Вернутся на главную

Аналитическая психология К.Юнга.


Аналитическая психология К.Юнга. на нашем сайте

Статьи
Статьи для студентов
Статьи для учеников
Научные статьи
Образовательные статьи Статьи для учителей
Домашние задания
Домашние задания для школьников
Домашние задания с решениями Задания с решениями
Задания для студентов
Методички
Методические пособия
Методички для студентов
Методички для преподавателей
Новые учебные работы
Учебные работы
Доклады
Студенческие доклады
Научные доклады
Школьные доклады
Рефераты
Рефератывные работы
Школьные рефераты
Доклады учителей
Учебные документы
Разные образовательные материалы Разные научные материалы
Разные познавательные материалы
Шпаргалки
Шпаргалки для студентов
Шпаргалки для учеников
Другое

К.Юнг (1875 - 1961) ученик и, впоследствии, один из самых ярых «оппонентов» создателя психоанализа Фрейда. Окончил Базельский университет, стал психиатром, стал экспериментировать со словесными ассоциациями, обнаружил бессознательные комплексы – фрагменты с эмоционально окрашенными переживаниями, выделившиеся в результате психических травм. После ссоры и судебного дела с учителем, создает своё направление, названное им «Аналитическая Психология». Отличительные черты его теории:

1) сочетание каузальности (обусловленности поведения индивидуума индивидуальной и расовой историей) и телеологии (обусловленностями поведения целями и стремлениями);

2) поведение детерминировано не только прошлым, но и будущим (целями);

3) судьба – не бесконечное повторение инстинктуанальных тем, а беспрерывное, часто креативное развитие, поиск целостности и завершенности.

Строение психики: Эго (сознательный ум (перцепции, воспоминания, мысли, чувства) как центр сознания), Личное Бессознательное и Коллективное Бессознательное. Психика по-прежнему – это сознательное и бессознательное, которое может быть:

1) личным (содержание индивидуального опыта: вытесненное, забытое и пр.). Личное бессознательное – переживания, бывшие некогда сознательными, но вытесненные, подавленные и т.д. Содержание личного бессознательного доступно сознанию.

2) коллективным (инстинкты, влечения от природного существа и архетипы от природного духа). Коллективное бессознательное – древнейшая психика с мифами и предрассудками. Архетип – некий прообраз и символ коллективного бессознательного прошлого опыта человечества. Архетип – универсальная мыслительная форма (идея), содержащая значительный эмоциональный элемент. Архетип – структурный компонент бессознательного. Подобные мыслительные формы создают образы, соответствующие неким аспектам сознательной ситуации (например, архетип матери).

Виды архетипов:

1) персона – роль, предписанная человеку обществом или внутренними архетипическими потребностями; она тождественна публичной личности, в противоположность личности собственной;

2) анима и анимус (идея бисексуальности всехъ организмов); ориентирует на понимание другого пола через свой анимус или аниму;

3) тень – животные инстинкты, унаследованные людьми от низших форм жизни в ходе эволюции. Она ответственна за появление в сознании и поведении неприятных и социально-неодобряемых мыслей, чувств и действий.

Становление личности – индивидуация – становление Самости (объединение, уравновешенность, связанность сознательного и бессознательного). Индивидуальная личность – продукт и вместилище родовой истории. Основания личности архаичны, примитивны, природны, бессознательны и, возможно, универсальны. Фрейд выделяет инфантильные истоки личности, Юнг – расовые. Самость – центр личности, вокруг которого формируются остальные системы. Она удерживает их вместе, обеспечивает личностное единство, равновесие и стабильность. Реализация самости - цель жизни. Вышеназванные системы могут компенсировать друг друга, противостоять друг другу, либо объединятся.

Комплексы – организованная группа мыслей, чувств, перцепций, воспоминаний, существующая в личном бессознательном. У него есть ядро, притягивающее различные переживания. Комплекс может вести себя как самостоятельная личность, с собственной ментальной жизнью и движением. Ядро и многие ассоциированные элементы в каждый момент времени бессознательны, но могут стать сознательными.

У человека есть установки: экстравертивная либо интровертивная. Психологические функции он выделял следующие: рациональные (мышление – понимание сущености мира и чувство – оценочная функция) и иррациональные (ощущение – перцептивная функция и интуиция – восприятие на основе бессознательных процессов и содержаний). Обычно у человека одна из функций развита больше остальных – основная, вторая по развитости функция – дополнительная. Наименее дифференцированная функция называется низшей, она вытеснена и бессознательна. Равная дифференцированность функций возможна только в полностью актуализированной самости. Юнг ввел понятия ценности объекта . Это количество энергии, вложенной в него. Психодинамика подчиняется законам сохранения энергии (принцип эквивалентности) и принципу энтропии.

Методы:

1) словесных ассоциаций в сочетании с физиологической фиксацией эмоциональных реакций;

2) амплификации – ассоциации не уходят от предмета сновидения, а образуют констелляцию, многогранно отражая его;

3) анализ серии сновидений;

4) активного воображения: сосредоточить внимание на образе и посмотреть, что сним произойдет – просто пронаблюдать.





Название статьи Аналитическая психология К.Юнга.