Вернутся на главную

Игра как способ СКД. Главные признаки игровой деятельности, систематизация игр


Игра как способ СКД. Главные признаки игровой деятельности, систематизация игр на нашем сайте

Статьи
Статьи для студентов
Статьи для учеников
Научные статьи
Образовательные статьи Статьи для учителей
Домашние задания
Домашние задания для школьников
Домашние задания с решениями Задания с решениями
Задания для студентов
Методички
Методические пособия
Методички для студентов
Методички для преподавателей
Новые учебные работы
Учебные работы
Доклады
Студенческие доклады
Научные доклады
Школьные доклады
Рефераты
Рефератывные работы
Школьные рефераты
Доклады учителей
Учебные документы
Разные образовательные материалы Разные научные материалы
Разные познавательные материалы
Шпаргалки
Шпаргалки для студентов
Шпаргалки для учеников
Другое

Игра- вид особой деятельности, сопряженной с познанием жизни и управлению реальностью через определенную деятельность, с вовлечением играющих и организаторов. Это особый вид деятельности, носящий педагогический, воспитательный, образовательный, характер, который сопровождает все формы жизнедеятельности человека.

Суммирующее определение игры: игра с точки зрения формы есть: свободная деятельность, которая осознается как "невзаправду" и вне повседневной жизни выполняемое занятие, однако она может целиком овладевать играющим, не преследует при этом никакого прямого материального интереса, не ищет пользы, - свободная деятельность, которая совершается внутри намеренно ограниченого пространства и времени, протекает упорядоченно, по определенным правилам и вызывает к жизни общественные группировки, предпочитающие окружать себя тайной либо подчеркивающие свое отличие от прочего мира всевозможной маскировкой.

Как метод СКД игра представляет собой определённый способ организации аудитории и, соответственно имеет свои признаки. Игра - это не только биологическая/физическая деятельность - всякая игра что-то значит, имеет смысл; элемент, определяющий сущность игры: шутка, забава, веселье, fun; качество игры: тотальность; игра - определенное качество деятельности, отличное от "обыденной" жизни; всякая игра есть прежде всего свободная деятельность; как бы то ни было, для человека взрослого и дееспособного игра есть функция, без которой он мог бы и обойтись.

МЕТОД – (от лат. metod) – прием, способ достижения поставленной цели, путь познания, исследования проблемы, способ познания, исследования или практического осуществления чего-либо». СПБГУКИ – Ариарский, Методы СКД – это система информационного и идейно-эмоционального воздействия; совокупность способов совместных действий организаторов и участников СКД, направленных на решение конкретных просветительных, воспитательных и иных культуросозидающих задач.

В Толковом словаре С.И. Ожегова, – «Игра – 1. Занятие, служащее для развлечения, отдыха, спортивного соревнования. 2. Комплект предметов для такого занятия» . Игру рассматривают как содержание досуга, «игра – вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в результатах, а в самом процессе. В истории человеческого общества переплеталась с магией, культовым поведением и др., она тесно связана со спортом, военными и др. тренировками, искусством (особенно его исполнительскими формами). Игра воссоздает целостность бытия человека. Игра – способ организации жизненного действия». Игрой называют такой вид человеческой деятельности, который отражает (воссоздает) другие ее виды. Деятельность-игра происходит в измененных по сравнению с действительностью, искусственных условиях (в условиях мнимой, моделируемой, экспериментальной ситуации). При этом для деятельности-игры характерна двуплановость: серьезность и условность. Голландский историк Й. Хейзинга определяет игру как феномен культуры: «игра есть добровольное действие либо занятие, совершаемое внутри установленных границ места, времени и смысла, в обозримом порядке, по добровольно принятым, но абсолютно обязательным правилам и вне сферы материальной пользы или необходимости. Настроение игры есть отрешенность и воодушевление –священное или просто праздничное. Само действие сопровождается чувствами подъема и напряжения и несет с собой радость и разрядку, а также сознание «иного бытия», нежели «обыденная жизнь». В игре ничего не производится, это что-то нематериальное, поэтому «вид непродуктивной деятельности», но это не есть нечто бессмысленное, игра всегда исполнена смысла, какой бы она не была. «Игра» – понятие необычайно широкое и многозначное. Многие авторы рассматривают игру с разных сторон, но смысл остаётся одним и тем же, игра – это всегда действие, в которое вовлечены играющие. В играх человек выявляет пределы возможных нагрузок, достигает рекордных показателей быстроты, ловкости, силы, точности, выносливости, реализуя весь диапазон своих возможностей, многие из которых ни в каких других видах деятельности столь полно не проявляются. В игре испытываются терпение и умение переносить неудачи, достигаются свобода, активность, максимальная независимость участников и вместе с тем их «сыгранность», глубокое и полное взаимопонимание. Игра позволяет участникам и заставляет их использовать все силы и мастерство для достижения цели. Играющие всегда испытывают эмоциональное переживание, напряжение, связанное с участием в игре, с одной стороны, они наслаждаются самим процессом игры, а с другой, делают всё возможное, чтобы добиться максимального ее результата – выигрыша.

