4) оформление добытого матери­ала и его дальнейшее использование.

Дискуссия — коррекционный метод убеждения — обеспечивает вовлечение воспитанников в товарищеский обмен мнениями, способ­ствуя поддержке и развитию нравственно-этических представлений, формируя самокритичность и готовность к преодолению ошибочных взглядов и неверных точек зрения. Нередко дискуссию понимают лишь как противоборство взглядов, столкновение противоречивых точек зрения. Такое понимание вряд ли правомерно. Важно, чтобы в процессе дискуссии проявилась готовность поддержать товарища, оказать ему нравственную помощь, сочувствие в трудной ситуации. Обогащение и развитие обсуждаемых идей должно быть главным в содержании дискуссии, не следует забывать древнее изречение: «в спорах рождается истина». Этот процесс, конечно, не исключает так­тичной и доброжелательной критики и аргументированного опровер­жения ложных представлений.

Здесь важно сделать небольшое отступление: в недавнем прошлом всякое инакомыслие строго преследовалось, а нетерпимое отношение к нему поощрялось. Теперь мы видим, что такой подход нередко приводил к ханжеству и способствовал распространению конформиз­ма, когда многие люди говорили одно, а думали другое. Очевидно, терпимость к инакомыслию, терпимость в спорах должны быть при-


сущи каждому молодому человеку в наше время. И умелое примене­ние дискуссионного метода может этому сильно способствовать.

Наиболее типичной формой метода дискуссии является диспут — коллективное обсуждение заранее задуманной проблемы. Подготов­ка и проведение диспута требует от педагога умелого решения ряда специфических задач: выбора актуальной темы, формирования воп­росов для обсуждения, своевременного оповещения всех участников, подбора опытного ведущего, который вступительным словом и репли­ками по ходу обсуждения сумеет «зажечь» его участников, установ­ления четкого регламента и умелого оформления помещения, где соберутся участники диспута. От них потребуется главное — умение публично выступать. Этому наставник учит молодых людей. А начи­нать надо заранее, задолго до диспута, с простых форм дискуссии, обсуждая острые вопросы жизни коллектива на собраниях и произ­водственных совещаниях, поощряя товарищеские споры в повседнев­ном общении.

Применение дискуссионного метода преполагает развитие довери­тельных товарищеских отношений педагогов и воспитанников, настав­ников и молодежи, уважительного отношения друг к другу и к мнению каждого члена коллектива, взаимной доброжелательности и такта.

Взаимное просвещение — метод самоорганизации убеждения — обеспечивает формирование у воспитанников потребности и умения пропагандировать свои знания, взгляды и убеждения и реализуется в повседневной пропагандистской разъяснительной работе среди своих товарищей. На этом этапе коллектив становится субъектом воспита­тельной работы, а педагог выполняет роль помощника и консультан­та. Молодые же рабочие сами используют информационный метод убеждения, становятся организаторами поисково-дискуссионной деятельности.

Еще в начале века видный русский педагог П.Ф. Каптерев писал: «Дети учат друг друга весьма многому, и их взаимное обучение пере­вешивает силу и влиятельность обучения преподавателей с директо­рами и инспекторами» . Современная педагогика решает задачу обес­печения педагогической целесообразности взаимного влияния воспи­танников друг на друга. Этому, в частности, и служит метод взаимного просвещения, который с успехом используется в молодеж­ных клубах, местных краеведческих музеях, в период проведения выборов органов местного самоуправления и других широкомасштаб­ных мероприятиях. Педагог привлекает к обучению молодых рабочих своих лучших учеников, достигших известной степени мастерства. Здесь, как и в любой работе, в трудовом коллективе обучение слива­ется с воспитанием. Взаимное просвещение станет нормой жизни трудового коллектива при условии, если все воспитанники овладеют современной методикой убеждения, различными приемами и умени­ями пропагандистов.

* Каптерев П.Ф. Об общественно-нравственном развитии и воспитании. СПб., 1908. С. 22.


Взаимное просвещение усиливает воспитательные функции кол­лектива, множит в его составе число не просто знающих людей, а людей, готовых щедро поделиться своими знаниями и мастерством с другими членами коллектива, своими товарищами.

