Вернутся на главную

Муниципальный контроль за предпринимательской деятельностью и правовое регулирование рыночных отношений


Муниципальный контроль за предпринимательской деятельностью и правовое регулирование рыночных отношений на нашем сайте

Статьи
Статьи для студентов
Статьи для учеников
Научные статьи
Образовательные статьи Статьи для учителей
Домашние задания
Домашние задания для школьников
Домашние задания с решениями Задания с решениями
Задания для студентов
Методички
Методические пособия
Методички для студентов
Методички для преподавателей
Новые учебные работы
Учебные работы
Доклады
Студенческие доклады
Научные доклады
Школьные доклады
Рефераты
Рефератывные работы
Школьные рефераты
Доклады учителей
Учебные документы
Разные образовательные материалы Разные научные материалы
Разные познавательные материалы
Шпаргалки
Шпаргалки для студентов
Шпаргалки для учеников
Другое

Предпринимательская деятельность (предпринимательство) понимается как вид самостоятельной производственной или ком­мерческой деятельности, осуществляемой физическими и юри­дическими лицами на постоянной основе. Эта хозяйственная де­ятельность осуществляется для получения прибыли (дохода) на основе существующего законодательства, под ответственность и риск предпринимателя. В рамках законодательства предприни­матель свободен в выборе сферы предпринимательской деятель­ности, направлений и методов этой деятельности; принятии решений, выборе форм их реализации; установлении различного рода программ хозяйствования; выборе поставщиков материа­лов и каналов сбыта продукции; установлении источников фи­нансирования, цен, размеров заработной платы; распоряжении прибылью.

Предпринимательство охватывает такие виды деятельности, как инновационную, производственно-сбытовую, торгово-посредническую, консультационную, лицензионную и др.

Предпринимательская деятельность предполагает наличие экономически обособленных субъектов рыночных отношений. Считается, что именно рынок с его неопределенностью способст­вует развитию предпринимательства.

В содержание понятия «предпринимательство» обыкновенно включают и «бизнес». Бизнес - дело, деловая активность по осу­ществлению операций обмена товарами и услугами между эко­номическими участниками рыночных отношений. В определен­ном отношении бизнес - более широкое явление, чем предпри­нимательство, поскольку охватывает собой, в том числе и совер­шение разовых коммерческих сделок. Законодательство всех го­сударств регулирует деятельность бизнесменов (коммерсантов), устанавливая для них ряд исходных позиций и параметров, без которых невозможна коммерческая деятельность (приобретение патента, ведение бухгалтерской документации, открытие банков­ского счета и т.д.).

Для контроля за предпринимательской деятельностью имеет значение классификация субъектов рыночных отношений. В общей форме выделяют четыре их категории: фирмы, банки, страховые и трастовые компании, инвестиционные структуры.

Все они функционируют как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Но сферу рыночных отношений имеют разную: рынок средств производства и недвижимости, потребительский рынок, финансовый рынок, рынок интеллектуальной собственности. Сфера рыночных отношений, так же как и вид субъекта предпри­нимательской деятельности, обусловливает пределы, формы и ме­тоды государственного контроля за деятельностью предпринима­телей.

Для выбора средств государственно-правового воздействия на рыночные отношения имеет значение установление предприни­мательской среды и выделение внутренней и внешней предпри­нимательской среды.

Под предпринимательской средой экономисты понимают ус­ловия и факторы, которые воздействуют на функционирование субъекта предпринимательства, принятие им решений.

Государственно-правовому регулированию в большей степени подвержены факторы внешней предпринимательской среды. Все эти факторы можно поделить на несколько категорий:

- характер рыночных отношений;

- характер правовых связей субъектов предпринимательства;

- общесоциальные факторы;

- общеэкономические условия;

- общеполитические факторы.

Рынок - система экономических отношений между продав­цами и покупателями, основными элементами которой являются спрос, предложение и цена. Поскольку то, и другое, и третье не всегда и не во всем предсказуемо, говорить об эффективности пря­мого государственно-правового воздействия на рынок (на меха­низм рыночных отношений) не приходится. Многие процессы здесь не подвластны правовому регулированию. И это в известном смысле является благом.

Контроль государства в экономической сфере подразделяют на прямой и косвенный. Трудно отдать предпочтение какому-либо из них, поскольку косвенный контроль проявляет себя как весьма эффективное средство. Сюда относится система льгот и налогов; ценовая политика; регулирование занятости населения, профессиональной подготовки, влияние на развитие инфраструктуры, информационное обеспечение и т.д.

