Вернутся на главную

Вопрос. В педагогической психологии нередко употребляется термин наглядность, имеющий отношение к понятию опосредованность


Вопрос. В педагогической психологии нередко употребляется термин наглядность, имеющий отношение к понятию опосредованность на нашем сайте

Статьи
Статьи для студентов
Статьи для учеников
Научные статьи
Образовательные статьи Статьи для учителей
Домашние задания
Домашние задания для школьников
Домашние задания с решениями Задания с решениями
Задания для студентов
Методички
Методические пособия
Методички для студентов
Методички для преподавателей
Новые учебные работы
Учебные работы
Доклады
Студенческие доклады
Научные доклады
Школьные доклады
Рефераты
Рефератывные работы
Школьные рефераты
Доклады учителей
Учебные документы
Разные образовательные материалы Разные научные материалы
Разные познавательные материалы
Шпаргалки
Шпаргалки для студентов
Шпаргалки для учеников
Другое

В педагогической психологии часто используется термин наглядность, имеющий отношение к понятию опосредованность. Познавательная деятельность опирается на образы восприятия, представления, воображения, мышления, поэтому в обучении следует использовать самые разные средства наглядности: от реальных предметов до абстрактных знаково-символических моделей.

Но не всякий предмет нагляден. А. Н. Леонтьев сформулировал принцип наглядности гласящий: « предмет нагляден тогда, когда совпадают 2 деятельности – деятельность учащихся с наглядным материалом и деятельность, которая составляет суть процесса обучения». Например, в тесте Розенцвейга испытуемому необходимо быстро охватить максимум ситуаций, а не детали. Деятельность испытуемого совпадает с деятельностью, заданной экспериментатором, следовательно, предмет (картинки) нагляден. Если бы на картинках были изображены посторонние детали, и суть ситуации была бы скрыта, испытуемый выполнял бы другую деятельность (разглядывал бы детали) и его деятельность не совпадала бы с заданной экспериментатора. В этом случае предмет не является наглядным.

По способу отображения объекта все наглядные средства в психологии делятся по М. В. Гомезо на натуральные, изобразительные и знаковые.

Натуральные средства в преподавании психологии не используются.

К изобразительным наглядным средствам относят: фото, репродукцию картин художников и плакаты.

В кабинете психологии полезно иметь набор фото (портреты) выдающихся психологов, чтобы их можно было демонстрировать, например, с краткой биографической справкой. Фото, например, можно использовать при изучении эмоций: сложные эмоции трудно поддаются интерпретации, могут выражаться по-разному. Чтобы выработать не просто личностный опыт, но и профессиональный опыт чтения эмоций. Демонстрация фото поможет студентам в распознавании этого феномена. К сожалению, до сих пор не существует наборов фото как метод, каждый из преподавателей сам создает банк таких фото.

Репродукции картин художников можно использовать в курсах по общей, возрастной, педагогической и других отраслей. Наиболее часто по курсу общей психологии по теме воображение использую картины известных художников как иллюстрации к таким понятиям как агглютинация, гиперболизация, типизация и др. портретная живопись удобна для использования как модель обучения «чтению человека». Такая работа может быть проедена как игра, в которой нужно познакомиться с портретом и перечислить личностные свойства или качества, изображенного персонажа. Затем результаты сличаются с реальными характеристиками изображенных, а студенты формируют необходимый для будущей профессии опыт наблюдения и понимания другого человека.

К знаковым средствам наглядности относятся отдельные символы, знаки, схемы, графики, таблицы и знаковые модели.

Знаковые модели в учебном процессе помогают понять предмет, облегчают и обеспечивают связь между теоретиками и практиками.

Используя модели при обучении психологии, преподаватель ведет мысль студентов по пути уже пройденному кем-то из психологов, показывая происхождение знания, его истоки, нерешённые к сегодняшнему дню проблемы.

Дидактические функции всех графических моделей проявляется лишь тогда, когда их демонстрация сопровождается словестным раскрытием содержания материала.

Г. С. Абрамова считает особенно эффективными модели с символом круга, так как они позволяют через величину круга , разные варианты его изменения (деления на сегменты, указание вектора, границ), например, консультирование родителей, изображает психическую реальность как некую целостность с границей – окружностью, по отношению к которым стрелками можно указать и внешние воздействия на круг и внутреннее сопротивление, но и другие показатели.

Дидактические цели таблицы различны. Чаще всего они используются при необходимости обобщать большой по объему материал, выделить в разделах таблицы существенное. Создание таких таблиц совершенствует умственную деятельность студента: материал осмысливается и запечатлевается в памяти .

