Вернутся на главную

Макрорегуляторы устойчивого развития компаний


Макрорегуляторы устойчивого развития компаний на нашем сайте

Статьи
Статьи для студентов
Статьи для учеников
Научные статьи
Образовательные статьи Статьи для учителей
Домашние задания
Домашние задания для школьников
Домашние задания с решениями Задания с решениями
Задания для студентов
Методички
Методические пособия
Методички для студентов
Методички для преподавателей
Новые учебные работы
Учебные работы
Доклады
Студенческие доклады
Научные доклады
Школьные доклады
Рефераты
Рефератывные работы
Школьные рефераты
Доклады учителей
Учебные документы
Разные образовательные материалы Разные научные материалы
Разные познавательные материалы
Шпаргалки
Шпаргалки для студентов
Шпаргалки для учеников
Другое

Теоретически в концепции устойчивого развития компании уделяется одинаковое внимание экономическому, социальному и экологическому аспектам устойчивости. Но на практике ситуация такова, что экономическому и социальному аспектам уделяется гораздо большее внимание, нежели экологическому (рис. 3.4).

Экономи-ческая сфера
Социаль-ная сфера
Экологическая сфера
Экономи-ческая сфера
Экологи-ческая сфера
Социаль-ная сфера
Теория
Реальность


Рис. 3.4. Модель устойчивого развития: теория и реальность[14]

Поэтому практическая реализация концепции устойчивого развития требует макрорегулирования со стороны государства, но такого, чтобы не нарушить принцип добровольности принятия компанией тягот социальной ответственности перед всеми стейкхолдерами, включая будущие поколения. Покажем основные макрорегуляторы деятельности компаний (рис. 3.5).

Устойчивое развитие корпорации (микро-уровень)
Устойчивое развитие Макро-уровень
Общество
Природная среда
L t1UKDXHTtVBSKC5JzEtJzMnPS7VVqkwtVrK34+UCAAAA//8DAFBLAwQUAAYACAAAACEALXFWYsIA AADaAAAADwAAAGRycy9kb3ducmV2LnhtbESPzWrDMBCE74G8g9hAb8m6PZjiRDEhpeBb83fIcWNt bBNr5Vpq7Pbpq0Ihx2FmvmFW+WhbdefeN040PC8SUCylM41UGk7H9/krKB9IDLVOWMM3e8jX08mK MuMG2fP9ECoVIeIz0lCH0GWIvqzZkl+4jiV6V9dbClH2FZqehgi3Lb4kSYqWGokLNXW8rbm8Hb6s hkv7lp533WeBBocd/yR4HPcfWj/Nxs0SVOAxPML/7cJoSOHvSrwBuP4FAAD//wMAUEsBAi0AFAAG AAgAAAAhAPD3irv9AAAA4gEAABMAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAFtDb250ZW50X1R5cGVzXS54bWxQ SwECLQAUAAYACAAAACEAMd1fYdIAAACPAQAACwAAAAAAAAAAAAAAAAAuAQAAX3JlbHMvLnJlbHNQ SwECLQAUAAYACAAAACEAMy8FnkEAAAA5AAAAEAAAAAAAAAAAAAAAAAApAgAAZHJzL3NoYXBleG1s LnhtbFBLAQItABQABgAIAAAAIQAtcVZiwgAAANoAAAAPAAAAAAAAAAAAAAAAAJgCAABkcnMvZG93 bnJldi54bWxQSwUGAAAAAAQABAD1AAAAhwMAAAAA ">
Рынок
Законодательство
Технологии
Культура

Рис. 3.5. Макрорегуляторы устойчивого развития компании

Макрорегуляторы устойчивого развития компании могут рассматриваться в двух основных формах:

1) как внутренний механизм компании, не требующий внешнего вмешательства. При этом основное внимание уделяется обеспечению баланса между экономическим, экологическим и социальным аспектами, который более подробно рассмотрен в п. 3.5;

2) как процесс влияния внешней среды на деятельность компании, который проявляется путем воздействия общества, законодательных норм, природной среды, технологических, рыночных и культурных факторов. Рассмотрим данные факторы более подробно.

Влияние общественности способствует повышению уровня устойчивого развития компании. Это, во-первых, связано с ответственностью ее органов управления за их деятельность, поскольку со стороны общественности усиливается возможность контроля качества принимаемых решений и последствий за их исполнением. Во-вторых, повышается доверие населения и институтов гражданского общества к деятельности устойчивой компании, поскольку происходит лучшее понимание ее действий, что создает предпосылки для общественного согласия. В-третьих, открытость и прозрачность корпоративной политики способствуют привлекательности инвесторов.

