Человек и природа. Техногенная цивилизация и ее будущее
Вернутся на главную

Человек и природа. Техногенная цивилизация и ее будущее


Человек и природа. Техногенная цивилизация и ее будущее на нашем сайте

Статьи
Статьи для студентов
Статьи для учеников
Научные статьи
Образовательные статьи Статьи для учителей
Домашние задания
Домашние задания для школьников
Домашние задания с решениями Задания с решениями
Задания для студентов
Методички
Методические пособия
Методички для студентов
Методички для преподавателей
Новые учебные работы
Учебные работы
Доклады
Студенческие доклады
Научные доклады
Школьные доклады
Рефераты
Рефератывные работы
Школьные рефераты
Доклады учителей
Учебные документы
Разные образовательные материалы Разные научные материалы
Разные познавательные материалы
Шпаргалки
Шпаргалки для студентов
Шпаргалки для учеников
Другое

Футурология – в широком значении общая концепция будущего Земли и человечества. В узком – наука о будущем. Она учитывает, что в ХХ веке сложилась техногенная цивилизация. И на основе, в том числе и этого, строит свои прогнозы, учитывая глобальные проблемы современности. Культура этой цивилизации сформировалась на основе особых отношений человека и природы, человек стремился вырваться из зависимости от природы и высшими ценностями этой цивилизации признавались господство человека над природой, прогресс, обновление, наращивание технологических и научных знаний. Развитие техники и технологии как орудия господства человека над природой стали главными целями общественного развития. Но подобная ситуация привела к тому, что человек превратился в простое орудие эффективной экономической деятельности.

Выдающиеся гуманисты и мыслители ХХ века с тревогой говорили о процессе деградации культуры.

В результате в культуре ХХ века развилось противоречие, проявившееся в противостоянии двух установок: сциентической и антисциентической. В основе сциентизма лежит представление о научном знании как о наивысшей культурной ценности. Наука как абсолютный эталон способна решить все проблемы, стоящие перед человечеством – экономические, политические, моральные и т.д.

Понятие «сциентизм» происходит от латинского слова «scientia» – знание, наука. Сциентисты утверждают: науке подвластно все. Действительно, современная наука проникла во все поры современного общества, пронизывая собой не только промышленность, сельское хозяйство, но и политику, административную и военные сферы. Однако не все в мире – наука. Например, существует сфера искусства, вера, человеческие чувства и отношения. Антисциентизм появился как реакция на преувеличенную роль науки. Для него характерно принижение значения научного знания, обвинения науки в том, что она вызвала серьезные мировые кризисы: экономический, экологический, национальный. Для антисциентизма наука – чума ХХ века.

Сложившийся первоначально в Европе, а затем распространившийся по всему миру тип научно-технической культуры очень много дал человеку для развития его свободы. Но вместе с тем он имел изъяны. Техногенная цивилизация основана на таком взаимоотношении между человеком и природой, при котором природы является объектом человеческой деятельности, объектом эксплуатации, причем неограниченной. Ей присущ тип развития, который можно выразить одним словом: б о л ь ш е…

Цель состоит в том, чтобы накапливать все больше материальных благ, богатств и на этой основе решать все человеческие проблемы, в том числе и социальные, культурные и другие. Техногенной цивилизации присущи представление о том, что природа неисчерпаема именно как объект ее эксплуатации человеком. Понимание глубины экономического кризиса кладет конец такому представлению. Отсюда идейное и научно-техническое движение последних десятилетий, поставившее проблему создания новой экологической культуры.

Меняется представления о необратимости и нарастании общественного прогресса. Со времен бомбардировок Хиросимы и Нагасаки ценность науки и научно-технического прогресса поставлена под вопрос. Сегодня довольно скептически воспринимаются идеи о возможностях научного знания, а точные науки уже не считаются главными. Отсюда и посетившее человечество чувство бессилия перед вызванными им неуправляемыми силами научно-технического прогресса, получившее наиболее яркое отражение в философии экзистенциализма, где существование человека носит трагедийный, безвыходный характер.





Название статьи Человек и природа. Техногенная цивилизация и ее будущее