Вернутся на главную

Конституционные базы судебной системы. Правоохранительные органы


Конституционные базы судебной системы. Правоохранительные органы на нашем сайте

Статьи
Статьи для студентов
Статьи для учеников
Научные статьи
Образовательные статьи Статьи для учителей
Домашние задания
Домашние задания для школьников
Домашние задания с решениями Задания с решениями
Задания для студентов
Методички
Методические пособия
Методички для студентов
Методички для преподавателей
Новые учебные работы
Учебные работы
Доклады
Студенческие доклады
Научные доклады
Школьные доклады
Рефераты
Рефератывные работы
Школьные рефераты
Доклады учителей
Учебные документы
Разные образовательные материалы Разные научные материалы
Разные познавательные материалы
Шпаргалки
Шпаргалки для студентов
Шпаргалки для учеников
Другое

ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ

Представительным и законодательным органом Россий­ской Федерации является Федеральное Собрание.Оно: 1) при­нимает законы, обязательные для всех государственных органов и для остальных ветвей власти (не нарушая при этом их само­стоятельности); 2) участвует в назначении должностных лиц; 3) выполняет контрольные функции. Федеральное Собрание имеет двухпалатную структуру и состоит из Совета Федерации и Государственной Думы (рис. 6).

Федеральное Собрание представительный изаконодательный орган РФ
К ведению Государственной Думыотносятся:
• дача согласия на назначение Председателя Правительства РФ, решение вопроса о доверии Правительству • назначение на должность и освобождение от нее Председателя Центрального банка РФ • объявление амнистии • выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности • обсуждение законопроекта и принятие закона
К ведению Совета Федерацииотносятся:
• утверждение изменения границ между субъектами РФ • утверждение указов Президента РФ о введении военного и чрезвычайного положения • назначение выборов Президента РФ и отрешение его от должности • назначение на должность судей и Генерального прокурора и освобождение последнего от нее • решение вопроса о возможности использования ВС РФ за пределами ее территории • рассмотрение и одобрение закона

Рис.6. Компетенция палат Федерального Собрания РФ

Законотворчество сосредоточено в Государственной Думе. После обсуждения законопроекта (обычно оно проходит в трех чтениях) Государственная Дума принимает федеральный закон большинством голосов от общего числа депутатов[43]. Совет Фе­дерации не наделен правом принимать законы, однако он одоб­ряет или отклоняет законы, принятые Государственной Думой. Отклонение закона не носит абсолютного характера и может быть преодолено Государственной Думой (квалифицированным большинством голосов - не менее чем двумя третями от общего числа депутатов). Условием принятия федеральных конститу­ционных законов является их одобрение не менее чем двумя тре­тями голосов от общего числа депутатов Государственной Думы и не менее чем тремя четвертями голосов от общего числа чле­нов Совета Федерации.

Состав палат Федерального Собрания определяется Кон­ституцией РФ. В Совет Федерации входят два представителя от каждого из 89 субъектов РФ: представитель законодательного органа государственной власти субъекта РФ избирается этим органом, представитель исполнительного органа государствен­ной власти субъекта РФ назначается высшим должностным ли­цом субъекта РФ.

Депутаты Государственной Думы (450 человек) избираются гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избира­тельного права при тайном голосовании сроком на 4 года. Депу­татом Государственной Думы может быть гражданин РФ, дос­тигший на день выборов 21 года. Половина депутатов Государст­венной Думы (225 человек) избирается на основе пропорцио­нального представительства по общефедеральному избиратель­ному округу. Избирательными объединениями (партиями, дви­жениями) выдвигаются списки своих кандидатов в состав Госу­дарственной Думы. Избирательное объединение, за чьи списки кандидатов подано более 5% действительных голосов, получает число депутатских мандатов[44], пропорциональное количеству го­лосов, поданных за их списки. Объединения, набравшие менее 5% действительных голосов, не допускаются к распределению депутатских мест по общефедеральному округу.

