Вернутся на главную

Изменение субмодальностей


Изменение субмодальностей на нашем сайте

Статьи
Статьи для студентов
Статьи для учеников
Научные статьи
Образовательные статьи Статьи для учителей
Домашние задания
Домашние задания для школьников
Домашние задания с решениями Задания с решениями
Задания для студентов
Методички
Методические пособия
Методички для студентов
Методички для преподавателей
Новые учебные работы
Учебные работы
Доклады
Студенческие доклады
Научные доклады
Школьные доклады
Рефераты
Рефератывные работы
Школьные рефераты
Доклады учителей
Учебные документы
Разные образовательные материалы Разные научные материалы
Разные познавательные материалы
Шпаргалки
Шпаргалки для студентов
Шпаргалки для учеников
Другое

Прямые инструкции личности, как «ей стать счастливой», обычно не приводят к желаемому изменению. Однако наш опыт в НЛП показывает, что человека можно легко научить изменять субмодальности его опыта по своей собственной воле. Клиенты получают доступ к тем памятным событиям, в которых они хотели бы быть счастливыми. Затем они делают образы ярче или «выходят» из этих картинок и отдаляются от них на некоторое расстояние. Те клиенты, которым не удается остановить критикующий внутренний голос, все же оказываются способными так изменить его, что он начинает звучать, как персонаж из мультфильма, или приглушить его до шепота. Клиентам, страдающим от головной боли, обычно удается сместить эту боль на пару сантиметров влево и изменить ее форму. Такие субмодальные сдвиги имеют самые впечатляющие последствия. Вспомните, что людям,

работающим в помещении с желтыми стенами, теплее, чем тем, кто окружен голубыми стенами, даже если температура в желтом помещении немного ниже (Podolsky, 1938). Изменение качества нашего внутреннего опыта приводит к изменению его значения.

Мы можем проинструктировать человека, как изменить субмодальности. Однако есть и другие приемы НЛП, осуществляющие изменения путем разработки новой стратегии, которая «намертво закрепляет» желаемые субмодальности. Такими приемами являются «взмах» и техники НЛП для лечения фобии/травмы (Bandler, 1985). Техника взмаха имеет широкий спектр применения. Она успешно применяется для лечения компульсивного поведения, например привычки грызть ногти (Wilhelm, 1991) или приступов неоправданного насилия (Masters et al., 1991), а также тревожности (Andreas & Andreas, 1992). Эта техника предполагает проведение клиента через серию «визуализаций», при которых субмодальности проблемной ситуа-» ции «уменьшаются или ослабляются» в своей интенсивности, в то время как субмодальности ресурсного образа себя усиливаются.

Приемы быстрого лечения фобии/травмы средствами НЛП являются наиболее разработанными. Учитывая их значимость для процесса психотерапии, я рассмотрю их более глубоко и подробно. Они появились в 1970-х гг. при очень любопытных обстоятельствах. Тренер НЛП Ричард Бэндлер поместил объявления, в которых просил откликнуться людей, которые самостоятельно избавились от фобии. Он изучил, как разные люди вспоминали о предмете своих фобий, и сравнил это с тем, как другие люди все еще страдают от фобий. Различие оказалось принципиально существенным. В каждом случае самостоятельно избавившиеся от фобии перестали вспоминать ситуации визуально, они конструировали свои образы. Когда они припоминали фобическую ситуацию, то видели себя как бы со стороны, а не внутри ситуации. Стало очевидным, что эти процессы изменения подойдут и для лечения стрессового посттравматического расстройства (обнаруживаемого у выживших во время войны или переживших другие несчастья). Фобия является ответной реакцией на травмирующий опыт (реальный или выдуманный). Когда человек реагирует на придуманное им самим нападение паука или реально совершенное сексуальное насилие, то именно способ сохранения своих воспоминаний обусловливает появление различных симптомов ПТСР.

