Вернутся на главную

Тема занятия №2. Педагогика как наука, педагогические составляющие деятельности доктора


Тема занятия №2. Педагогика как наука, педагогические составляющие деятельности доктора на нашем сайте

Статьи
Статьи для студентов
Статьи для учеников
Научные статьи
Образовательные статьи Статьи для учителей
Домашние задания
Домашние задания для школьников
Домашние задания с решениями Задания с решениями
Задания для студентов
Методички
Методические пособия
Методички для студентов
Методички для преподавателей
Новые учебные работы
Учебные работы
Доклады
Студенческие доклады
Научные доклады
Школьные доклады
Рефераты
Рефератывные работы
Школьные рефераты
Доклады учителей
Учебные документы
Разные образовательные материалы Разные научные материалы
Разные познавательные материалы
Шпаргалки
Шпаргалки для студентов
Шпаргалки для учеников
Другое

Цель занятия: изучить общие основы педагогики, ознакомиться с основными категориями и понятиями. Изучить цели, содержание обучение, ознакомиться с методами обучения, педагогические ситуации в работе врача. Барьеры общения. Ознакомить с условиями эффективного общения. Конфликты в медицине.

Место проведения: аудитория.

Студент должен знать:

1. Определение понятия «педагогика».

2. Функции педагогической науки в медицинском образовании. Инновационные педагогические технологии.

3. Основные категории и понятия педагогики.

4. Цели высшего медицинского образования.

5. Цели и содержание обучения. Модели и методы обучения.

6. Методы обучения в медицинских вузах.

7. Формы организации учебного процесса.

8. Функции педагогического контроля.

9. Педагогическое общение в работе врача.

10. Средства общения. Невербальные компоненты общения.

11. Конфликты в медицине. Виды, стратегии поведения в конфликте.

Студент должен уметь:

1. Использовать педагогический процесс, используя следующие аспекты:

-цели - для чего учиться;

-содержание - чему учиться;

-методы и средства - как учиться.

2. Использовать методы и формы обучения в учебном процессе.

3. Владеть определенным минимумом информации, который становиться основой для планирования и осуществления правильного лечения.

4. Владеть средствами общения, невербальными компонентами, необходимыми для успешного диалога с пациентом.

5. Владеть стратегиями поведения в конфликтной ситуации.

Темы проектов, рефератов:

1. Становление и развитие науки «педагогика».

2. Выдающиеся педагогические деятели в Античный период.

3. Выдающиеся педагогические деятели в Средние века.

4. Выдающиеся педагогические деятели в эпоху Возрождения.

5. Выдающиеся педагогические деятели Нового времени.

6. Функции педагогической науки в медицинском образовании.

7. Инновационные педагогические технологии.

8. Цели высшего медицинского образования.

9. Методы обучения в медицинских вузах.

10. Формы организации учебного процесса.

11. Функции педагогического контроля.

12. Педагогическое общение в работе врача.

13. Средства общения. Вербальные и невербальные компоненты общения.

14. Конфликты в медицине.

Рекомендуемая литература:

Основная литература:

1. Педагогика в медицине/Под ред. Н.В.Кудрявой. – М.: Академия, 2006 – 320с.

2. Белагурова В.А. Научная организация учебного процесса. – М., ГЭОТАР – Медиа, 2006 – 320с.

Дополнительная литература:

1. Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и комментариях. СПб.: Питер, 2006. – 320 с.:ил.

2. Столяренко Л.Д.Основы психологии: Практикум. Изд.7 –е Ростов на Дону.: Феникс,2006 – 704с.

3. Подласый И. П. Педагогика: Новый курс: учеб. для студ. высш. учеб. заведений: в 2 кн. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - Кн. 1: общие основы. Процесс обучения. - 576 с.: ил.

4. Творогова Н. Д. Психология управления. Лекции. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 528 с.

Исходный контроль уровня знаний:

1. Что вы понимаете под термином «педагогика»?

2. Какие педагогические методы вы знаете?

3. Как взаимосвязаны психология и педагогика?

4. Какие формы педагогического воздействия вы знаете?

5. Какие педагогические методы могут применяться в медицине?

Основные вопросы темы:

1. Определение понятия «педагогика».

2. Инновационные педагогические технологии.

3. Основные категории и понятия педагогики.

4. Цели высшего медицинского образования.

5. Цели и содержание обучения. Модели и методы обучения.

6. Методы обучения в медицинских вузах.

7. Формы организации учебного процесса.

8. Функции педагогического контроля.

9. Функции педагогической науки в медицинском образовании.

10. Педагогическое общение в работе врача.

11. Средства общения. Невербальные компоненты общения.

12. Конфликты в медицине. Виды, стратегии поведения в конфликте.

Контрольные вопросы:

1. Назовите основные категории и понятия педагогики.

2. Каковы цели высшего медицинского образования на современном этапе?

3. Что для вас означают понятия «воспитание», «обучение», «развитие»? Как ваше собственное понимание этих понятий соотносится с их научной трактовкой?

4. В чем вы обнаруживаете сходство и различие процессов обучения и лечения как древнейших видов гуманитарной практики?

5. Влияние каких типов образовательных сред вы ощущаете в большей степени? В чем оно проявляется?

6. Назовите преимущества и ограничения каждой из рассмотренных моделей обучения.

7. Какие модели обучения оптимальны на доклиническом и клиническом этапах медицинского образования?

8. Какие формы и методы обучения наиболее рационально использовать на разных этапах обучения в медицинском вузе и при обучении разных категорий обучаемых (медицинского персонала, пациентов, их родственников)?

9. Укажите сходство и отличия форм и методов контроля в разных моделях обучения. Какие из них способствуют развитию самоконтроля в профессиональной деятельности?

10. Какие представления о личностно и практико-ориентированном обучении вы используете для понимания собственного образовательного процесса?

11. Приходилось ли вам осознавать какую - либо жизненную ситуацию в медицинской практике, как педагогическую?

12. Когда, при каких, на ваш взгляд, условиях процесс лечения можно назвать врачеванием? Как в этом случае должно измениться общение доктора с пациентом? Какими качествами должен быть наделен врач?

13. Назовите и опишите возможные обстоятельства медицинской практики, в которых возникает необходимость педагогических действий врача. Кому адресовано такое действие? Какие задачи решаются с его помощью?

14. Какие средства построения пространства встречи и общения врача с пациентом вы знаете? Какие из них вы наблюдали в действии: при обращении к вам как к пациенту, в работе врачей – преподавателей, в художественном изображении (в книгах, кинофильмах)?

15. Перечислите дополнительные материалы, которые могут использовать врачи в общении с разными категориями слушателей (пациентами, их родственниками, коллегами, учениками) для передачи специального материала медицинского содержания.

16. Каковы условия эффективного общения? Что способствует, а что мешает собеседникам понять друг друга.

17. Какие индивидуальные особенности пациентов необходимо учитывать для организации терапевтического сотрудничества?

18. Какие черты характера и особенности поведения, способствующие возникновению конфликтов, выделяют психологи?

19. Вспомните последний конфликт, участником которого вы были. Какую стратегию вы использовали для его решения и почему? Была ли она эффективной.

20. К какой стратегии вы чаще всего прибегаете при разрешении конфликтных ситуаций? Почему?





Название статьи Тема занятия №2. Педагогика как наука, педагогические составляющие деятельности врача