Остальные 225 депутатов избираются на основе мажоритарной[45] системы. Это значит, что для избрания депутата в каждом из 225 одномандат­ных избирательных округов требуется большинство голосов (причем относительное) от числа проголосовавших избирателей. При этом выборы должны быть альтернативными: в каждом ок­руге должно быть не менее двух кандидатов. Конституция РФ предусматривает возможность досрочного роспуска одной из палат - Государственной Думы. Это может сделать Президент РФ в следующих случаях:

1) после трехкрат­ного отклонения данной палатой представленных главой госу­дарства кандидатур Председателя Правительства РФ;

2) если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выра­зит недоверие Правительству РФ;

3) при отказе этой палатой в доверии Правительству РФ, если его глава сам поставил вопрос о доверии Правительству РФ (в последних двух ситуациях Пре­зидент РФ может не распускать эту палату, а объявить об от­ставке Правительства).

Распуская Государственную Думу досрочно, Президент РФ назначает дату выборов так, чтобы вновь избранная Государст­венная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска. Однако в некоторые периоды эта палата не может быть распущена. В частности, в течение года после из­брания Государственной Думы она не может быть распущена по 2-му и 3-му основаниям. Она не может быть распущена вообще в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Пре­зидента РФ, кроме того, с момента выдвижения ею обвинений против Президента РФ и до принятия соответствующего реше­ния Советом Федерации, а также в период действия на всей тер­ритории РФ военного или чрезвычайного положения.

ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ РФ

Исполнительную власть в Российской Федерации осуществ­ляет Правительство РФ. Оно обеспечивает выполнение Кон­ституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Пре­зидента РФ на практике. Председатель Правительства РФ на­значается Президентом РФ с согласия Государственной Думы. Правительство РФ действует в пределах срока полномочий Пре­зидента РФ (4 года) и слагает свои полномочия перед вновь из­бранным Президентом.

Конституцией РФ предусмотрена возможность отставки Правительства РФ в следующих четырех случаях:

1)Правительство РФ само подает в отставку, а Президент РФ принимает ее (но он может и отклонить такую отставку);

2)Президент РФ по собственной инициативе принимает ре­шение об отставке Правительства РФ;

3)Государственная Дума выражает ему недоверие, и Прези­дент РФ объявляет об отставке Правительства;

4)Председатель Правительства РФ ставит перед Государ­ственной Думой вопрос о доверии Правительству РФ, и Дума отказывает ему в доверии, на этом основании Президент РФ принимает решение об отставке Правительства РФ. Наряду с коллективной отставкой Правительства РФ возможна и персо­нальная отставка отдельных его членов, которые могут освобо­ждаться от должности Президентом РФ. Правительство РФ несет ответственность за свою деятельность перед Президен­том РФ и Государственной Думой. Деятельность Правительства РФ охватывает, по существу, все стороны жизни общества (рис. 7).

Правительство РФ, осуществляя исполнительную власть:
· разрабатывает программы экономического и социального развития · разрабатывает федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение · обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики · обеспечивает проведение единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии · осуществляет управление федеральной собственностью · осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью · осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики РФ

Рис. 7. Функции Правительства РФ

Правительство РФ на основании Конституции, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ издает постанов­ления и распоряжения, контролирует их исполнение. Прави­тельство возглавляет единую систему исполнительной власти в РФ. В систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства[46], федеральные службы и фе­деральные агентства[47].

Министерства РФ - федеральные органы исполнительной власти, функцией которых является выработка государственной политики и нормативно-правовое регулирование в определен­ной сфере деятельности. В соответствии с указом Президента РФ сегодня в нашей стране действуют, например, Министерство природных ресурсов, Министерство образования и науки, Ми­нистерство транспорта и связи, Министерство промышленности и энергетики, Министерство финансов, Министерство здраво­охранения и социального развития, Министерство юстиции и др. Глава федерального министерства (министр) входит в состав Правительства РФ.

Федеральные службы осуществляют контроль и надзор в установленной сфере деятельности, а также специальные функ­ции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны Государственной границы РФ, борьбы с преступно­стью, общественной безопасности. Созданы, например, Феде­ральная служба безопасности РФ, Служба внешней разведки РФ, Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиче­ских средств и психотропных веществ, Федеральная служба по надзору в сфере экологии и природопользования, Федераль­ная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, Федеральная служба государственной стати­стики и др.

Федеральные агентства осуществляют функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным иму­ществом и правоприменительные функции. Государственные услуги - это услуги, имеющие исключительную общественную значимость. Так, действуют Федеральное агентство по физической культуре, спорту и туризму, Федеральное агентство по об­разованию, Федеральное агентство по строительству и жилищ­но-коммунальному хозяйству и др.





Название статьи Конституционные основы судебной системы. Правоохранительные органы