Понятие и суть конкуренции. Признаки проявления конкуренции
Вернутся на главную

Понятие и суть конкуренции. Признаки проявления конкуренции


Понятие и суть конкуренции. Признаки проявления конкуренции на нашем сайте

Статьи
Статьи для студентов
Статьи для учеников
Научные статьи
Образовательные статьи Статьи для учителей
Домашние задания
Домашние задания для школьников
Домашние задания с решениями Задания с решениями
Задания для студентов
Методички
Методические пособия
Методички для студентов
Методички для преподавателей
Новые учебные работы
Учебные работы
Доклады
Студенческие доклады
Научные доклады
Школьные доклады
Рефераты
Рефератывные работы
Школьные рефераты
Доклады учителей
Учебные документы
Разные образовательные материалы Разные научные материалы
Разные познавательные материалы
Шпаргалки
Шпаргалки для студентов
Шпаргалки для учеников
Другое

Понятие и типы конкуренции

Под конкурентоспособностью понимается текущее положение предприятия на рынке (в первую очередь, занимаемая доля рынка и тенденции ее изменения). Понятно, что «рыночная сила» предприятия зависит от ряда факторов эффективности ведения бизнеса компании, которые являются преимуществами («сильными сторонами») по сравнению с конкурентами – а именно: эффективности системы продаж (маркетинговой и сбытовой инфраструктуры); уровня цен на реализуемую продукцию, зависящего от себестоимости производства и реализации продукции предприятия; качественных характеристик производимой продукции и ряда других. За счет своих рыночных преимуществ предприятия получает возможность потеснить конкурентов на рынке, увеличить собственные объемы продаж, в определенной мере воздействовать на среднерыночный уровень цен за счет манипулирования объемов продаж и, в конечном итоге, повысить свои конечные финансовые результаты [4, с. 76].

Осуществляя товародвижение, фирма часто сталкивается с соперничеством других фирм, выпускающих и продающих аналогичные товары. Каждая из них, как правило, стремится занять лидирующее положение на рынке, захватить максимально возможную долю рынка.

Конкуренция (от лат. concurrere - сталкиваться) представляет собой механизм соперничества, борьбы рыночных структур за право найти своего покупателя и за возможность продать свой товар на наиболее выгодных условиях, захватить большую долю рынка и, следовательно, получить максимальную прибыль.

Упорядоченная, введенная в определенные законом рамки, справедливая конкуренция встроена в механизм маркетинга, конкурентной борьбы. В известном смысле конкуренция – двигатель прогресса.

В маркетинге конкуренция понимается как борьба за потребителя, борьба за право данной фирмы наиболее полно удовлетворить спрос потребителей. Конкуренция выступает в роли своеобразного раздражителя, побуждающего участников рынка совершенствовать и обновлять свои товары, повышать их качество, снижать цены, улучшать систему торгово-сбытового обслуживания [15, с. 26].

Конкурент – физическое или юридическое лицо, которое конкурирует с кем-либо, оспаривает его место на рынке, старается продать свой товар вместо товара другого участника рыночного процесса, старается оттеснить последнего на задний план или вообще вытеснить с рынка.

Конкурентная среда – это рынок, на котором независимые продавцы свободно соперничают за право продать свой товар независимому покупателю.

Одной из важнейших функций маркетинга является организация конкурентной борьбы. Если фирма не борется с конкурентами, она обречена на отставание и поражение. Формы конкурентной борьбы разнообразны и зависят от сложившихся условий, времени и места, но суть конкурентной борьбы – стремление продать товаров больше, чем конкурент, отобрать у конкурента часть потенциальных клиентов и, в конечном счете, получить ту прибыль, на которую рассчитывал конкурент.

Конкурентная борьба – это деятельность фирмы, направленная на приобретение конкурентных преимуществ, на завоевание прочных позиций на рынке, на вытеснение с рынка конкурентов.

Цель конкурентной борьбы – достигнуть конкурентного преимущества, то есть занять более прочную конкурентную позицию на рынке за счет предложения товаров более высокого качества либо более простых и дешевых или же за счет более высокого уровня обслуживания потребителей.

В методах конкурентной борьбы существует два основных направления:

· ценовое, когда цены на товар фирмы устанавливается ниже, чем на товар конкурента с примерно одинаковыми свойствами и того же качества;

· неценовое, осуществляемое за счет более высокого качества товара или лучшей организации сбыта, торговли, сервиса, рекламы, имиджа фирмы и других методов продвижения товара.

В странах с развитой рыночной экономикой ценовая конкуренция уступает место неценовой. Ценовые войны слишком разрушительны по своим макро- и микроэкономическим последствиям. Однако цены продолжают в ряде случаев оставаться орудием обеспечения конкурентоспособности товара. Сохранилась и такая разновидность ценовой конкуренции, как скрытая, когда новый товар, превосходящий по своим качествам и себестоимости товар конкурента, продается по цене конкурирующей фирмы. В неценовой конкуренции видное место принадлежит бенч - маркетингу, где главным фактором конкурентной привлекательности выступает качество товара. В неценовой конкуренции проявляется связь между качеством товара и той прибылью, которую получает фирма, сумевшая продвинуть данный товар [15, с. 28].

Конкурентная позиция – сравнительная характеристика основных параметров фирмы относительно конкурента [16, с. 98].

Различают видовую конкурентную борьбу – между разновидностями товара, в принципе удовлетворяющих одну и ту же потребность, функциональную – между товарами аналогами различных фирм и предметную – между разными марками одного и того же товара, выпускаемого разными фирмами.