Многие исследования в этой области подтвердили успешность метода Бэндлера. Приведу несколько примеров. Психолог Марта Бет

Изменение субмодальностей 53

Либерман (Liberman, 1984) из Университета Сент-Луиса изучила 12 случаев специфических фобий, использовав в контрольной группе людей, которые представляли неприятные сцены. Те, кто лечился с помощью НЛП, показали значительное снижение глобальных страхов и специфических реакций на страх. Тест на восприимчивость к гипнозу показал, что этот успех был не связан с самим гипнозом. В 1988 г. Клиника фобий и тревожных расстройств при Университете Майами подтвердила ценность этой техники (в то время она применялась с эриксонианским гипнозом). Был обследован 31 пациент, страдающий от специфических, социальных и агорафобий. Им было предложено заполнить Опросник депрессии Бека (Beck Depression Inventory) и Вопросник Марка по фобии (Mark Phobia Questionnaire) до и после 2-3 сеансов психотерапии. Клиенты продемонстрировали значительное улучшение и по фобическим и по депрессивным симптомам (Einspruch & Forman, 1988).

В книге «Ловушка для травмы» Дэвид Масс приводит документальные данные по экстенсивному лечению травмы с помощью НЛП у страдающих ПТСР. Один полицейский, который был свидетелем трагедии на футбольном матче в Хилсборо, рассказывает о том, что всего после двух сеансов у него исчезли внезапные воспоминания о трагических событиях, бессонница и алкогольная зависимость. Другая пациентка (Барбара Дрейк) рассказывает о том, как за один сеанс у нее исчезли все неприятные симптомы, связанные с сексуальным надругательством по отношению к ней. Эти и другие истории, записанные Массом, а также наш собственный опыт во многом совпадают. Масс пишет: «Это срабатывало с каждым пациентом, без исключения» (Muss, 1991). Масс провел обследование 70 офицеров полиции Западного Мидленда, каждый из которых был свидетелем таких катастроф, как авиакатастрофа в Локбери. У 19 человек обнаружили ПТСР. Время, прошедшее со времени травмы до лечения, составляло от шести недель до десяти лет. Все офицеры, которые в среднем прошли по три сеанса, сообщили о полном исчезновении навязчивых воспоминаний и других симптомов ПТСР. Дальнейшие наблюдения за ними показали, что за период от трех месяцев до двух лет все улучшения состояния сохранялись.

Лечение травмы/фобии предполагает изменения нескольких субмодальностей в травматической памяти. Они включают в себя расстояние (или изменение позиции от ассоциации со своим телом до диссоциации) и цвет. Представляем список самых общих субмодальностей, которые практик НЛП может изменить для того, чтобы трансформировать память клиента о переживании.

Визуальные субмодальности
Количество Один или несколько образов?
Одновременность /Последовательность Если больше одного, вы видите их все сразу?
Место В какой точке пространства вы видите этот образ?
Расстояние Как далеко он находится?
Размер Этот образ такой же, как в жизни, меньше или больше?
Граница Этот образ распространяется повсюду или находится в определенном месте?
Тип границы Если он в определенном месте, его граница размытая или яркая?
Цвет Образ цветной или черно-белый?
Интенсивность цвета Если цветной, цвет яркий или бледный?
Яркость Насколько он яркий или темный?
Фокус Насколько он сфокусированный?
Вариативность фокуса Фокус находится в центре или по краям?
Движение Картинка движется или неподвижна?
Ассоциация/Диссоциация Вы смотрите на образ своими глазами или вы видите себя?
Объем Он объемный или плоский, как на фотографии?
Внешние слуховые субмодальности
Количество Вы слышите один или несколько звуков?
Источник Откуда доносятся звуки?
Громкость Насколько они громкие?
Скорость Это быстрые или медленные звуки?
Ритм У звуков есть ритм?
Высота Какова высота звука: низкая или высокая?
Чистота Насколько он отчетливый?

