Вернутся на главную

Тема 7. Организационная культура


Тема 7. Организационная культура на нашем сайте

Статьи
Статьи для студентов
Статьи для учеников
Научные статьи
Образовательные статьи Статьи для учителей
Домашние задания
Домашние задания для школьников
Домашние задания с решениями Задания с решениями
Задания для студентов
Методички
Методические пособия
Методички для студентов
Методички для преподавателей
Новые учебные работы
Учебные работы
Доклады
Студенческие доклады
Научные доклады
Школьные доклады
Рефераты
Рефератывные работы
Школьные рефераты
Доклады учителей
Учебные документы
Разные образовательные материалы Разные научные материалы
Разные познавательные материалы
Шпаргалки
Шпаргалки для студентов
Шпаргалки для учеников
Другое

Вопросы:

1. Понятие и содержание организационной культуры.

2. Функции организационной культуры.

Вопрос 1.

Организационная культура – это культура обеспечения упорядоченности и согласованности функционирования социальной организации. Она рассматривается в узком и широком смысле. В широком смысле– как культура, которая присутствует на всех уровнях жизнедеятельности общества; в узком смысле –как культура предприятия, фирмы, учреждения.

Организационная культура предприятия подразделяется на две подсистемы: 1. идеальная – это смысловые установки, организационные ценности, нормы поведения, ориентиры деятельности; 2. – материальная (вещественная) –определяет потенциальные возможности организации для достижения целей (средства производства, средства непроизводственного назначения

Рассмотрим составляющие компоненты идеальной организационной культуры, что является предметом исследования в теории организации.

Смысловые установки– определяют роль и предназначение организационной системы в обеспечении реализации миссии организации (в этом смысле выделяются три типа культур: признающие необходимость организационной деятельности, допускающую возможность ее осуществления, отрицающую ее ).

Организационные ценности –это представление о полезности и предпочтительности для реализации миссии организации тех или иных средств, форм и методов, а также культурных свойств членов этой организации.

Нормы поведения– формируют различные типы культур

Ориентиры деятельности –формируются на основе организационных ценностей и норм поведения; это – предположения, каким образом и в каком направлении должны действовать участники этой деятельности для того, чтобы обеспечить реализацию миссии организации.

Организационная культура – преобладающая в организации и разделяемая большинством ее членов совокупность ценностей, норм и принципов, которая позволяет идентифицировать организацию во внешней среде и добиться эффективной внутренней интеграции.

Организационная культура включает шесть составляющих:

1. философию, задающую смысл существования организации и ее отношение к сотрудникам;

2. доминирующие ценности, на которых базируется организация и которые относятся к целям ее существования, либо средствам их достижения;

3. нормы, разделяемые сотрудниками организации и определяющих принципы взаимоотношений в коллективе;

4. правила, по которым ведется «игра» в организации;

5. климат, существующий в организации и проявляющийся в том, какова атмосфера в организации и как члены коллектива взаимодействуют с внешним миром;

6. поведенческие ритуалы, выражаемые в проведении организацией определенных церемоний, использовании определенных выражений, знаков и т.п.

Организационная культура может формироваться:

· долговременной практической деятельностью;

· деятельностью (стилем управления) руководителя или собственника;

· естественным отбором наилучших норм, правил, стандартов, привнесенных руководителем и коллективом;

· искусственным формированием организационной культуры специалистами-консультантами.

Рынок
Общество
Организационная культура

Рисунок 7.1. Модель формирования организационной культуры

Таблица 7.1. Различия западной и восточной культур

Западная культура Восточная культура
Индивид – основной элемент бизнеса, политики Общность- семейная, клановая, профессиональная
Устойчивые традиции политической демократии Устойчивые традиции авторитаризма
Индивид пресыщен политикой, но воспринимает правила участия в ней Индивид давно насытился политикой, но не приобщился к ней
Западные религии формируют открытый тип участия в политике Восточные религии формируют тип скрытого участия в политике и фанатичного в экстремальных условиях
Преобладание общенациональных интересов Первостепенная роль принадлежит национально-этническому фактору
Преобладание модернизма в общей культуре Устойчивость традиционной культуры
Возрастание роли политических лидеров в силу личностных факторов и усложнения политического развития Возрастание роли политических лидеров в силу харизмы, повышение роли партий и общественных движений
Наличие солидного среднего класса и соответствующего его интересам политического менталитета Резкий разрыв между элитой и массами и соответствующий политический менталитет




Название статьи Тема 7. Организационная культура