Вернутся на главную

МЕТОДИЧЕСКИЕ Советы


МЕТОДИЧЕСКИЕ Советы на нашем сайте

Статьи
Статьи для студентов
Статьи для учеников
Научные статьи
Образовательные статьи Статьи для учителей
Домашние задания
Домашние задания для школьников
Домашние задания с решениями Задания с решениями
Задания для студентов
Методички
Методические пособия
Методички для студентов
Методички для преподавателей
Новые учебные работы
Учебные работы
Доклады
Студенческие доклады
Научные доклады
Школьные доклады
Рефераты
Рефератывные работы
Школьные рефераты
Доклады учителей
Учебные документы
Разные образовательные материалы Разные научные материалы
Разные познавательные материалы
Шпаргалки
Шпаргалки для студентов
Шпаргалки для учеников
Другое

Социальная группа как объект социологического изучения.

В основе соц. групп лежат связи типа взаимодействия, т.е. происходят обмен сопряженными скоординированными действиями (количество членов 2 и более - семья, студенческая группа, круг друзей). Возможно разделение групп по некоторым признакам, с помощью которых члены групп отличают себя от других. Малые группы - те, где происходит прямой контакт, т.е. непосредственное взаимодействие. Большие группы - численно больше, кроме непосредственно личного взаимодействия существует опосредованное солидарное взаимодействие (классовые общности, территориальные общности). Формальные группы - традиционно организованные (КПРФ). Неформальные - с нетрадиционными, неклассическими требованиями (партия любителей пива). Целевые группы - создаются для реализации некоторых целей, присутствует довольно жесткое разделение прав и обязанностей, контроль над исполнением задач.

Анализ внутренних связей в группе

1. У индивида, входящего в ту или иную группу, возникает личная связь со своими партнерами. Индивид оценивает важность, значимость связей с точки зрения решения своих личных проблем.

2. Внутренние связи в группе могут оцениваться с точки зрения укрепления престижа в целом, непосредственно на личных целях индивида это не сказывается.

3. Реакция индивида на взаимоотношение между другими членами группы.

4. Отношение коллег по группе с т. зрения достижений коллектива, т.е. каждый член общности не должен подводить весь коллектив.

5. Отношение с членами других конкурирующих или сотрудничающих общностей с т. зрения личных интересов

индивида.

6. Отношение с членами других групп, но уже с т. зрения интересов всей группы, к которой принадлежит индивид.

7. Отношения индивида с членами своего коллектива перед представителями других конкурирующих групп.

(1,3,5 - парные связи; 2,4,6,7 - связи, которые развиваются только в общности, они существуют для сохранения всех преимуществ, получаемых индивидом не от одного партнера, а от всей общности).)

Малая группа - люди собраны вместе по роду деятельности, объединены по ситуации.

Социология изучает общество как систему взаимодействующих социальных субъек­тов с их потребностями, способностями, действиями, отно­шениями и институтами. Вся эта совокупность показателей объединяется общим понятием «социум». Социология ранее и определялась как общая теория социума. Социум имеет сво­их носителей - социальных субъектов. Ими являются самые различные по характеристикам представители общества: ин­дивиды, лидеры, группы, профессии, классы, нации, этносы, банды, движения, партии, блоки, группировки, коллективы, сообщества и т. д. и т. п. Элементарным носителем социума является индивид, отдельный человек в той мере, в которой он включается в общественную жизнь, выполняет социальные функции, является активным или пассивным компонентом об­щественной жизни. При этом не имеет значения для социолога степень участия, степень активности, статус и роли индивида, ибо и простой покупатель, зритель, слушатель, читатель, по­требитель материальной или духовной продукции все равно являются в широком смысле слова субъектами общественной жизни или уж в крайнем случае (диапазон богат) ее объектами, достойными для социологического исследования. Не лидеров, не гениев, не президентов, не выдающихся деятелей исследует социолог. Скорее наоборот: его интересуют массы, народ, груп­пы, движения, рядовые члены и пр.

В общественной жизни индивиды, взаимодействуя в конк­ретных сферах, объединяются; совершается движение от ин­дивида к общности. Эти общности, во-первых, объективно складываются в силу общей истории, общей этнической базы, общей хозяйственной жизни, общего языка, общей территории - возникают народности, национальности, этносы, нации.

Во-вторых, индивиды в ходе совместной жизни субъективно ус­танавливают союзы, объединения, организации, группы, общнос­ти: партии, блоки, движения, банды, фракции и т.д. Признаки, объединяющие индивидов в субъективно созданные сообщества, многообразны, и их даже трудно типологически назвать: это и зе­леные, и бисексуалы, и анархисты, и филателисты, и «любители пива», и трезвенники, и иеговисты, и роккеры, и «сторонники Са­харова», и диссиденты и пр. и пр. Любой аспект социальной жиз­ни может стать основанием объединения в социальную группу.

Принципиально выделение двух типов подобных интерсубъ­ективных объединений, общностей:

Общности, возникающие по ряду параметров объективно, стихийно, независимо от сознания людей. Сюда относятся нации, народности, этносы, классы, профессии, специальности, сосло­вия, страты, касты и пр. Их никто не создавал, представители их могут не знать о существовании друг друга (шофер в США не зна­ет шофера в Финляндии, учитель в Японии не знаком с учите­лем в России, русский в Латвии не встречался с русским в Канаде и пр.), они не создают организаций, они не встречаются и т.п. -но все они составляют самим фактом своего бытия важные соци­альные общности, все они субъекты общественной жизни.

Общности, возникающие субъективно-сознательно, на основе отражения общих интересов и общего положения: партии, профессиональные союзы, движения, блоки, ассоци­ации и т.п. Все это институциональные общности в отличие от неинституциональных. Скажем, профессия «шофер» объе­диняет всех шоферов планеты неинституционально, а профсо­юз шоферов - институционально. Общим является наличие общего социального статуса и общих социальных ролей. На базе общего бытия вырабатывается и общая психология, а на ее основе - и общая идеология индивидов: учителя всех стран имеют общие черты, врачи - общие, ученые - общие и т.д.

Постановка проблемы социальных субъектов (носителей, агентов, деятелей общественной жизни) открывает для социо­логии перспективу преодоления бессубъектного изложения ис­тории. Как часто в литературе и общении мы пишем и говорим: власть решила, правительство приняло постановление, реакци­онные силы совершили переворот, историческое движение при­вело к революции и т.п. Всегда надо видеть за процессами, от­ношениями, деятельностями, движениями - людей, индивидов, группы, лидеров и других социальных субъектов.





Название статьи МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