Вернутся на главную

Российские системы воспитания XX в


Российские системы воспитания XX в на нашем сайте

Статьи
Статьи для студентов
Статьи для учеников
Научные статьи
Образовательные статьи Статьи для учителей
Домашние задания
Домашние задания для школьников
Домашние задания с решениями Задания с решениями
Задания для студентов
Методички
Методические пособия
Методички для студентов
Методички для преподавателей
Новые учебные работы
Учебные работы
Доклады
Студенческие доклады
Научные доклады
Школьные доклады
Рефераты
Рефератывные работы
Школьные рефераты
Доклады учителей
Учебные документы
Разные образовательные материалы Разные научные материалы
Разные познавательные материалы
Шпаргалки
Шпаргалки для студентов
Шпаргалки для учеников
Другое

Школа, школа и школа. Новый уклад

жизни, новых людей должна дать школа.

С.Т. Шацкий

Приведем краткий обзор существовавших в нашей стране некоторых воспитательных систем.

Прежде всего, следует остановиться на педагогической системе С.Т. Шацкого. Выдающийся педагог, работая в созданной им колонии «Сетлемент» в Марьиной Роще (Москва), поставил цель создать для детей условия для их всестороннего развития. В течение 1905-1910 гг. он занимался образованием детей, считая, что из различных видов деятельности (трудовой, умственной, эстетической, гигиенической, социальной) ведущей является труд. Природная и социальная среда рассматривались как стимул для развития ребенка. Влияние ребенка на среду не исследовалось.

Совершенно иначе С.Т. Шацкий сформулировал цель воспитательной работы в 1919 — 1931 гг. на созданной им в Калужской губернии на базе школы-колонии «Бодрость» Первой опытной станции по народному образованию. Теперь он считал важным не только учитывать и использовать в воспитании явления и факты окружающей среды, но и непосредственно включать учащихся в ее преобразование на основе знаний, полученных в школе. Им был выдвинут лозунг «Изучение жизни и участие в ней с целью ее преобразования». Школа должна была стать «центром воспитания в окружающей среде». Глубокое осмысление жизнедеятельности детской трудовой колонии привело его к разработке теории детского коллектива и детского самоуправления.

В состав Первой опытной станции входили все типы образовательных учреждений: детские ясли и сады, начальная и средняя школа, интернат и клубные учреждения.

На последнем этапе деятельности этой опытной станции (1929— 1931) больше внимания стало уделяться участию школы в преобразовании общественных отношений, в частности в колхозном строительстве. Однако идея создания детских колхозов не только вызывала протесты со стороны крестьян, но и была нереальной. Теоретически надуманные цели воспитания деформировали средства и привели к краху воспитательной системы.

Система воспитания человека в коллективе и через коллектив А.С. Макаренко, осуществляемая в России в период с 1930 по 1940 г., получила известность в мире как система коммунистического воспитания. Цель — воспитание человека-коллективиста, для

С.145

которого общественные интересы всегда выше собственных. В то же время это система авансированного доверия к человеку. Даже самый «никчемный человечек», если видит перед собой пусть не радужную, но перспективу, начинает по-новому строить свою жизнь. Человеку всегда должны светить радость и счастье. Важно, утверждал А.С. Макаренко, воспитывать не только человека-творца, но и счастливого человека. Воспитывать человека — значит воспитывать у него перспективу пути, по которому располагается его завтрашняя радость.

Особенность педагогической системы А.С. Макаренко — это правильное соотношение целей и средств воспитания, их диалектическая взаимосвязь. Гуманизм — один из центральных принципов созданной им педагогической системы: «Как можно больше требований к человеку и как можно больше уважения к нему»[15].

Разработкой целостного подхода к воспитанию человека пронизаны многие труды педагога: «Человек не воспитывается по частям, он создается синтетически всей суммой влияний, которым он подвергается. Поэтому отдельное средство всегда может быть и положительным, и отрицательным, решающим является не его прямая логика, а логика и действие всей системы средств, гармонически организованных»[16].

В наши дни у теории А.С. Макаренко находятся немало противников и сторонников. Но если учесть, что его система формировалась в специфических условиях детских трудовых колоний, приходится в любом случае признать ее значимость.

В основу воспитательной системы Ф.Ф. Брюховецкого, которая сформировалась в 1943 г. в Краснодаре, были заложены идеи А.С. Макаренко, реализованные с учетом специфики массовой школы послевоенных лет. Это — опора на традиции, педагогический коллектив как единое целое, как коллектив единомышленников, серьезная трудовая деятельность, проведение общих торжеств и празднеств. Трудовая деятельность была в числе основных видов. Сплоченность коллектива проявлялась и в отношении к учебно-воспитательному процессу, и в его организации. Дети дорожили честью класса, школы и не могли подвести коллектив своим нерадивым отношением к учебе. В коллективе установился стиль требовательности в сочетании с доброжелательностью и бережным отношением к индивидуальности.

Ф.Ф. Брюховецкий выдвинул идею связи перспективы и традиций. Школа, формировавшая уважение к личности, демократию и гуманизм, просуществовала до середины 1970-х гг. и доказала, что даже в период тоталитаризма и авторитаризма талантливые педагоги могли найти применение своим силам.

С.146

Система воспитания В.Л. Сухомлинского сформировалась в конце 1850-х — начале 1860-х гг. в Павлышевской сельской школе на Украине. В своей педагогической практике В.А. Сухомлинский применял индивидуальное воспитание, в котором учитывалось соотношение общественных, коллективных и личных интересов. В его воспитательной системе категория личности занимает центральное место. Ребенок — активный и самостоятельный индивид, который должен жить полнокровной и интересной жизнью.

Для системы В.А. Сухомлинского было характерно воспитание у учащихся общечеловеческих ценностей и гуманистических идеалов. Учение должно быть напряженным, но радостным трудом.

Видное место в системе воспитания педагога занимали категории красоты, творчества. Существенную часть воспитания в Павлышевской школе составляли народные традиции.

В своей воспитательной системе В.А. Сухомлинский отводил важную роль личности педагога и семье, их взаимодействию с учащимися.

Интерес к внутреннему миру ребенка, его личностному своеобразию не заслонил от педагога проблемы общественного значения. Более того, в его воспитательной системе гражданственность и патриотизм были одной из доминирующих ценностей.

В системе воспитания В.А. Караковского (школа № 825 Москвы) нашла свое яркое выражение методика коллективных творческих дел, именуемая иногда «коммунарской методикой».

Главным композиционным узлом системы является коммунарский сбор, который проводится во время весенних каникул старшеклассниками, учителями и выпускниками прошлых лет. В течение трех дней этот коллектив устраивает игры, общается, выполняет интересную работу, как в коммуне. Коммунарский сбор трудно отнести к какому-то определенному виду деятельности. Это сложная педагогическая композиция. В то же время это самостоятельная духовная ценность, феномен школьной культуры, передающийся из поколения в поколение. Условно можно сказать, что коммунарский сбор — действующая модель идеальных человеческих отношений. Сбор — это и школа актива, и школа психокоррекции и психотерапии. Такой сбор порождает неизбежные противоречия между идеалом и серой действительностью. В школе считают, что отношения в ней между педагогами и учащимися должны больше напоминать семью, чем парламент.

При первых признаках старения системы ее компоненты обновляются под непосредственным наблюдением автора. Поэтому система как динамичное, развивающееся явление как бы обрекает ее участников на постоянный поиск.

С.147





Название статьи Отечественные системы воспитания XX в