Триангуляция
Вернутся на главную

Триангуляция


Триангуляция на нашем сайте

Статьи
Статьи для студентов
Статьи для учеников
Научные статьи
Образовательные статьи Статьи для учителей
Домашние задания
Домашние задания для школьников
Домашние задания с решениями Задания с решениями
Задания для студентов
Методички
Методические пособия
Методички для студентов
Методички для преподавателей
Новые учебные работы
Учебные работы
Доклады
Студенческие доклады
Научные доклады
Школьные доклады
Рефераты
Рефератывные работы
Школьные рефераты
Доклады учителей
Учебные документы
Разные образовательные материалы Разные научные материалы
Разные познавательные материалы
Шпаргалки
Шпаргалки для студентов
Шпаргалки для учеников
Другое

Комплексный подход в исследовании

Объективность

Общие принципы изучения общественных процессов и явлений

Любой процесс, любое явление в духовной сфере должны рассматриваться как результат определенного отражения отдельных реальных событий и фактов.

При изучении функционирующего ОМ следует анализировать и учитывать, прежде всего, те объективные условия и предпосылки, которые лежат в основе его формирования и функционирования (общественная ситуация).

Проблемы, являющиеся объектом общественного мнения, должны исследоваться конкретно, точно и объективно, т. е. соответствовать тому, каковы они в действительности, а не тому, какими их хочет видеть исследователь.

Но! Разные методологии: Сознание человека не может наблюдаться и изучаться непосредственно. Изучаем его, исходя из поведения, мнения и взаимоотношения людей. ИЛИ важно отражение процессов в сознании людей, а не сами процессы.

Это требование основывается на положении о всеобщей связи и взаимной обусловленности процессов и явлений общественной жизни.

Общественное мнение как сложное и многообразное духовное образование содержит оценки и отношение к различным проблемам, фактам и событиям общества в целом, отдельных социальных и демографических групп, отдельных коллективов и регионов.

В реальной жизни эти оценки, рассуждения и отношение не оторваны друг от друга, а взаимосвязаны и имеют определенную направленность, интенсивность и стабильность.

Комплексность особенно необходима, если проводятся периодические и тематические исследования общественного мнения, если изучается мнение более крупных социальных групп, общностей и регионов.

Требование комплексного подхода включает:

· комплексный сбор и изучение фактического материала

· всесторонний анализ материала с учетом всех факторов и предпосылок, которые его обусловливают

· использование всевозможных наличных средств и методов.

Триангуляция – способ проверки и повышения надежности интерпретации в исследовании. Понимается как «дополнительные возможности» и как кумулятивная оценка достоверности.

Этот термин пришел из геодезии, где означает определение положения определенного пункта на местности на основе соотнесения с положением двух других пунктов в пространстве с помощью системы треугольников – триангуляционной сети.

Типы триангуляции:

По Дензину:

1) триангуляция данных, т.е. использование данных с разных источников

2) триангуляция перспектив исследователей или включение в исследование нескольких наблюдателей/аудиторов процесса исследования и его результатов

3) методологическая триангуляция – использование разных методов во время исследования определенной проблемы. (Кемпбелл и Фриске – смешивали психологические количественные тесты).

4) «множественность индикаторов» Лазарсфельда. Смешивать качественные и количественные данные и методы. Фазовая модель.

5) Между-методная триангуляция (по Дензину). Комбинация методов: 1) как сравнение интерпретаций с позиций разных методов; 2) как сопоставление данной ситуации с аналогичными результатами, полученными в других исследованиях; 3) как повторение результатов на том же объекте через время.





Название статьи Триангуляция