Вернутся на главную

Собирания фольклора


Собирания фольклора на нашем сайте

Статьи
Статьи для студентов
Статьи для учеников
Научные статьи
Образовательные статьи Статьи для учителей
Домашние задания
Домашние задания для школьников
Домашние задания с решениями Задания с решениями
Задания для студентов
Методички
Методические пособия
Методички для студентов
Методички для преподавателей
Новые учебные работы
Учебные работы
Доклады
Студенческие доклады
Научные доклады
Школьные доклады
Рефераты
Рефератывные работы
Школьные рефераты
Доклады учителей
Учебные документы
Разные образовательные материалы Разные научные материалы
Разные познавательные материалы
Шпаргалки
Шпаргалки для студентов
Шпаргалки для учеников
Другое

Любая собирательская деятельность, будь то работа крупных научно-исследовательских учреждений или отдельных ученых, начинающих фольклористов, проходящих учебную практику, или любителей, записывающих произведения народного творчества самостоятельно, имеет определенную целевую установку. Обычно фольклористы различают три типа, или разновидности, этих заранее намеченных заданий. Первый тип состоит в выявлении и фиксации фольклорного материала всех жанров, второй - в собирании фольклора на определенную тему и третий - в разыскании и записи произведений народного творчества какого-либо одного жанра.

В первом случае собирательская работа организуется таким образом, чтобы можно было выяснить и с максимальной полнотой зафиксировать произведения всех фольклорных жанров, бытующих в обследуемой местности. Это позволит получить общую картину состояния словесного и музыкального народного творчества того или иного селения, района, региона. Такой тип собирания фольклора ставит перед каждым участником работы конкретную цель: в рамках одного или нескольких населенных пунктов встретиться с наибольшим количеством жителей и записать от них все известные им произведения народного творчества. Причем собиратель должен иметь в виду, что науку интересует весь фольклорный материал, широко распространенный среди жителей данной местности, как в законченной форме, так и в отрывках. Здесь речь идет и о произведениях очень известных, и о тех, содержание или напев которых знает лишь весьма ограниченный круг людей, да и то из числа наиболее старших по возрасту жителей селения.

При подобного рода записи, как рекомендует "Инструкция по собиранию произведений устнопоэтического народного творчества", необходимо прежде всего «установить, какие из жанров народного творчества активно живут в репертуаре обследуемой местности, какие из разновидностей и отдельных произведений того или иного жанра наиболее популярны... Вместе с тем нужно выяснить, какие жанры отмирают или совсем исчезли из обихода населения, и тщательно записать все, что из этого исчезающего наследия еще хранится в памяти старшего поколения».

Проведение обследования и запись фольклорных материалов в данном случае организуется по производственным и возрастным группам, а собиратели получают задание зафиксировать или хотя бы зарегистрировать все произведения словесного и музыкального творчества народа. Этот тип собира­ния фольклора был и остается основным для творчества как академических институтов, так и вузов, организующих экспедиции и фольклорную практику студентов.

Во втором случае - проводится тематическое собирание фольклорного материала. Оно строится в зависимости от определенной научно-исследовательской темы или историко-культурных особенностей тех мест, где проводится собиратель­ская работа. Например, в 20 - 30-е годы XX столетия советские фольклористы ставили такие темы, как «Фольклор революции и гражданской войны», «Герои гражданской войны - Чапаев, Щорс, Лазо, «Дружба народов СССР», «Отважные за­воеватели Арктики», «Герои обороны Родины», а также конкретные темы, связанные с дореволюционным фольклором, который запечатлел картины непосильного труда и отразил борьбу народа против эксплуататоров (о Разине и Пугачеве, о крестьянских войнах и выступлениях рабочих). В 40-50-е годы собиратели и исследователи народнопоэтического творчества обращаются к темам: «Фольклор Великой Отечественной войны», «Партизанский фольклор», «Восстановление народного хозяйства нашей Родины, разрушенного фашистскими оккупантами», а в 60-80-е годы - к темам: «Борьба за мир», «Строительство социализма в нашей стране».

