Вернутся на главную

СОЗНАНИЕ


СОЗНАНИЕ на нашем сайте

Статьи
Статьи для студентов
Статьи для учеников
Научные статьи
Образовательные статьи Статьи для учителей
Домашние задания
Домашние задания для школьников
Домашние задания с решениями Задания с решениями
Задания для студентов
Методички
Методические пособия
Методички для студентов
Методички для преподавателей
Новые учебные работы
Учебные работы
Доклады
Студенческие доклады
Научные доклады
Школьные доклады
Рефераты
Рефератывные работы
Школьные рефераты
Доклады учителей
Учебные документы
Разные образовательные материалы Разные научные материалы
Разные познавательные материалы
Шпаргалки
Шпаргалки для студентов
Шпаргалки для учеников
Другое

Психика — специфическая функция головного мозга, которая заключается в отражении реальной действительности материаль­ного мира. Являясь особым свойством высокоорганизованной материи, психика прошла длительный путь развития элементарных форм формирования ощущений до сознания человека. Реализация психической деятельности осуществляется посредством ряда про­цессов, характерных для высокоорганизованного мозга.

Внимание

Внимание — это избирательная или селективная реакция орга­низма на определенный вид сенсорной информации внешней среды. Оно ответственно за выбор во внешней среде тех объектов, о кото­рых затем необходимо получить более подробную информацию и, одновременно, исключить из восприятия объекты другой локализа­ции. Выделяют непроизвольную, произвольную и послепроизвольную формы внимания.

Непроизвольное внимание представляет собой врожденную автоматическую рефлекторную реакцию сосредоточения психиче­ской деятельности на объекте в связи с его особенностями как раз­дражителя. Как правило, это поворот глаз или головы в направле­нии источника раздражения. Обычно непроизвольное внимание обусловлено такими качествами стимулов, как интенсивность, неожиданность их возникновения или новизна.

Произвольное внимание представляет осознаваемое ориен­тирование органов чувств (как правило, органа зрения) на вос­приятие конкретного объекта или явления внешней среды. Оно возникает в том случае, когда человек осознает действие (поворот глаз или головы), направленное на рассматривание, выслушивание или осязание какого-то объекта или явления внешней среды.

Произвольное внимание свойственно человеку и возникло в про­цессе трудовой деятельности. Основным видом произвольного вни­мания является зрительное произвольное внимание, которое под­разделяется на пространственное и объект-ориентированное.

Послепроизвольное внимание формируется после возникнове­ния произвольного внимания. Это сосредоточение на объекте в силу его ценности для личности.

Характеристиками внимания являются:

• направленность — обращенность к объектам внешнего или внутреннего (мысли, чувства, воспоминания) мира;

• избирательность (концентрация) — направленность на какую- либо характеристику объекта;

• устойчивость — способность к сохранению высокой концент­рации внимания;

• переключаемость — способность быстрого перехода от одного объекта внимания к другому;

• распределение — способность направлять внимание одновре­менно на несколько объектов;

• объем — количество объектов, которые могут быть восприняты и запечатлены человеком в относительно короткий период вре­мени.

Нейрофизиологические механизмы внимания

В основе непроизвольного внимания лежит ориентировочный рефлекс, автоматически переключающий нервную деятельность на анализ нового стимула. Повторные раздражения формируют в мозге нервную модель стимула, которая сохраняется в памяти. Эта модель сравнивается с сигналами сенсорных систем, возникающими при действии предъявляемого раздражителя. В случае совпадения нервной модели и входящей информации о характеристиках сти­мула мозгом формируется образ раздражителя. В случае несовпа­дения возникает ориентировочный рефлекс. При этом развиваются процессы активации коры головного мозга и возникают различные эмоции. Ориентировочный рефлекс автоматически включает произ­вольное внимание, обеспечивающее дальнейшую контролируемую обработку информации о стимуле.