В странах Евросоюза и Северной Америки известно множество примеров, когда европейские экологические организации добивались запрета на вывоз разного рода отходов из своих стран, требуя глубокой переработки на месте. В частности, французские экологи заблокировали сделку на вывоз в Россию ядерных отходов для захоронения[15].

Законодательное регулирование включает федеральные и местные законодательные акты, а также политические действия, направленные на установление контроля поведения компании. Например, экологическое законодательство включает ряд запрещающих (запрет на ввоз экологически опасных грузов на территорию страны) или разрешающих (квоты на вылов отдельных видов рыбы) норм. Виды деятельности, оказывающие воздействие на окружающую среду, подлежат обязательному государственному лицензированию, стандартизации и сертификации, а также проходят государственную экологическую экспертизу. В ряде случаев к ним предъявляется требование обязательного страхования. Нарушение экологического законодательства влечет за собой административную (отзыв лицензии и т. д.) и уголовную ответственность.

Введение многих экологических ограничений стимулирует экономическое развитие компаний, так как открывает новые перспективы развития: замены морально устаревшего оборудования на другое, разработки новых образцов продукции, не дожидаясь иных мотивов для их приобретения, кроме директивных международных установок.

Природная среда, на которую деятельность компаний оказывает угрожающее влияние. Обостряются проблемы истощения природных ресурсов, загрязнения окружающей среды, утраты биологического разнообразия, а значит, сокращается способность экологических систем к самовосстановлению. Данное обстоятельство вынуждает компании, особенно сырьевые, находить новые пути своего развития: использовать энергосберегающие технологии, разрабатывать нетрадиционные запасы, становиться все более сложными в технологическом отношении, превращаясь в наукоемкую и капиталоемкую отрасль.

Так, сырьевые транснациональные компании ввиду истощения месторождений в традиционных районах добычи вынуждены вкладывать инвестиции во все новые страны и регионы, ранее не разрабатывавшие и не экспортировавшие сырье. Например, «ЛУКОЙЛ» и многие иностранные транснациональные корпорации в 2000 – 2006 гг. стали заниматься разведкой и добычей нефти на прибалтийском шельфе, где еще недавно разговоров о ее коммерческой добыче не велось. Таким образом, влияние факторов природной и окружающей среды ведет к необходимости применения современных методов, инструментов и технологий в деятельности компаний.

Технологии включают научные и технологические нововведения в отдельной компании и в обществе в целом. Прежде всего, речь идет о технологиях, способствующих решению проблем в области энергетики, коммуникаций, информации, сетевого управления, производства дешевых и безопасных материалов, производства продовольствия, здоровья населения, чистой экологии и т.д. Если новые технологические принципы разрабатывались и до сих пор разрабатываются в основном государствами (или при их прямой поддержке), то большинство (по ряду оценок, около 80%) новых технологий, то есть путей практической реализации этих новых принципов, создаются уже транснациональными корпорациями[16]. Наилучшие имеющиеся технологии, оборудование и ноу-хау, как правило, не только обеспечивают сокращение негативного воздействия на окружающую среду, но и являются менее ресурсоемкими. Переход на наилучшую технологию может обеспечить компании преимущества в средне- и долгосрочной перспективе. Поэтому компании, осуществляющие планирование своей деятельности на основе долгосрочных (5–10 и более лет) стратегий, заинтересованы в переходе на наилучшую экологическую практику в большей степени, чем компании с краткосрочным (1–3 года) и среднесрочным (3–5 лет) горизонтом планирования.

Рынок включает в себя потребителей, конкурентов, поставщиков, рынок труда, каждая из составляющих рынка может, так или иначе, стимулировать компанию к развитию. Так, компании, работающие в секторе обрабатывающей промышленности, переводят производство в страны с более низкими операционными издержками, в том числе более низкой стоимостью рабочей силы. Производители товаров конечного потребления стремятся создать производства ближе к рынкам сбыта, зачастую обходя, таким образом, барьеры во внешней торговле.

Культурные факторы образуют демографические характеристики, нормы, обычаи и ценности населения региона, страны, в которой оперируют компании. Как показывают исследования общественного мнения и поведения потребителей в крупных городах России[17], прежде всего в Москве и Санкт-Петербурге, они уже намного ближе к поведению потребителей в европейских странах. Имеются основания полагать, что в ближайшее время российские покупатели и клиенты будут оценивать компании не только исходя из цены товара или услуги, удобства расположения и т. п., но и по ее ответственности перед обществом. Поэтому одной из актуальных задач современных компаний является формирование и поддержание их позитивного имиджа.





Название статьи Макрорегуляторы устойчивого развития компаний