Вернутся на главную

Антикрепостническое выступление фермеров во главе с Дамалеем


Антикрепостническое выступление фермеров во главе с Дамалеем на нашем сайте

Статьи
Статьи для студентов
Статьи для учеников
Научные статьи
Образовательные статьи Статьи для учителей
Домашние задания
Домашние задания для школьников
Домашние задания с решениями Задания с решениями
Задания для студентов
Методички
Методические пособия
Методички для студентов
Методички для преподавателей
Новые учебные работы
Учебные работы
Доклады
Студенческие доклады
Научные доклады
Школьные доклады
Рефераты
Рефератывные работы
Школьные рефераты
Доклады учителей
Учебные документы
Разные образовательные материалы Разные научные материалы
Разные познавательные материалы
Шпаргалки
Шпаргалки для студентов
Шпаргалки для учеников
Другое

Восстание крестьян под предводительством Машука

О том, что между феодалами, с одной стороны, и крестьянами - с другой, имелись противоречия, и на этой почве периодически обострялись их отношения, свидетельствуют материалы архивные источники и устного народного творчества. На более раннем этапе о таких социальных явлениях мы имеем лишь фрагментарные сведения, так как тогда крепостнические отношения еще не получили завершенных форм. Видимо, XVIII век стал периодом окончательного оформления феодально-крепостнических отношений, и социальные противоречия стали проявляться более четко. Правда, часто поводом социальных конфликтов становились внешние факторы. По имеющимся данным одним из крупных социальных конфликтов первой половины XVIII века было выступление крестьян под предводительством кузнеца Машука.

И связано это событие с нападением крымского хана Саадат-Гирея на Кабарду в 1720 году и его требованиями: принять турецкое подданство; выдать 4000 ясырей (пленных) за «бесчестие», учиненное Каплан-Гирею, разбитому в Кабарде в 1708 году; заплатить за все военные трофеи, захваченные у крымцев в 1711 году во время Кубанского похода кабардинцев. Перед угрозой вторжения 40-тысячного вражеского войска князья Мисостовы и Атажукины, владевшие западной частью Большой Кабарды капитулировали, а Кайтукины во главе с князем Асланбеком, у которого в советниках состоял кабардинский мудрец Жабаги Казаноко, ушли в район Кашкатау и оттуда организовали борьбу против интервентов.

Перешедшие на сторону Крыма владельцы во главе со старшим князем Ислам-беком рассчитывали удовлетворить ханский ультиматум за счет детей своих подданных. Тогда крестьяне восстали как против своих феодалов, так и против крымчан. Повстанцев возглавил крестьянин Машук. Его отряд, скрываясь в горах, совершал неожиданные и смелые нападения на крымское войско и дружины князей, что вызвало гнев со стороны хана. Источники повествуют, что он приказал арестовать жен и детей непокорных крестьян и отправить их в рабство в Крым. Борьба с обеих сторон продолжалась упорно, но совместными усилиями феодалам удалось арестовать и убить мужественного патриота и выразителя интересов крестьян Машука. Впоследствии гора, в лесах которой скрывался со своими сторонниками вождь крестьянского движения, народ назвал его именем. Гора Машук располагается в районе нынешнего города Пятигорска Ставропольского края.

В 1754 году в Кабарде имело место организованное выступление крестьян. В нем принимали участие крестьяне деревень Куденетова и Тыжева, расположенных на реке Чегем. В него включились впоследствии и жители других окрестных деревень. Причинами недовольства были дальнейшее усиление феодально-крепостнических отношений, расслоение основной массы крестьянства – тлхокотлов (свободных общинников) – на разные категории крепостных, преимущественно лагунопытов (дворовых).

Мамсырыко Дамалей был одним из тлхокотлов, кто первым выступил против ограничения своим владельцем сословных прав и свобод. За это у него отобрали все имущество, а затем членов семьи сделали холопами. Тогда Дамалей дал клятву до конца своей жизни бороться против социальной несправедливости. И он возглавил вооруженное выступление крестьян против владельцев.

Социальный конфликт достиг настолько большого накала, что требования восставших со временем пробрели крайне радикальный характер. Если в начале основным требованием было ограничение произвола феодалов, то на последующих этапах они стали угрожать князьям и дворянам физической расправой и восстановлением старых обычаев, некогда выработанных и согласованных в Каратекском соглашении. Как полагают историки, речь шла о восстановлении прежних прав и свобод, когда они были в статусе тлхокотлов, юридически свободных общинников. Напуганные столь радикальными требованиями крестьян, владельцы, при посредничестве духовенства, приступили с ними в переговоры, в ходе которых феодалы вынуждены были согласиться уменьшить повинности и ограничить произвол, что, в конечном счете, означало некоторое смягчение крепостнических порядков.

Однако в ходе переговоров владельцам удалось внести разлад в среду восставших крестьян, одни из которых настаивали на борьбу до полной победы, а другие - на примирении на обещанных условиях. Воспользовавшись разногласиями среди повстанцев, владельцам удалось схватить Дамалея и убить его, что позволило подавить и само восстание. В память об этом событии народ сложил песню, в которой запечатлел героический образ крестьянского вождя Дамалея. В этой песне рассказывается, что:

Людей собирает он с пастбищ и полей,

Ведет он в сраженья крестьянских людей.

Испуг и сумятица в княжеском стане,

Крестьяне приходят с великой войной.

Бегут от повстанцев князья и дворяне,

И прячутся, в трепете, в чаще лесной.





Название статьи Антикрепостническое выступление крестьян во главе с Дамалеем