Важное место в методике гуманистического воспитания занимают методы педагогического стимулирования: требование, перспектива, поощрение, наказание, общественное мнение. В практической работе и общении с воспитанниками педагогу приходится активно влиять на их поведение, вызывать те или иные поступки, организовывать их труд и учебу. Для этого необходимо владеть многими средствами, которые традиционно в педагогике носили название методов педаго­гического воздействия. Назначение этих средств в том, чтобы стиму­лировать адекватное поведение и поступки. Известно народное изре­чение: «Посеешь поступок — пожнешь привычку, посеешь привыч­ку — пожнешь характер, посеешь характер — пожнешь судьбу». С помощью методов педагогического стимулирования педагог помогает своим воспитанникам посеять добрые, нужные другим людям и само­му себе поступки.

Требование — исходный метод педагогического стимулирова­ния — обеспечивает вызов определенного поведения воспитанников и проявления их деловых и нравственных качеств путем выражения норм поведения в личных отношениях педагога с воспитанниками, в общении с ними.

По форме требования бывают прямыми и косвенными. Когда об­ращение педагога содержит четкое конкретное указание по формуле: «Делай так и только так» и выражено в решительной настойчивой манере, мы имеем дело с прямым требованием, которое особенно действенно в начале работы с воспитанниками. Оно позитивно, т.е. вызывает определенный поступок, а не запрещает или тормозит те или иные действия. Только неопытные педагоги не скупятся на ука­зания типа «не делай этого, не делай того...» Это позиция регистрато­ров различных нарушений. Педагог-мастер четко знает, чего он доби­вается от молодых людей, какими методами добивается осуществле­ния воспитательных целей. Прямое требование инструктивно, однозначно и конкретно. Это особенно важно при стимулировании новых действий, которых нет в опыте воспитанников. Предъявляя требование, необходимо добиваться его выполнения, памятуя, что каждое выполненное требование усиливает педагогическую эффек­тивность последующих указаний педагога.

К числу косвенных требований относятся просьба, доверие, одоб­рение, совет, осуждение, выражение недоверия и, наконец, угроза. Прямое требование — это непосредственный стимул того или иного дейтсвия, поступка. При использовании косвенного требования сти­мулами становятся психологические факторы: чувства, переживания воспитанника. Педагогу не следует злоупотреблять требованиями, с симулирующими отрицательные эмоции у воспитанников, такими, как угроза, выражение недоверия, осуждение. Чем больший удель-


ный вес среди косвенных требований занимают требования положи­тельного плана (просьба, совет, одобрение, доверие), тем выше уро­вень педагогического мастерства конкретного воспитателя.

Мастерство требования находится в тесной связи с производствен­ным мастерством — квалификацией наставника, его уменьем пра­вильно организовать работу, научить молодого рабочего трудиться.

Перспектива — ведущий метод педагогического стимулирова­ния — обеспечивает налаживание общественно полезной деятельно­сти воспитанников путем выдвижения перед ними увлекательных, значительных целей, трансформирующихся в личные стремления и желания молодых людей.

«Истинным стимулом человеческой жизни, — утверждал А.С. Макаренко, — является завтрашняя радость... Воспитывать че­ловека — значит воспитывать у него перспективные пути. Методика этой работы заключается в организации новых перспектив, в исполь­зовании уже имеющихся, в постоянной подстановке более ценных»*.

Перспектива близкая составляет ту самую завтрашнюю радость, без которой не может быть оптимистического настроя личности. Важно, что­бы человек жил в предвкушении радостного события: встречи с друзьями, посещения кинотеатра или дискотеки, возможности прочитать интерес­ную книгу, успеха в выполнении производственного задания и т.д.

Средняя перспектива — ожидаемое событие, несколько отодви­нутое во времени. Это может быть ожидание традиционных праздни­ков, летнего отдыха, предстоящего путешествия и т.п. Для воспитан­ника важно ощущение того, какие близкие перспективы ожидаются на пути к такой цели в процессе коллективных усилий вместе с това­рищами и друзьями.

Далекая перспектива — это намечаемые планы воспитанников, потребность в которых усиливается в период жизненного и професси­онального самоопределения, т.е. в юности. Для молодых людей это может быть и выбор профессии, и поступление на учебу в институт, и вступление в брак. Далекие перспективы выстраивают судьбу лично­сти. Их значимость определяет истинное богатство личности.

Подлинное мастерство педагога состоит в постановке перед воспи­танником увлекательных и значимых перспектив, которые сплачива­ют коллектив и целеустремляют его общественно полезную деятель­ность: труд, учебу, разумный досуг. Важно поощрять инициативу тех воспитанников, которые сами выдвигают полезные жизненные пла­ны и цели, учатся планировать свое поведение.