В человеческой практике игровая деятельность выполняет следующие функции, они же считаются наиболее важными и являются общепринятыми (по Апинян Т.А.):

Компенсаторная (снятие физического и психического напряжений, повышение общего тонуса, приобретение чувства раскованности, свободы, непосредственности).Развивающая (обучающая) (развитие внимания, смекалки, воображения, организации, умение логически мыслить, развитие творческого мышления, памяти).Воспитательная (чувство коллективизма, решительности, инициативы, смелости, стимулирование общественной активности, воспитание морально-этических качеств (добра, милосердия, сочувствия, умение радоваться успехам другого)).Познавательная (развитие познавательной активности, обогащение знаний, приобретение новой информации). Педагогическая (переживание необычных, неведомых ранее ощущений, формирование оптимистичности, жизнерадостное восприятие действительности).Коммуникативная (объединение коллективов, установление эмоциональных контактов). Социализирующая (формирование стремления к общественно значимой, общественно оцениваемой деятельности).

По мнению Жаркова А.Д. игра может также выступать «в двух ипостасях – как метод подготовки программы и как форма. Как форма, игра имеет следующие отличительные черты: наличие определенного игрового пространства; игровые правила; потребности в игровой деятельности. Как метод, игра представляет собой сознательную, инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, добровольно установленной самими играющими. Достижение цели требует от играющих активных действий, выполнение которых зависит от творческой инициативы играющих»

К формальным признакам игры относят:

1. наличие правил и принципов игры, определяемых заранее;

2. наличие определенных условий (места, времени, атрибутов);

3. временность или конечность осуществления игрового процесса;

4. условный характер игрового процесса;

5. свобода входа и выхода из игры, предполагающая отсутствие принудительной мотивации для вступления в игру;

6. самонацеленность игровых действий;

7. наличие субъекта игры (игрока), предмета (играемого) и средства (игрушки). Отличительными признаками игры являются напряжение и непредсказуемость.

Большинству игр присущи 4 главные черты (по Шмакову С.А.):

1. свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только результата (процедурное удовольствие);

2. творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности (поле творчества);

3. эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция (чувственная природа игры «эмоциональное напряжение»);

4. наличие прямых и косвенных правил, отражающих содержание игры, этическую и временную последовательность её развития.

Если говорить об игре как деятельности, то в нее ограничено входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается её добровольности, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации. В структуру же игры как процесса входят: роли, взятые на себя играющими; игровые действия как средство реализации этих ролей; игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными; реальные отношения между играющими; сюжет (содержание) – область действительности, условно воспроизводимое в игре

Классифицировать игры – это создать порядок игр, соподчиненных их назначением, составленных на основе учета принципиальных и общих признаков и закономерных связей между ними.

В зарубежной и отечественной научной литературе сложились различные подходы к классификации игр.

К. Гросс разделял игры по типу социальной деятельности: боевые (физические и духовные), любовные, социальные, подражательные. По психологическому принципу: а) игры, в основе которых – жажда к разрушению, б) игры по склонности к поддразниванию, в) по чувству удовольствия от смешного.