Обычно в таблице несколько столбцов и строк, в которых фиксируются основные структурные единицы информации, поэтому столбцы и строки должны быть обозначены, названы. Записи таблицы предполагают как-бы свертывание информации, использование лаконичной записи. Это позволяет охватить всю информацию в целом.

Такие таблицы позволяют облегчить анализ в сравнении и осознании большого объема информации. Сначала такие таблицы создаются в совместной деятельности студента и преподавателя, а затем студент использует их в написании курсовых и дипломных работ при подготовке материала к экзамену или зачету. Подобные таблицы можно найти в любых учебниках по психологии, когда в готовом виде, в конце главы, например, они обобщают материал главы или раздела.

Это может быть таблица познавательных процессов по курсу общей психологии.

Психический процесс Внимание Ощущение Восприятие Память Мышление Воображение Речь
Определение
Функции
Физиологические механизмы
Виды
Свойства
Теории
Методики

Примером таких же таблиц могут служить : «Таблица стадии развития личности» (можно сделать это только по Э. Эриксону, Д. Б. Эльконину и т. д.)

Но простая демонстрация даже очень хорошей качественной таблицы не даст нужного методического эффекта: необходимо словесное, пошаговое сопровождение преподавателя, объяснения не только целей и задач таблицы, но и обязательна дополнительная иллюстрация каждого отдельного элемента таблицы практическими примерами.

Таблицы так же находят свое применение в поисковой, исследовательской деятельности психолога: это способ описания результатов диагностики, выводов по исследованию.

При подготовке профессиональных психологов особое внимание следует обратить на поиск адекватных форм представления результатов и умение выбрать наиболее простую и наглядную форму, ведь именно форма представления материала может способствовать выявлению новых связей и закономерностей, а неудачное оформление таблицы может помешать грамотно, осмыслить и интерпретировать результат.

Таблицы могут использоваться и как форма учебного задания для студентов; преподавателю же они позволят оперативно контролировать и управлять познавательной активностью студента.

Табличный способ предоставления информации может и затруднять освоение знаний, если: не ясна цель, используемой таблицы; нет обозначения элементов таблицы или обозначения неадекватны содержанию; таблица перегружена словесной информацией.

В отличие от таблиц наиболее удобны и для предоставления и для переработки учебной информации схемы. В схеме информация представлена не только в обобщенном виде, не ее продуктивность работает компактная, легко обозримая форма, в которой отражены все связи и отношения между элементами. Схема дает целостное представление об объекте в абстрактно, очищенном от несущественной информации виде.

Большинство учебных пособий по психологии содержат именно схемы А. С. Айсмонтоса, М. В. Гомезо и И.А. Домошенко и др.; по социальной психологии; по возрастной психологии В. Г. Крысько.

Но не всякая схема наглядна и помогает в осмыслении и запечатлении материала: нередко схемы оказываются громоздкими с «зашумляющими» информацию элементами; иногда схема демонстрирует лишь отдельные элементы знания, а не целостную картину.

Схема не выполняет своих дидактических функций, если:

1. Количество элементов информации так велико, что трудно охватить схему одним взглядом;

2. Используются геометрические фигуры разных форм, лучше использовать фигуры одной формы;

3. Словесная информация избирательна. Дидактическая ценность схемы проявляется в комментарии к ним, иначе стрелки, линии, геометрические рамки не воспринимаются как связи или определенного рода отношения между отдельными элементами информации в схеме. Не всякий учебный материал можно изобразить в схеме: их удобно использовать в изучении классификации познавательных процессов, видов способностей, эмоционально-волевой сферы и индивидуально-типологических особенностях. Особенно ценны схемы для отражения механизмов психологических феноменов.

Графики это не только визуальная иллюстрация изучаемых феноменов, это модель, работа с которой дает и новые знания, и возможность предвидеть изменения в изучаемом явлении, процессе, механизме, явление, изображение в системе координат. Психологам известны графики Г. Эббингауза (Кривая забывания), которая позволяет понять стремительность забывания в первые часы после предъявления материала и затем незначительность забывания. Любой график требует навыков прочтения, построения и комментариев к нему.

Рисунки – очень удобное и широко применяемое в психологии средство обучения; они, как правило, индивидуальны, могут быть придуманы преподавателями или извлекаться из методической литературы. В удачном рисунке всегда четко выделяется существенное; он позволил менять изображение при необходимости, удаляя или вводя в него новые элементы в соответствии с пониманием или объяснением материала.

Таким образом, технические и наглядные средства обеспечивают продуктивность обучения психологии.





Название статьи Вопрос. В педагогической психологии часто используется термин наглядность, имеющий отношение к понятию опосредованность