Вернутся на главную

Способы прогнозирования. Рис. 2.6. Способы экспертных оценок


Способы прогнозирования. Рис. 2.6. Способы экспертных оценок на нашем сайте

Статьи
Статьи для студентов
Статьи для учеников
Научные статьи
Образовательные статьи Статьи для учителей
Домашние задания
Домашние задания для школьников
Домашние задания с решениями Задания с решениями
Задания для студентов
Методички
Методические пособия
Методички для студентов
Методички для преподавателей
Новые учебные работы
Учебные работы
Доклады
Студенческие доклады
Научные доклады
Школьные доклады
Рефераты
Рефератывные работы
Школьные рефераты
Доклады учителей
Учебные документы
Разные образовательные материалы Разные научные материалы
Разные познавательные материалы
Шпаргалки
Шпаргалки для студентов
Шпаргалки для учеников
Другое

Рис. 2.6. Методы экспертных оценок

Метод «Мозговой атаки» основан на свободном выдвижении идей, на­правленных на решение проблем. Затем из этих идей отбираются наиболее цен­ные. Наиболее распространенным вариантом этого метода является следую­щий. В группе экспертов создается две группы: генераторов идей и аналитиков. Организуется собрание группы. Подгруппа генераторов в соответствии с фор­мулировкой проблемы ведущим выдвигает идеи их решения. Подгруппа анали­тиков анализирует все идеи, даже сомнительные и выбирает из них наиболее ценные.

Достоинством метода «мозговой атаки» является высокая оперативность получения требуемого решения. Основной недостаток - сложность организации экспертизы: создать непринужденную атмосферу и исключить влияние долж­ностных взаимоотношений.

Метод сценариев представляет собой совокупность правил по изложению в письменном виде предложений специалистов по решаемой проблеме. Сцена­рий представляет собой документ, содержащий анализ проблемы и предложе­ний по ее реализации.

Обычно сценарий разрабатывается для прогнозирования развития раз­личных подсистем СГЗ, предварительной оценки эффективности выполнения операций по ликвидации возможных ЧС, описания проведения военных игр, КШУ и предстоящих АСДНР.

Основным преимуществом сценария является комплексный охват решае­мой проблемы в доступной для восприятия форме.

К недостаткам можно отнести неоднозначность и недостаточную обосно­ванность отдельных решений.

Деловые военные игры основаны на «моделировании» функционирования системы управления при выполнении операций ГЗ, направленных на достиже­ние поставленной цели. В отличие от предыдущих методов деловые игры предполагают активную деятельность экспертной группы, за каждым членом кото­рой закреплена определенная должностная обязанность. Основным достоинст­вом деловых игр является возможность выработки решения в динамике с уче­том всех этапов исследуемого процесса. Недостаток заключается в сложности организации деловой игры в условиях, приближенных к реальной ситуации.

Метод совещаний и комиссий - самый простой и традиционный. Он пред­полагает проведение совещания или дискуссии с целью выработки единого кол­лективного мнения по решаемой проблеме. В отличие от метода «мозговой ата­ки» каждый эксперт может иметь не только свое мнение, но и критиковать предложения других.

В результате такого тщательного обсуждения уменьшается возможность ошибок при выработке решения.

Достоинством метода является простота его реализации. Однако на сове­щании не исключается принятие ошибочного мнения одного из участников в силу его авторитета, служебного положения или ораторских способностей.

Метод «Суда» является разновидностью метода совещаний и реализуется по аналогии ведения судебного процесса: в роли подсудимых выступают выби­раемые варианты решения; в роли судей - ЛПР; в роли «прокуроров» и «защитни­ков» - члены экспертной группы. Метод «суда» целесообразно применять при на­личии нескольких групп экспертов, придерживающихся различных вариантов ре­шения.

Метод анкетного опроса предполагает разработку специальных анкет, содержащих перечень вопросов по решаемой задаче. Анкеты размножаются по количеству экспертов и направляются по соответствующим адресам. Анкеты заполняются лично экспертами. Основным достоинством метода является воз­можность сбора большого объема информации за достаточно короткий срок и независимость суждений экспертов. К недостатку следует отнести сложность разработки эффективной анкеты, содержащей обоснованный перечень вопро­сов.

Метод интервью предполагает беседу руководителя экспертизы с экс­пертом, в ходе которой перед ним по заранее разработанной программе ставят­ся сформированные вопросы. Особенностью метода является то, что руководи­тель и эксперт находятся в непосредственном контакте. Достоинством метода является возможность получить сведения, малодоступные анкетному опросу. Однако на результат опроса могут влиять личностные качества руководителя и эксперта.

Метод Дельфи представляет собой итеративную процедуру анкетного опроса. При этом сохраняется анонимность оценок, критики и аргументации после каждого тура опроса. Достоинством метода является использование об­ратной связи в ходе опроса, что значительно повышает объективность ЭО. Од­нако метод требует значительного времени на реализацию многоэтапной про­цедуры. Все рассмотренные методы ЭО содержат одинаковые этапы процесса:

1) обоснование целесообразности получения экспертной информации;

2) разработка или выбор метода сбора и обработки экспертной информа­ции;

3) формирование экспертной информации;

4) сбор экспертной информации;

5) обработка и анализ полученной информации.

Содержание этапов определяется условиями и обеспечением процесса вы­работки управляющих решений, эти данные приводятся в специальной литерату­ре.

Данные экспертных оценок вариантов решений могут представляться в ко­личественной форме или элементарных суждений. Используются следующие фор­мы:

количественные оценки в физических единицах измерения оцениваемых величин (время ликвидации ЧС, предотвращенный ущерб и т.п.);

балльные оценки;

попарные сравнения вариантов в виде квадратной матрицы;

группировка (сортировка);

ранжирование.

В процессе выработки решений позволяют определять возможные ре­зультаты их выполнения в предполагаемых наиболее вероятных условиях. Ме­тоды прогноза классифицируются по признакам: способам получения и обра­ботки прогнозной информации и по способам оценки прогнозируемых пара­метров.

По первому признаку выделяют следующие группы методов: эвристиче­ские (интуитивные); экстраполяционные (статистические); моделирование объ­екта прогноза; информационные.

По способам оценки параметров различают прямые и косвенные методы прогнозирования.





Название статьи Методы прогнозирования. Рис. 2.6. Методы экспертных оценок