Изменение субмодальностей 55

Аудиально-дигитальные субмодальности (внутренний разговор с самим собой)
Количество У вас один или несколько голосов?
Источник Откуда исходит голос?
Объем Насколько он громкий?
Скорость Он быстрый или медленный?
Ритм У него есть ритм?
Высота Голос звучит высоко или низко?
Чистота Насколько он отчетливый?
Кинестетические субмодальности
Местоположение Где вы это ощущаете?
ДЕшжение Это ощущение подвижное или закреплено в одном месте?
Ритм движения Если ощущение подвижное, то есть ли у него ритм?
Интенсивность Каким сильным оно является?
Температура Это теплое или холодное ощущение?
Влажность Оно влажное или сухое?
Текстура Какое оно дает ощущение: мягкое/твердое/ рыхлое/гладкое?..
Вкусовые/обонятельне субмодальности
Запах С чем ассоциируется запах?
Насыщенность запаха Насколько он насыщен?
Источник запаха Откуда он исходит?
Вкус С чем этот вкус у вас ассоциируется?
Интенсивность вкуса Насколько он сильный?
Местоположение Где вы его ощущаете?

Изменение субмодальностей: случаи из практики

В одной из своих статей по НЛП Стив и Коннира Андреас представляют запись своей работы с женщиной по имени Кейт, которая ощущала

сильную тревогу по поводу увиденного ею однажды несчастного случая (Andreas & Andreas, 1992). Кейт рассказала, что лицо мертвого человека «постоянно всплывало» в ее сознании. Эта визуальная субмодальность и стала предметом воздействия Конниры. Сначала она пыталась построить образ той Кейт, которая хорошо могла справляться с ситуациями такого рода, «Кейт с теми ресурсами, которые ей помогают эффективно. Это легко определить по выражению ее лица, манере передвижения, дыханию, жестам и звучанию голоса».

Стив и Коннира поясняют: «Коннира понимала причину паники Кейт: в ее памяти постоянно всплывало лицо покойника. Она помогла Кейт создать ей новый образ себя. Следующим шагом было объединение обоих образов в ее уме таким способом, что когда Кейт думала об этом лице, то оно автоматически трансформировалось в образ самой себя со всеми теми ресурсами, которые помогают ей эффективно справиться с подобной ситуацией. В распоряжении НЛП имеются многочисленные техники, с помощью которых можно ментально соединять образы. Каждый из нас находит свои собственные пути для реализации этого. Коннире было известно, что "всплыва-ние" образа было очень характерно для Кейт, и поэтому она решила использовать именно это ее умение для объединения обоих образов. Сначала она решила проверить свое предположение и попросила Кейт быстро приблизить к себе свой собственный образ с ресурсами и сделать его большим. Кейт сделала это и улыбнулась, ей понравилось то, что она увидела. Потом Коннира попросила клиентку очистить ее внутренний экран, чтобы подготовиться к объединению обоих образов. "Теперь представьте, что безжизненное лицо того человека приближается к вам и увеличивается в размерах. Как только вы его увидите, поместите маленький образ Кейт со всеми ресурсами над горизонтом. А сейчас заставьте свой маленький образ быстро приближаться к вам, а образ того человека из аварии быстро уменьшаться и удаляться от вас так, что он исчезнет из поля вашего зрения"».

Кейт выразила сомнения в том, что видит эти образы «реальными». Однако Коннира заверила ее, что ей нужно только «притвориться», что она их видит. Она продолжала: «А теперь очистите свой внутренний экран и повторите все еще пять раз». После осуществления этой процедуры, которая называется «взмах», Коннира проверила ощущения Кейт. Та чувствовала себя значительно лучше, когда вспоминала или думала о несчастном случае. И теперь она спокойно могла возвращаться домой, проезжая место аварии, свидетельницей которой когда-то была, без обычной паники. Спустя семь лет она сооб-

Изменение субмодальностей 57

щила, что проблема больше не возникала. Взмах изменил субмодальности пережитого события таким образом, что заставил воспоминания о нем удалиться и исчезнуть. Та же самая субмодальность, только в обратном порядке, была использована для того, чтобы приблизить созданную метафорически «личность с ресурсами».