Состояние внимания коррелирует с различными состояниями бодрствования и активации. Избирательное внимание возможно только в состоянии повышенного (но не чрезмерно высокого) бодрствования, которое проявляется на ЭЭГ высокочастотными десинхронизированными низкоамплитудными колебаниями с редкими группами синхронизированных a-волн. Диффузным формам вни­мания соответствуют состояния расслабленного бодрствования с четко выраженным синхронизированным a-ритмом. Трудность сосредоточения, рассеянное внимание, отвлекаемость часто сопут­ствуют состоянию сильного возбуждения, связанного с сильными эмоциями. При этом ЭЭГ регистрирует низкоамплитудную высо­кочастотную десинхронизированную электрическую активность.

Основу физиологического механизма различных форм внимания, составляет работа модулирующей системы мозга, которая регули­рует цикл сон-бодрствование, стадии и фазы сна, процессы внима­ния. В ее состав входят структуры разных уровней ЦНС:

• неспецифическая генерализующая система, представленная ретикулярной формацией среднего мозга (вызывает генерализованную активацию всей коры);

• стволово-таламокортикальная система, включающая неспе­цифические ядра таламуса (вызывает локальную активацию в проекционной зоне коры той сенсорной системы, для которой модальность сенсорного стимула была адекватной);

• базальная холинергическая система, образованная структу­рами базальной части переднего мозга (создает в коре локусы активации, необходимые для выполнения определенной дея­тельности; активирующее влияние оказывает ядро Майнерта, тормозящее — ядро диагонального пучка и преоптическое магноцеллюлярное);

• каудоталамокортикальная система, представленная стриопаллидарным комплексом (вызывает мобилизацию участков коры, активность которых отвечает требованиям реализации мотива­ции или определенного целенаправленного поведения).

Центральным звеном системы механизмов, регулирующих селек­тивный отбор информации, избирательные формы восприятия, внимания и сознания, являются ассоциативные зоны коры.

Непроизвольное внимание может осуществляться на подкорко­вом уровне. Процессы произвольного внимания связывают преиму­щественно с работой кортикоретикулярных механизмов. Выделяют особую форму произвольного внимания — интеллектуальное внимание, объектом которого служат мысли и воспоминания. Ведущая роль в осуществлении этого высшего вида внимания принадлежит лобным кортикофугальным влияниям на различные области и цен­тры мозга.

Сознание — это субъективный мир человека от простейших элементарных ощущений до абстрактного мышления. Сущность сознания состоит в отражении объективно существующего материального мира.

Свойство отражения присуще всей материи (органической и неорганической). Сознание же возникает только на высших этапах ее развития у человека. Для сознания характерно активное отражение окружающей действительности. Отражательной функцией обладают и спинной мозг, и другие отделы центральной нервной системы, но она не имеет еще качества психического отражения. Только кора большого мозга осуществляет высшую отражательную функцию — психическую деятельность. Содержанием сознания является окружающий нас мир. Для возникновения сознания необходимо воздействие раздражителей внешнего мира на рецепторы организма.

Сознание помогает человеку познать свойства, качества предметов, явлений, понять их внутренние закономерности, отделить существенное от несущественного.

Впервые в 1878 г. в своей работе «Элементы мысли» И. М. Сеченов подчеркивал, что сознание человека является функцией головного мозга. И. П. Павлов вскрыл физиологические механизмы, за счет которых осуществляется отражательная деятельность головного мозга. К ним относятся: 1) цепи сложнейших безусловных рефлексов (инстинкты, аффекты, влечения), являющихся базой психической деятельности; 2) цепи условных рефлексов (за исключением речевых условных рефлексов), за счет которых осуществляется широкое приспособление организма к окружающей среде, возникают ощущения, восприятия, представления. Они составляют единственную сигнальную систему у животных и первую сигнальную систему у человека, обусловливающую конкретное мышление; 3) цепи речевых условных рефлексов, лежащих в основе второй сигнальной системы, которая имеется только у человека и является базой абстрактного мышления. В возникновении сознания большая роль принадлежит ретикулярной формации, которая регулирует активность клеток коры головного мозга.





Название статьи СОЗНАНИЕ