К прямому государственному контролю относят:

- финансовый контроль;

- экологический контроль;

- санитарный контроль;

- пожарный надзор;

- контроль за мерой весов и денежной единицы;

- контроль за качеством продукции.

Эти и другие контрольные меры осуществляются в правовой и организационной форме, как в процессе правотворческой дея­тельности, так и в ходе реализации права.

Оценивая перспективы вмешательства государства в предпри­нимательскую сферу (в сферу экономики, бизнеса), следует при­нять во внимание целый ряд обстоятельств:

- необходимость предупреждения экологической катастро­фы, решения экологических проблем, порождаемых свободным предпринимательством;

- необходимость борьбы с криминализацией экономических отношений;

- предотвращение экономических кризисов, социальных потрясений, контроль за использованием общенациональных ресурсов, социальную защиту наименее обеспеченных слоев населения.

Иногда характер отношений между государством и бизнесом пытаются представить как партнерство. Если это так, то «парт­нерство» оказывается весьма своеобразным. Там, где государство выступает в качестве политической, властной структуры, его «партнеры» вынуждены следовать воле государства. Там, где пос­леднее выступает в качестве субъекта экономической деятельнос­ти, - идет конкурентная борьба. Вместе с тем государство и биз­нес взаимно зависят друг от друга, взаимно дополняют друг друга в решении общесоциальных задач. Понимание этих истин созда­ет основу для деловых отношений, предупреждает излишние трения.

В последние годы вновь поднимается вопрос формирования ми­рового права. Основой соответствующих процессов является ин­тернационализация экономических отношений, деятельность транснациональных промышленных компаний и международная торговля. Отсюда в документах ООН, многосторонних и двусто­ронних соглашениях государств, в национальном законодатель­стве появляются нормы, регулирующие предпринимательство, конкуренцию, торговлю в международном масштабе.

Устанавливаются разной юридической силы нормы, ограни­чивающие монополизм, злоупотребления в партнерских отноше­ниях, обман потребителей и т.д. Отлаживаются процедуры и меры ответственности. Для примера международно-правовой гуманиза­ции предпринимательской деятельности можно сослаться на за­конодательство и директивы в свете Римского договора 1957 г. об образовании ЕЭС.

Соответственно и национальное законодательство ориентиру­ется на разрушение монопольных структур путем жесткого госу­дарственного контроля за процессами централизации капитала. Одновременно некоторые государства проводят такую либерали­зацию рыночных отношений, когда монополизация рынка обора­чивается невыгодными сторонами (поддержка малого бизнеса, поддержка иностранных инвесторов, снижение импортных огра­ничений и т.д.). Одно из самых «старых» - антитрестовское за­конодательство США, ведущее свою историю с 1890 г. Не так давно (в 1986 г.) обновилось, например, законодательство о либерали­зации цен и конкуренции во Франции. Оно предусматривает:

- ликвидацию государственного контроля над ценами;

- приватизацию предприятий государственного сектора;

- ослабление государственного контроля в некоторых отрас­лях экономики;

- расширение государственного контроля за недобросовест­ной конкуренцией. Получила прямое запрещение деятельность по ограничению доступа на рынки, фиксированию цен, распределе­нию рынков и т.д.

Существенным является вопрос о предоставлении определен­ного правового режима иностранным хозяйствующим субъектам. Здесь возможны три основных варианта. Во-первых, иностранным участникам может предоставляться режим, свободный от дискри­минации. При этом правовом режиме отечественные предприни­матели пользуются приоритетом. Во-вторых, иностранным участ­никам может предоставляться режим наибольшего благоприятст­вования. В-третьих, может быть предоставлен национальный режим, который ставит их в равное положение с другими парт­нерами. Выбор того или иного правового режима, который предо­ставляется иностранным участникам, зависит от многих факторов экономического и политического порядка. Многие зарубежные государства избирают путь защиты отечественных предпринима­телей. Основные направления в регулировании рыночных отно­шений следующие:

1. Установление целей развития рынка. В законодательстве указываются только общие ориентиры, а граждане вольны посту­пать в соответствии с принципом: все, что не запрещено, дозво­лено. Запреты устанавливаются на те цели, которые по своей при­роде антигуманны, противоестественны.

2. Законодательство закрепляет и гарантирует все формы соб­ственности и их равенство.





Название статьи Государственный контроль за предпринимательской деятельностью и правовое регулирование рыночных отношений