Подобный сдвиг субмодальностей применяется в НЛП для работы с фобиями/травмами. В следующем случае Марго Хэмблетт описывает процесс своей работы при лечении травмы. Обратите внимание, как использование данной техники помогает женщине переключать перспективу травматического события. Новая перспектива, называемая в НЛП «диссоциация», означает безопасное дистанцирование от события. Марго рассказывает:

«У Джейн трое детей младшего школьного возраста. Четыре года назад с ее младшим сыном, которому в то время было два года, во время игры случилось ужасное происшествие. Сын полностью выздоровел, а вот у матери с тех пор наблюдаются типичные симптомы ПТСР.

Когда она пыталась рассказать о том, что произошло, она немедленно начинала плакать и у нее начиналась депрессия. Я сказала, что мы поговорим об этом позже. Она рассказала мне, что постоянно беспокоилась о своей семье, особенно о детях, а также о муже. Она часто представляла себе, как с ними происходят всякие ужасные вещи, и поэтому за всеми бдительно следила, постоянно расспрашивала о том, куда кто направляется. Она успокаивалась только тогда, когда все тихо сидели дома. Она постоянно кричала на них и прекращала их обычные детские шумные игры. Детские возгласы и крики во время игр приводили ее в ужас. Если кто-то из них приходил домой с порезами, шрамами или маленькими травмами из школы, то ее охватывала паника и она не могла оказать им должной помощи. Джейн хотелось быть веселой и расслабленной с детьми, брать их на прогулки, в увлекательные путешествия, кататься с ними на лыжах. Ей также хотелось предоставить им больше свободы. Я попросила ее вообразить, что она сидит, уютно устроившись в своем доме, в том месте, где обычно смотрит телевизор или видео.

— Сделайте этот телевизионный экран совсем маленьким, игрушечным. А теперь представьте в черно-белом изображении себя на этом экране такой, какая вы сидите здесь. Это просто для вас?

— Да.

— Прекрасно. А теперь представьте себя стоящей рядом с вашим домом. Вы заглядываете в окно. Вы видите себя сидящей на диване

перед телевизором. Вы видите, что ваша рука держит пульт дистанционного управления, и собираетесь наблюдать за той Джейн, которая будет смотреть специальные видеофильмы. Ей там удобно? Вы видите ее затылок?... Прекрасно... Ее образ по-прежнему черно-белый, и она чувствует себя уютно и безопасно в своем доме, перед тем как произошел этот несчастный случай... А теперь поместите перед ней образ Джейн, которая знает, что все уже позади. Возможно, она почувствует облегчение, что все закончилось. Хорошо?... Покажите ей видеозапись всего, что произошло, от первого безопасного кадра до последнего. Прокрутите ей фильм в ускоренном темпе, а сами просто наблюдайте за ней. Она смотрит все от начала до конца и воспринимает увиденное как информацию.

Временами Джейн вся напрягалась, но в общем сидела расслабленная и чувствовала себя уютно, пока не закончила этот процесс.

— Как все прошло?

— Не так уж и плохо.

— Прекрасно. Теперь я хочу, чтобы вы "вплыли" в безопасный образ себя на диване. Добавьте цвет. Быстро прокрутите фильм назад до первого безопасного кадра за одну-две секунды. Стоп! Возвратитесь снова к окну, откуда вы наблюдали. Как это было?

— Замечательно, — заметила она.

Я снова провела ее через этот последний шаг и попросила повторить это переживание еще несколько раз, очень быстро. Картинка начала исчезать и распадаться, и ей больше не удавалось повторить переживание.

Через некоторое время она кивнула и сказала:

— Все в порядке. Прекрасно. Это уж слишком, — и засмеялась, все еще не веря в успех.

— Давайте посмотрим. Припомните все еще раз. Что стало другим?

— Все ушло назад и заняло свое место в прошлом, — сказала она, пожав плечами. — Я знаю, что это произошло. Но теперь все позади.

— Вы можете снова вернуть себе те чувства? Попытайтесь. Она засмеялась и сказала:

— Я никогда еще не чувствовала себя так расслабленно.

Я попросила ее представить, как кричит играющий на улице ребенок. Она снова пожала плечами и сказала:

— Это нормально. Просто играет ребенок.

