Вернутся на главную

Обычная многофункциональная структура


Обычная многофункциональная структура на нашем сайте

Статьи
Статьи для студентов
Статьи для учеников
Научные статьи
Образовательные статьи Статьи для учителей
Домашние задания
Домашние задания для школьников
Домашние задания с решениями Задания с решениями
Задания для студентов
Методички
Методические пособия
Методички для студентов
Методички для преподавателей
Новые учебные работы
Учебные работы
Доклады
Студенческие доклады
Научные доклады
Школьные доклады
Рефераты
Рефератывные работы
Школьные рефераты
Доклады учителей
Учебные документы
Разные образовательные материалы Разные научные материалы
Разные познавательные материалы
Шпаргалки
Шпаргалки для студентов
Шпаргалки для учеников
Другое

Каждый (или почти каждый) тип хозяйственных задач здесь закреплен за отдельным специализированным руководящим структурным подразделением, у которого в функциональном подчинении находятся все производственные структурные подразделения.

Иначе говоря, функциональные структурные подразделения - это руководящие подразделения, специализированные по типам хозяйственных задач. Каждое такое подразделение руководит деятельностью производственных подразделений в пределах решения своей задачи:

отдел кадров решает вопросы найма и увольнения работников во всех подразделениях

отдел труда и зарплаты – вопросы организации оплаты труда (нормирования трудозатрат, выбора СОТ, выбора показателей материального стимулирования в премиальных системах и т.п.),

технологический отдел – вопросы технологической подготовки производства,

отдел снабжения – вопросы обеспечения каждого производственного подразделения материалами, и т.п.

Таким образом, у руководителей производственных подразделений появляется множество начальников, часто возведенных в ранг функциональных директоров (финансовый директор, директор по сбыту, директор по персоналу и др.), распоряжения которых в рамках такой структуры обязательны к исполнению.

В качестве примера можно рассмотреть унитарное предприятие (УП)[1].


функциональные подразделения


производственные подразделения

ЦЕХ № 1


Есть ли у такой структуры какие либо достоинства? Пожалуй, единственное мыслимое достоинство – предполагаемая высокая компетентность управленческих решений при решении конкретных, но достаточно простых хозяйственных задач. Недостатки вполне очевидны:

отсутствие прямой координации решений по отдельным хозяйственным функциям может создавать конфликтные ситуации в производственных подразделениях и мешать их работе;

приоритет собственных (ведомственных) интересов функциональных подразделений над интересами предприятия в целом, возникновение противоречий между ними и генеральной дирекцией;

Система могла бы быть эффективной только в условиях жесткого (директивного) административно-планового управления предприятиями, находящимися в прямом подчинении у государственной администрации при полном отсутствии рыночных механизмов саморегулирования деятельности предприятия. Главный принцип деятельности в таких условиях: государственный план – это закон, и нарушение установленных в нем показателей чревато уголовной ответственностью. В рамках установленного сверху плана главная задача каждого функционального подразделения – строго следить за выполнением плановых показателей в рамках своей функции. Кадровая служба контролирует соблюдение установленных «сверху» плановых лимитов по численности персонала; финансовая – соблюдение финансовых лимитов, в первую очередь по фонду зарплаты; другие службы – по материалам, по энергии, по внедрению новой техники и т.п. Вторая задача функциональных подразделений – подготовка отчетов о выполнении плановых заданий и соблюдении ресурсных лимитов.

Очень краткий исторический опыт в самом начале становления социалистической экономики показал, такая структура не смогла реально функционировать даже в жестких рамках административно-плановой, полностью «огосударствленной» хозяйственной системы. В конце концов, такая экономическая система оказалась неэффективной в целом и обанкротилась.

В условиях экономики, освобожденной от административного (или административно-партийного) диктата, такая система может рассматриваться либо как исторический казус, либо как теоретическая схема, возрождение отдельных элементов которой на практике может произойти при определенных политических условиях (например, если будет построена жесткая государственная вертикаль хозяйственной власти).

Усилить достоинства и ослабить недостатки простых структур можно их комбинированием. Рассмотрим комбинированную линейно-функциональную структуру, а также возникшие на ее основе структуры: дивизиональную и матричную.

3. Линейно-функциональная(или «штабная») структура.

В России ЛФС получила наибольшее распространение и развитие в условиях реформируемой экономики (начиная с 60-х годов ХХ века), в настоящее время она достаточно эффективна в условиях среднего бизнеса. В этой структуре распорядительная информация (управляющие решения) передается только по линейным каналам, но в подготовке решений участвуют функциональные подразделения, условно объединяемые (по аналогии с армией) понятием «штаб».

В качестве примера можно рассмотреть предприятие в форме ЗАО


производственные подразделения

ЦЕХ № 1
ЦЕХ № 2
ЦЕХ №…


….


,,,,,,,,,,,,,, ,,,,,,,,,,,,,, ,,,,,,,,,,,

ЛФС наиболее эффективна в условиях серийного или массового производства при узкой номенклатуре выпускаемой продукции, медленно изменяющейся технологии и стабильном, слабо дифференцированном потребительском спросе на продукцию предприятия.

При такой структуре предприятие ориентируется, прежде всего, на возможности ценовой конкуренции, так как перечисленные условия ПХД способствуют снижению себестоимости продукции главным образом за счет экономии на условно-постоянных издержках, связанных с реализацией внепроизводственных хозяйственных функций.

Достоинства линейно-функциональной структуры:

относительная быстрота подготовки и принятия решений, требующих совместного решения сразу несколько хозяйственных задач;

приоритет целей деятельности предприятия в целом при решении отдельных хозяйственных задач ;

сохранение прямого контроля линейного руководителя за исполнением многофункциональных решений;

Недостатки линейно-функциональной структуры связаны с плохой приспособляемостью предприятия к частым изменениям рыночной конъюнктуры и необходимостью как можно быстрее осваивать новые производственные технологии.

В условиях инновационной экономики происходит переход от ценовой к неценовой форме конкуренции (переход к конкуренции по качеству продукции). При быстрой сменяемости номенклатуры продукции и освоении новых производственных технологий требуется большая гибкость функциональных служб при сохранении четкой координации их деятельности в рамках единой цели деятельности предприятия. В рамках традиционной ЛФС, где все решения принимаются только на уровне высшего руководства предприятия, подготовка управленческих решений по текущим задачам ПХД предприятия требует все больше и больше времени. Предприятие с запаздыванием реагирует на требования рынка и достижения научно-технического прогресса и со временем становится неконкурентоспособным.





Название статьи Простая функциональная структура