Организуя тематическое собирание фольклора, руководитель такого рода работы должен обязательно учитывать место, где будет развернута собирательская деятельность его отряда. И здесь, по-видимому, нет нужды доказывать то, что, например, фольклор рабочих необходимо искать не в сельскохозяйственных, а в промышленных районах, и то, что по теме «Партизанский фольклор Великой Отечественной войны» наибольших успехов можно достичь лишь собирая произведения народнопоэтического творчества в тех краях, где жили и действовали партизаны.

Тематическое разыскание и фиксация произведений словесного и музыкального творчества организуется таким образом, чтобы собиратели могли познакомиться с представителями различных социальных групп и записать от них как можно больше фольклорных текстов по интересующему науку вопросу. В рамках определенной заданием темы здесь крайне важно учесть произведения всех известных исполнителям жанров и независимо от их сохранности - полностью, в отрывках или даже всего лишь в коротком пересказе запечатлеть услышанное. В данном случае собирателю необходимы любые фольклорные тексты, в которых нашли отражение события и факты изучаемой им тематики.

Наряду с рассмотренными, фольклористы выделяют еще и третий тип своей деятельности, который предполагает выявление и запись произведений народнопоэтического творчества какого-либо одного жанра. Такой принцип собирания особенно широко применяется в том случае, когда перед исследователями ставится конкретная цель - не только получить новые сведения о степени распространенности определенного жанра фольклора, но и дать в распоряжение науки дополнительные тексты, относящиеся к той или иной жанровой разновидности. Подобные цели ставились перед фольклористами-собирателями, работавшими в разное время в целом ряде регионов нашей страны.

Получив задание на разыскание и фиксацию произведений народнопоэтического творчества определенного жанра, собиратель должен прежде всего позаботиться о записи ряда вариантов текста и напева на один и тот же сюжет. Здесь надо обследовать различные по возрасту и роду занятий слои населения и зафиксировать все, что сохранилось в памяти людей от интересующего собирателя жанра.

Жанровый принцип собирания фольклора требует особо полной записи всех словесных текстов и их вариантов. Тщательно записав весь этот материал, собиратели должны отметить в своих тетрадях и то, насколько популярен данный жанр ныне и как он воспринимается и оценивается самим носителем и аудиторией, слушавшей его. Вместе с этим следует собрать и подробные сведения об исполнителях, а также желательно установить, как бытовал собираемый жанр в прошлом.

Фиксируя тексты и напевы, необходимо обращать внимание и делать в своих записях пометки о том, насколько и где наиболее часто было распространено то или иное произведение, в какой среде его больше всего ценили. Особо следует отметить в таких записях творчество талантливых создателей и исполнителей народнопоэтических и музыкальных произведений, дать рассказы об их деятельности, исполняемом репертуаре, наиболее любимых жанрах.

Разумеется, разыскивая и фиксируя фольклорные материалы определенного жанра или конкретной тематики, собиратель не должен проходить мимо народнопоэтических произведений, которые непосредственно не связаны с его основной задачей. Прямой долг фольклориста - по возможности зарегистрировать весь установленный им материал. Если же ему позволит время, то все услышанные произведения словесного и музыкального народного творчества, хотя и не имеющие отношения к его личному заданию, надо тщательно записать. Касаясь организационных методов собирания произведений народнопоэтического и музыкального творчества, следует заметить, что фольклористы, признавая как коллективную, так и индивидуальную собирательскую деятельность, четко различают в ней два способа. Первый из них - стационарный и второй - экспедиционный.

При стационарном методе собирательской деятельности фольклорист. длительное время находясь в одном населенном пункте, который обычно является местом его постоянного жительства, систематически наблюдает бытование произведений народнопоэтического творчества.

При этом он тщательно фиксирует фольклорные произведения и отмечает все изменения, которые претерпевает знакомый ему словесный текст или напев. Как правило, стационарная работа ведется в течение ряда лет, без спешки и нередко, как говорят, "между делом", а это позволяет собирателям хорошо и более точно видеть особенности жизни фольклорных произведений, лучше подмечать те процессы, которые происходят внутри них. В данном случае собирающий произведения народного творчества предстает перед исполнителями как "свой человек", знакомый, земляк и даже, может быть, родственник, которого не стесняются. Это дает ему полную возможность глубоко вникнуть во все фольклорные явления и всесторонне изучить условия, в которых когда-то возникли и ныне бытуют те или иные словесные тексты и музыкальные напевы. Продолжительные и регулярные наблюдения за художественным творчеством народа в разных ситуациях и на большом отрезке времени позволяют собирателю быть очевидцем и непосредственным участником больших праздников и семейных торжеств, слышать и фиксировать фольклорные произведения в самом естественном виде.