В отечественной научной литературе одна из первых классификаций предложена В. Всеволодским-Гернгроссом, который разделил игры на драматические, спортивные и орнаментные. Воловик А.Ф. и Воловик В.А. делят игр на подвижные, интеллектуальные, творческие, спортивные. В. Разумный предлагает классифицировать игры по тем видам деятельности, которые в них реализуются, по принципу упражнения, т.е. игры, воспроизводящие трудовые процессы (учебно-прикладные); игры, упражняющие интеллектуальные способности (от стратегических игр до головоломок и ребусов); физические, тренирующие игры (спортивные); зрелищные игры. Рябков В.М. исходит из того, что всякая игра целесообразная, но цели, преследуемые играющими субъектами, могут быть разными, поэтому в зависимости от целей игр он предлагает подразделять их на четыре типа: 1. игра-маскарад, заключающаяся в том, чтобы скрыть подлинные намерения, действительное состояние играющего субъекта; 2. игра-разгадка, состоящая в познании, раскрытии, разоблачении действительной, но скрытой сущности человека, события, загадочного объекта; 3. игра-состязание («агональная» игра, от лат. «агон» – публичное состязание, публичный бой), суть которой состоит в борьбе за что-нибудь с целью добиться победы, доказать свое превосходство; 4. игра-сказка – предполагает уход в иллюзию от обыденной «обязаловки», от действительности, компенсация серьезности повседневной жизни, психологическая разгрузка. Добринская Е.И. и Соколов Э.В. предлагают классифицировать игры «по содержательному признаку» (военные, спортивные художественные, экономические, политические); «по составу и количеству участников» (детские, взрослые, одиночные парные, групповые); «по тому, какие способности они обнаруживают и тренируют» (физические, интеллектуальные, состязательные, творческие и др.). Данные авторы различают также игры «по их основной направленности» на освобождающие («освобожденные от среды, создающие особый игровой мир» – карты, шахматы, карнавалы и др.) и экстатические («слияние человека со средой, растворение в ней» – гадания, скачки, танцы, карусели и т.д.). Похожую классификацию игр предлагает Шмаков С.А., т.е. игра как отражение разнообразных типов человеческой деятельности: 1. физические и психологические игры и тренинги: двигательные (спортивные, подвижные, моторные); экстатические, экспромтные игры и развлечения; освобождающие игры и забавы; лечебные игры (игротерапия). 2. Интеллектуально-творческие игры: предметные забавы, сюжетно-интеллектуальные игры; дидактические игры (учебно-предметные, обучающие, познавательные); строительные трудовые, технические, конструкторские; электронные, компьютерные игры, игры-автоматы; игровые методы обучения. 3. Социальные игры: творческие, сюжетно-ролевые (подражательные, режиссерские, игры-драматизации, игры-грезы); деловые игры (организационно–деятельностные, организационно– коммуникативные, организационно–мыслительные, ролевые, имитационные). 4. Комплексные игры (коллективно-творческая, досуговая деятельность).

30. Бизнес-планирование в социально-культурной сфере: теоретические и практические аспекты.

Черняк, Л.Ф.Сухова, Н.А.Чернова, Боронникова Г.А., Уткин, Тульчинский.

Планирование как функция менеджмента.

В совре усл-х, когда уч-ия СКС осуществляют комм деят-ть, важное значение приобретает план-ие. Одним из видов план-ия, которое все шире применяется при план-ии комм деят-ти орг-ий, явл-я бизнес-планирование. Бизнес-план отражает все стороны деят-ти орг-ции СКС. В нем анализ-ся проблемы, с к-ми организация может столкнуться в планируемый период, разрабатываются пути и способы их решения, указываются не только сильные стороны в деят-ти орг-ии, но и недостатки, над устранением которых надо работать. Именно бизнес-план предполагает тщательное изучение перспектив развития потенц рынка услуг, оценку необход затрат от реализации услуг, а также соотношение их с предполагаемыми ценами реализации.