Пока мы проверяли происшедшие изменения, Джейн обнаружила что может спокойно обрабатывать ранки и ушибы детей. Ей стали

Изменение субмодальностей 59

нравиться их шумные и подвижные игры. Теперь она с нетерпением ждала выходных, чтобы расслабленно отдохнуть с семьей. Она даже потренировалась в том, как объяснит происшедшие с ней перемены членам своей семьи, а они обязательно поинтересуются!

— Так что же произошло с вашим ребенком? — спросила я.

В этот раз она уже спокойно рассказала всю историю. По ее словам, это было немножко печально. И была очень удивлена, что может совершенно спокойно говорить на эту тему».

Сдвиг субмодальностей в других моделях психотерапии

В психоаналитической литературе субмодальностям отводится центральная роль в образовании защитных механизмов эго. Например, замещение — бессознательный защитный механизм, с помощью которого нежелательное и недосягаемое замещается чем-либо более доступным для удовлетворения желания и становится достижимым. Фрейд сказал бы: «Молодая женщина, очень привязанная к своему голубоглазому, высокому брату-блондину, может выбирать себе таких же голубоглазых и высоких блондинов в качестве поклонников» (Solomon & Patch, 1974). Это означает, что она классифицирует молодых людей по присущим ее брату субмодальностям (цвету глаз, росту и т. п.). Идентификация является другим защитным механизмом, в котором присутствует сдвиг субмодальностей. При идентификации личность видит и переживает мир с позиции тела того человека, с которым она себя идентифицирует. Это является обратным тому сдвигу, который осуществляется при травме и фобии. Когда психоаналитик «распаковывает» механизм защиты, он производит сдвиг субмодальностей.

При таких активных видах психотерапии, как психодрама и ге-штальт-терапия, визуальные/кинестетические субмодальности изменяются посредством вовлечения клиента в движение. Фриц Перлз (1893-1970) описывает изменение некоторых движений тела клиента (которые представляют стратегию как результат изменения субмодальностей). «Пациента просят повторять движение утрированно, чтобы проявить его значение и смысл» (Levitsky & Perls, 1982). В психодраме социометрия направлена на извлечение и изменение таких субмодальностей, как расстояние, рост, размер. Актеры нужны для того, чтобы представлять исследуемые элементы внутреннего опыта. Клиентов просят расставить актеров и самим занять такое про-

странственное положение, которое максимально точно отражает расположение их внутренних субмодальностей (Starr, 1977).

В когнитивной психологии мы находим целый ряд предложений для субмодальных сдвигов в других сенсорных системах. Например, Бек и Эмери рекомендуют обучать клиентов изменять создающие неудобства и приносящие страдания визуальные образы. Они предлагают перенастроить картину, поместив ее на экран телевизора, отрегулировать яркость, переключить канал или даже чрезмерно увеличить само изображение (Beck & Emery, 1985).

Карл Роджерс (1902-1987) обратил внимание на то, что в его кли-ент-центрированной психотерапии определенные изменения в восприятии приводят к изменениям в личности (Shostrom, 1965). Например, перед своей работой с клиенткой по имени Глория в 1956 г. он писал: «Есть возможность помочь ей переживать свой опыт непосредственно, изнутри, так как она очень отдалена от него... Вместо конструирования своей жизни в неподвижном черно-белом изображении она может экспериментально научиться чувствовать свой опыт и видеть его смысл». Эти субмодальные сдвиги и использовал Роджерс при работе с ней. В самом начале Глория рассказала, что события своего прошлого она видит в черно-белом цвете. О своей дочери она сказала так: «Я солгала ей однажды и с тех пор испытываю чувство вины за это. Лгать не в моих правилах, и я хочу, чтобы она доверяла мне». Роджерс предложил ей сосредоточиться на ее «сегодняшних взаимоотношениях с дочерью» (используя «как бы»). Он сказал: «Вы думаете, что беспокоитесь о ней, а на самом деле это не так. Вы чувствуете, что те взаимоотношения доверия, которые были между вами ранее, как бы нарушились сейчас». Она согласилась, принимая тонкий сдвиг субмодальностей, заключенный в этом высказывании.





Название статьи Изменение субмодальностей