Вернутся на главную

Меж долгом и виной. позже дает в Новеньком завете новейшую мораль, предъявляю­щую к личности очень высочайшие, безупречные требования


Меж долгом и виной. позже дает в Новеньком завете новейшую мораль, предъявляю­щую к личности очень высочайшие, безупречные требования на нашем сайте

Статьи
Статьи для студентов
Статьи для учеников
Научные статьи
Образовательные статьи Статьи для учителей
Домашние задания
Домашние задания для школьников
Домашние задания с решениями Задания с решениями
Задания для студентов
Методички
Методические пособия
Методички для студентов
Методички для преподавателей
Новые учебные работы
Учебные работы
Доклады
Студенческие доклады
Научные доклады
Школьные доклады
Рефераты
Рефератывные работы
Школьные рефераты
Доклады учителей
Учебные документы
Разные образовательные материалы Разные научные материалы
Разные познавательные материалы
Шпаргалки
Шпаргалки для студентов
Шпаргалки для учеников
Другое

потом дает в Новом завете новую мораль, предъявляю­щую к личности крайне высокие, идеальные требования. Соответствовать им в полной мере могут немногие, лишь избранные: любить врагов, отвечать на зло добром, быть «нищими духом» в смысле отказа от эгоизма и открытос­ти Творцу. Все это требования морального долга для ис­тинного христианина, которые по сей день мало кому удалось исполнить, но которые служат ориентиром со­знания для миллионов людей.

Четвертая, светская, версия рассматривает моральный долг либо как продукт человеческого разума, либо как естественный эмоциональный механизм. Первая пози­ция хорошо видна в творчестве Спинозы, для которого знание законов субстанции является основой мудрого мо­рального поведения, а вторая заявлена в произведениях Руссо, утверждавшего, что сочувствие, эмпатия, альтру­изм коренятся в самой природе переживаний, в чувствен­ности человеческой натуры.

Пятая версия — социологическая. Если концепции Нового времени возводили мораль к неизменным каче­ствам человека — разуму и эмоциональности, из чего можно было понять, что и моральный долг для всех вре­мен в общем-то неизменен, то, с точки зрения социоло­гического подхода, мораль — текучий и преходящий лик общественной жизни. Изменение общества и смена куль­тур в корне меняют представление о моральном долге. Общечеловеческое ядро, которое мы можем найти в раз­ных системах морали, не представляет собой какой-то са­мостоятельной надвременной сущности, а является, ско­рее, более или менее случайным совпадением, содержа­ние которого диктуется главной функцией морали — ре­гулятивной, позволяющей общности выживать и разви­ваться. Моральный долг древнего грека, средневекового христианина и безрелигиозного человека конца XX сто­летия — вещи во многом разные. А дальнейшее развитие человечества, изменение форм его жизни приведет к но-


______________________________________ Лекция 3

вым представлениям о долге, каких не знает современ­ность. Социологическое представление о моральном долге релятивно и зависит от того, в каком конкретном социо­культурном контексте этот долг рассматривается.

Шестая версия, которую я хотела бы назвать здесь, — это представление о «высшем я» как источнике нравствен­ного долженствования, причем природа этого «высшего я» нередко не оговаривается, а просто фиксируется нали­чие некоей структуры, не сводимой к эмпирической лич­ности индивида.

«Высшее я» — лучшее начало в нас, как бы потенци­альный максимум наших человеческих возможностей, не­кая самость, идеальный строй души. Именно оно вменя­ет личности бескорыстное, благое, а порой и самоотвер­женное поведение, «заведует» альтруистическими поры­вами и «спускает» со своей высоты нормы, которые надо выполнять.

До сих пор мы говорили о моральном долге перед дру­гими людьми. А существует ли моральный долг по отно­шению к самому себе? Большинство мыслителей полага­ют, что существует. Те, кто ориентирован на Божествен­ное начало, считают, что моральный долг человека перед самим собой заключается в развитии по направлению к Богу, миру идей или вселенскому Разуму. Этот путь мож­но пройти только через поистине божеское отношение к ближним, поэтому долг человека перед собой — разви­вать лучшие свои чувства, любить ближнего, быть спра­ведливым, великодушным. Именно эти качества нужны высшим силам бытия и ведут к жизни вечной.

Те, кто исповедует идею «высшего я», видят челове­ческий долг в бесконечном стремлении нашей эмпири­ческой личности к совершенству, в неуклонной работе души и сердца ради приближения к полноте собственных многогранных духовных возможностей.

Авторы, стоящие на позициях эмпирической жизни, усматривают наш долг перед собой в достижении счастья






Название статьи Между долгом и виной. потом дает в Новом завете новую мораль, предъявляю­щую к личности крайне высокие, идеальные требования