Бизнес-план как инструмент разработки стратегии и тактики организации культуры.

Бизнес-план — подробный, четко структурированный и тщательно подготовленный документ, описывающий, к чему стремится организация, как она предполагает добиться поставленных целей и как будет выглядеть после их достижения.

Структура бизнес-плана: краткое содержание (резюме), характеристика сферы деятельности, описание организации и производимых ею товаров и услуг, исследование и анализ рынка, планы маркетинга; организационный, производственный и финансовый планы, а также оценка возможных рисков.

Бизнес-план – объект-я оценка собств предприним деят-ти орг-ции СКС и необходимый инструмент проектно-инвестиционных решений в соответствии с потреб-ми рынка и сложившейся ситуации.

Бизнес-план – д-т, к-ый описывает все осн аспекты будущей комм-й деятельности предприятия, анализирует все проблемы, с к-ми оно может столкнуться, опред-т способы реш-я этих проблем.

Бизнес-планирование – инструмент техн, эк, фин и управленческого обоснования дела.

2 направления: внутреннее – подготовка для заказчика информ досье, программы реализации проектного предложения с оценкой результатов на каждом этапе. Внешнее – связывается с информированием потенциального инвестора.

Важные признаки: 1.Изменение как основа содержания проекта; 2.Ограниченная во времени цель; 3.Временная ограниченность продолж-сти проекта; 4.относящийся к проекту бюджет; 5.ограниченность требуемых ресурсов; 5.неповторимость; новизна; комплексность; прав-е и орг. обесп-ие; 6.информ и консалтинговая поддержка

В зависимости от целей Б.П. м.б. полный, достаточный и резюме.

Осн цель – получение кредита или привлечение инвестиций в рамках данного предприятия, а также определение стратегических и практических направлений и ориентиров организации в мире бизнеса.

Типовая структура бизнес-плана

1. Титульная страница.

2. Резюме проекта - представляет собой основные положения, суть, "выжимки" из проекта, его основные выводы.

3. Описание компании - содержит информацию о компании, которая предлагает данный инвестиционный проект.

4. Описание продукта или услуги - включает информацию о продукте или услуге, его основных характеристиках, основных потребителях, потребительских свойствах товара, отличиях от существующих аналогов, информацию о патентах и лицензиях.

5. Маркетинговый анализ - содержит информацию о имеющихся на рынке товарах, продукции конкурентов, сравнение характеристик и потребительских качеств товаров конкурентов и предлагаемого продукта.

6. Стратегия продвижения товара - здесь основным является определение рыночной ниши, т.е. того, какой именно и для каких категорий потребителей предназначен товар, количественный и качественный анализ потребителей.

7. Производство - в случае, если это производственное предприятие, данный раздел включает информацию о выбранной технологии производства, мотивации ее выбора, описание основных технологических процессов предприятия, схему его работы, расстановку оборудования.

8. План по персоналу - в этом разделе приводится информация о потребности в персонале, его количестве и квалификации, анализ рынка труда по каждой позиции работников, приводятся расчеты затрат на оплату труда персонала, его социальное обеспечение, методы стимулирования и обучение.

9. Организационная структура и управление - содержит схему организационной структуры управления предприятием

10. Финансовый план показывает какие финансовые ресурсы потребуются для реализации инвестиционного проекта и в какие периоды времени, а также отдачу от проекта при заданных исходных данных и верности выводов маркетингового исследования.

11. Анализ рисков проекта в этом разделе дается описание возможных рисков проекта и их характеристика, а также приводится стратегия по их минимизации.

12. Приложения - это документы, на базе которых был составлен бизнес-план: данные маркетинговых исследований, спецификации и подробные описания продуктов, развернутые характеристики конкурентов и их продуктов, копии рекламных материалов, прайс-листов, каталогов, письма от покупателей и заказчиков, контракты, резюме руководителей проекта и подразделений предприятия, заключения экспертов и прочие документы.





Название статьи Игра как метод СКД. Основные признаки игровой деятельности, классификация игр