Поощрение и наказание — коррекционный метод педагогическо­го стимулирования — обеспечивает поддержку полезной и торможе­ние нежелательной деятельности воспитанников путем внесения из­менений в отдельные права и обязанности их как членов коллектива, а также моральной оценки их действий.

Поощрение и наказание не разные методы, а две стороны единого метода педагогического стимулирования — коррекции. В самом деле,

* Макаренко А.С. Соч. В 8 т. Т. 8. М., 1988. С. 311.


разумная коррекция поведения воспитанников — основная функция этого метода.

На первых порах правом поощрения и наказания пользуется толь­ко педагог — руководитель коллектива. В развитом коллективе со сложившимися органами самоуправления функции поощрения и на­казания постепенно передаются им и становятся функцией обще­ственного мнения. Метод поощрения и наказания развивается и по содержанию, по-разному решается вопрос: «Как наказывать?» — на разных стадиях развития коллектива. Так, на первых порах наказа­ние определяется по логике естественных последствий: насорил — убери, плохо выполнил работу — переделай ее заново. Возможно и лишение каких-либо прав. Так же и с поощрением: на первых порах оно должно быть материально осязаемо, например, в виде подарка или денежной премии. А впоследствии оно выражается в форме кол­лективного морального доверия. В коммуне им. Дзержинского, руко-иодимой Макаренко А.С., в последние годы высшей нормой поощре­ния стали благодарность перед строем и фотографирование у развер­нутого знамени коммуны.

Важную роль играют и административные меры поощрения и на­казания, которые одновременно являются методом педагогического стимулирования. Но в отношении всех этих мер действуют два пра-вила: они должны использоваться не слишком часто и, безусловно, поддерживаться общественным мнением.

Общественное мнение — метод самоорганизации педагогического стимулирования — обеспечивает поддержку и развитие общественно полезной деятельности и проявление нравственных качеств воспи­танников посредством выполнения моральных требований, постанов­ки и реализации общественно значимых перспектив, нравственной оценки поведения членов коллектива.

В общественном мнении наиболее полно реализуются воспита­тельные функции коллектива. В любом, даже слабо организованном коллективе, общественное мнение существенно влияет на поведение людей. Поэтому одной из главных задач каждого педагога становится i i имулирование развития здорового общественного мнения, что тре-бует долгих и квалифицированных усилий и достигается применени­ем комплекса всех методов гуманистического воспитания.

В коллективе более всего оно проявляется в оценке и принятии решений на общем собрании. Важнейшим условием действенности коллективных решений становится обеспечение их широкой гласно­сти, доведение до сведения каждого члена коллектива.

Следующий способ выражения общественного мнения — это дей-(гния уполномоченных лиц, избираемых коллективом в качестве ор­ганизаторов того или иного дела, мероприятия. Действенным средст-мом могут стать печатные органы коллектива (стенная газета, инфор­мационные листки, многотиражки) и местное радио.

На развитие общественного мнения положительное влияние ока­зывает опосредованное педагогическое требование, которое так ярко


охарактеризовал в одном из своих выступлений А.С. Макаренко: «Петренко опоздал на завод. Вечером я получаю об этом рапорт. Я вызываю командира того отряда, в котором находится Петренко, и говорю:

— У тебя опоздание на заводе.

— Да, Петренко опоздал.

— Чтобы этого больше не было.

— Есть, больше не будет.

На второй раз Петренко опоздал. Я собираю отряд.

— У вас Петренко опаздывает второй раз на завод.

Я делаю замечание всему отряду. Они говорят, этого не будет.

— Можете идти.

Затем я слежу, что делается. Отряд сам будет воспитывать Пет­ренко и говорить ему:

— Ты опоздал на завод, значит, наш отряд опаздывает!»

Так требование педагога стимулирует общественное мнение кол­лектива. Еще раз подчеркнем: развитие общественного мнения до­стигается применением всей системы методов гуманистического вос­питания.

В заключение несколько слов о роли педагогической техники, ко­торая сопутствует методам воспитания. Применительно к воспита­нию термин этот принадлежит А.С. Макаренко, который признавал­ся, что сделался настоящим мастером, когда научился говорить «иди сюда» с 15—20 оттенками в голосе. Педагогическая техника включает в себя искусство общения с воспитанниками, управление их поведе­нием, действиями и поступками, посредством мимики и жестов, вы­разительности речевой лексики, приемов театральной педагогики. Всему этому педагог учится на примере более опытных мастеров педагогического труда, а главное, на своем опыте.





Название статьи ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ГУМАНИСТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