Конкурировать между собой могут и монополии (монополистическая конкуренция). Монополисты – производители товара соперничают между собой за более выгодные условия сбыта продукции. Как правило, инструментом этого вида конкурентной борьбы является качество товара и тактика маркетинговой деятельности [4, с. 78-79].

Особой формой предметной конкуренции является олигополистическая конкуренция крупных производителей за лучшие, более выгодные условия производства и продажи товара. Важную роль здесь играет переговорный процесс с целью устранить возможность ценовой войны.

Когда на рынке выступает большое число предприятий, предлагающих массовую продукцию с одинаковыми свойствами (зерно, нефтепродукт, некоторые виды сырья и тому подобное), их соперничество принимает вид чистой (простой) конкуренции, где отсутствуют явные конкурентные преимущества. Важным фактором конкурентной борьбы становится устойчивая, надежная репутация фирмы, сложившаяся в результате неизменно высокого качества и надежности товара, строго выдерживаемых сроков и условий поставки, системы сбытовых льгот и тому подобное.

Важным моментом конкурентной борьбы является система обеспечения конкурентоспособности. Исходная цель заключается в том, чтобы правильно определить потребность в товаре (объем, ассортимент, качество, доступную равновесную цену) и сроки его массового производства и сбыта с учетом жизненного цикла.

Конкурентоспособность фирмы определяется ее производственным, финансово-коммерческим потенциалом, достаточным, чтобы удержать или расширить занимаемую долю рынка в условиях конкурентной борьбы.

Конкурентоспособность – явление комплексное, оно включает в свою сферу и производственный, и торгово-сбытовой потенциал фирмы. Уровень конкурентоспособности зависит от наличия или отсутствия плодотворных идей и разработок, способности быстро воплотить их в жизнь, эффективности маркетинговой службы, действенности методов продвижения товара, экономического и функционального потенциала и, наконец, от ее имиджа. Важную роль в обеспечении конкурентоспособности фирмы играет ее интеллектуальный и научный потенциал.

Признаки проявления конкуренции. Все эти признаки (смотрите рисунок 1.1.) подразделяются на две группы: деловые и информационные.

К деловым признакам относится уменьшение количества новых клиентов (привлекаемых по рекламе и через знакомых). Этот признак проявляется одним из первых. Далее возможно уменьшение количества посетителей и соответственно покупателей. Затем уменьшается количество постоянных клиентов — этот Признак указывает на силу влияния конкуренции и на то, что упущен момент первого конкурентного воздействия. Запаздывание появления этого признака относительно момента уменьшения числа новых клиентов связано с привычкой и приверженностью постоянных покупателей к известному месту, тем более что там они имеют дополнительные скидки и льготы. Отношение количества постоянных клиентов к количеству новых клиентов за месяц является довольно стабильным показателем при отсутствии конкуренции, а при появлении конкурентов это соотношение начинает резко возрастать [9, с. 64].

Следующий признак — уменьшение количества счетов за неделю или месяц — возникает и при других условиях, например в результате сезонности, увеличения цен, недостаточного товарного запаса и другое. Поэтому реально на него ориентируются редко, только при внешней и внутренней экономической стабильности.

Повторяющиеся случаи ухода сотрудников к конкурентам — яркое проявление усиления конкуренции.

Признаком также является возможное изменение соотношения между розничной и оптовой торговлей за счет того, что у конкурента: имеется только одна из этих форм торговли.

Нередки случаи усиления дифференциации объемов продаж между филиалами. Это свидетельствует о том, что в районе действия одного из филиалов появился сильный конкурент. При наличии в фирме нескольких филиалов отношение объемов продаж одного к общему объему для всех филиалов является стабильной величиной, так как все изменения, происходящие в фирме, обычно одинаково вводятся во все филиалы. На этом фоне резкое уменьшение отношения объемов продаж одного из филиалов к объемам Продаж всех филиалов является количественной характеристикой степени влияния конкуренции.

Возможно также появление дополнительной дифференциации объемов, продаж различных видов товаров. Для товаров, охваченных конкуренцией, объемы продаж снижаются.

Если происходит усиление дифференциации объемов продаж импортных и отечественных товаров, то этот признак указывает на преобладание у конкурента одного из данных видов товаров. В результате в фирме снижаются объемы продаж того вида продукции, которая преобладает у конкурента.

Усиление разницы между объемами продаж в магазинах и на оптовых рынках одной фирмы или одного объединения свидетельствует о преимущественном развитии у конкурента только одного из указанных видов торговли, а увеличение разницы между объемами продаж в городе и в регионах происходит в результате влияния конкурента только на одной территории.

Появление мешающих факторов или даже фактов противодействия по линии закупок, доставки, продаж может быть результатом, как сознательного действия конкурентов, так и результатом неспециальных действий, направленных на усиление своих Преимуществ; каждый такой факт следует тщательно анализировать и оценивать.

Падение репутации фирмы — очень печальный и важный фактор, свидетельствующий о всестороннем перевесе конкурентов.

Информационные признаки влияния конкуренции проявляются в виде новой информации конкурентов о себе, соответствующей или завышающей свои собственные достижения, или информации о вашей фирме, соответствующей или занижающей ее возможности и достижения. Информационные признаки влияния конкуренции могут появляться во всех носителях информации [16, с. 101-102].






Название статьи Понятие и сущность конкуренции. Признаки проявления конкуренции