Все это, безусловно, не должно настраивать собирателя на безынициативное ожидание подходящего момента, когда представится возможность записать какой-то текст или напев. Разумно пользуясь преимуществами стационарного метода, он должен вести активный поиск, действенное наблюдение и энергичный сбор фольклорного материала.

В этой связи следует особо подчеркнуть, что стационарный метод собирательской деятельности дает наиболее положительные результаты в том случае, когда перед фольклористами ставится задача обследовать и зафиксировать весь материал народнопоэтического творчества, бытующего в той или иной местности. Важно заметить, что названный способ собирания фольклора представляется наиболее удобным для любителей словесного и музыкального творчества, проживающих на периферии, работников районных газет и радиовещания, сотрудниками Домов культуры, сельских клубов и библиотек, а также учителей и учащихся педучилищ, ПТУ и старших классов средних школ.

Стационарная форма собирательской работы рекомендуется во многих университетах страны студентам-филологам, обучающимся на вечерних и заочных отделениях, на первом году их учебы в высшем учебном заведении.

Обращаясь в этом совершенно конкретном случае к стационарному методу собирательской работы, студенты по месту своего постоянного жительства самостоятельно занимаются разысканием и записью фольклора. Найденные ими произведения народного творчества тщательно фиксируются в тетради, по возможности собиратели делают магнитофонные записи текстов и мелодий, фотографируют своих исполнителей, составляют на них паспорта.

Такая работа представляется весьма полезной как для вечерников, так и для заочников, ибо она приобщает будущего учителя-словесника к очень важному для науки занятию, в которое позднее, в период их работы в школе, могут быть повлечены и их ученики. Ну а результаты собирательской деятельности, если студент отнесется к ней со всей ответственностью, явятся хотя и небольшим, но несомненным вкладом и наше общее дело по отысканию и записи фольклорного маге риала.

Наряду со стационарным методом собирательской работы большое место в этого рода деятельности занимает экспедиционный. Такая форма бывает крайне необходима в тех случаях, когда сбор материалов народнопоэтического творчества ведется по тематическому или жанровому типам работы. Несомненно, широко применим этот метод и при обследовании общего состояния фольклора какой-либо местности.

Имея более чем вековую историю, тесно связанную с именами многих прославленных русских фольклористов, экспедиционная форма собирательской работы в нашей стране получила особенно большое распространение в годы Советской власти.

Участие студенчества в такого рода собирательской работе ныне считается явлением вполне закономерным и даже более того - традиционным. Обычными стали и выезды студентов-практикантов в фольклорные экспедиции, в результате которых наука обогащается новыми материалами, существенно по­могающими яснее представить состояние народнопоэтического творчества на современном этапе.

Говоря о фольклорных экспедициях, следует отметить, что они могут быть комплексными. Известны факты, когда в составе фольклорных экспедиций, решая важные научные задачи фольклористики, вместе со студентами-филологами успешно трудились студенты исторических и географических факультетов университетов, а также студенты институтов ис­кусств и консерваторий, специализирующиеся в области музыкального фольклора и хореографии.

По основной сути целей, которые ставятся перед экспедициями, фольклористы давно различают:

1) экспедиции "по следам" предшествующих собирателей, позволяющие сопоставить найденные материалы с записанными ранее;

2) экспедиции в никем из фольклористов не обследованные места, дающие возможность ликвидировать "белые пятна" на картах собирательской деятельности исследователей народнопоэтического творчества;

3) экспедиции, посвященные фиксации традиционных и новых произведений, на основе чего можно представить общую картину современного бытования разных устно-поэтических и музыкальных жанров;

4) экспедиции, организуемые с целью разыскания и записи фольклорных текстов и напевов, связанных с конкретными историческими событиями и лицами;

5) экспедиции разведочного характера, во время которых проводится сбор предварительных материалов, активно используемых при разработке конкретных программ собирательской деятельности в том или ином регионе.

Экспедиционный метод собирания произведений народнопоэтического творчества является в наши дни основным при организации полевой фольклорной практики студентов.





Название статьи Собирания фольклора