Вернутся на главную

II Особенности дискуссии в прямом эфире на примере программки «Новый день»


II Особенности дискуссии в прямом эфире на примере программки «Новый день» на нашем сайте

Статьи
Статьи для студентов
Статьи для учеников
Научные статьи
Образовательные статьи Статьи для учителей
Домашние задания
Домашние задания для школьников
Домашние задания с решениями Задания с решениями
Задания для студентов
Методички
Методические пособия
Методички для студентов
Методички для преподавателей
Новые учебные работы
Учебные работы
Доклады
Студенческие доклады
Научные доклады
Школьные доклады
Рефераты
Рефератывные работы
Школьные рефераты
Доклады учителей
Учебные документы
Разные образовательные материалы Разные научные материалы
Разные познавательные материалы
Шпаргалки
Шпаргалки для студентов
Шпаргалки для учеников
Другое

Зачастую для более детального рассмотрения той или иной проблемы в прямом эфире журналисты используют такой жанр аналитической журналистики как дискуссия. Рассмотрим на некоторых примерах особенности ее создания. Интересно проследить как в данном случае работают региональные журналисты, а именно ведущие г. Челябинска. Анализируемым материалам нам послужат выпуски программы Н. Карпенко «Новый день», выходящие в эфир на «Радио России. Челябинск».

Не секрет, что прямой эфир требует от автора долгой и тщательной подготовки.

Это, так называемый, первый этап работы.

На этой стадии радиожурналист в любом случае — выступает ли он в прямом эфире или собирается делать документальные записи — обязан четко представить себе (а при наличии времени наметить и записать) план действий.

Каждый журналист должен представлять себе точную цель задания.
В качестве анализа выступает выпуск о том, что 28,5 тысяч южноуральцев встретят новый год безработными. Тема создана на злобу дня, и как никогда является актуальной. Таким образом, цель данного выпуска заключается в том, чтобы родители и их дети серьезнее задумывались о том, какую же профессию выбирать и в какой вуз подавать документы, чтобы в будущем не попасть в число 28 тысяч безработных.

Для того, чтобы автор мог получить как можно больше информации, нужно заранее составить примерный перечень вопросов для гостя эфира.
В анализируемом нами материале чувствуется отличная подготовка радиоведущего, он с легкостью задает необходимые вопросы, вступает в диалог и логично ведет беседу:

«Изменилась ли конъюнктура на рынке труда? Кому в нашей области трудно найти работу, а кто нарасхват? Что нас может ожидать в 2012, если вновь грозят кризисом?» и т. д.

Поставленные вопросы, в начале разговора свидетельствуют о глубокой осведомленности Натальи Карпенко в данной теме, она не раз аргументировала свой ответ фактами из истории, показывала свою осведомленность на данный вопрос, например:

«Вот Вы сказали о «лифтах». Как известно, существует программа, когда люди получают какие – то деньги и организуют собственный бизнес. Вот это все-таки является своеобразным «лифтом»?»

Интересен и озвученный собственный опыт радиоведущей:

«У меня была очень смешная ситуация на участке. Когда я пошла голосовать, люди до были последнего. Видимо, причины – почему они пошли голосовать были разными. Когда, значит, я села в кабинку: заполнять ко мне (случайно перепутав меня с кем-то) заскакивает женщина и говорит: «Ну, что? За кого голосовать-то?» А потом, увидев меня воскликнула: «Ой, извините, я ошиблась». Выходит, она не знает за кого голосовать и решила у подружки спросить».

Происходит отсыл к прошлым программам:

«У нас недавно в студии побывал Владимир Соловьев. Он сказал такую вещь, что оплата труда – это главный обман нашей жизни. Вам не кажется, что именно с этим связан дефицит в таких профессиях как врачи, учителя».

Если прямой эфир происходит в студии, стоит проверить до начала программы, проходит ли сигнал от ведущего к режиссеру, работают ли телефоны связи с аудиторией, в наличии ли комплект пленок, музыкальных записей, отбивок и т. д. Следует уточнять — вызваны ли к началу программы или к обусловленному времени ее участники.

Итак, этап предварительной подготовки — это сложная и кропотливая работа журналиста-профессионала. В ней нет мелочей, так как пренебрежение любой из них может привести к срыву программы[15].

Следующий этап – это, непосредственно, сам эфир. Данный этап, также можно представить в виде некоторой пирамиды. На примере программы «Новый день» мы видим, что автор заинтересовывает слушателей, удерживает их внимание, иначе исход предсказуем – слушатель быстро поменяет волну.

Особенности восприятия устной речи, ограниченность ее воздействия во времени требуют от языка радиопередач особой организованности, если так можно выразиться, большей быстроты и силы проникновения, большей начальной энергии эмоционального воздействия.

Это, естественно, вызывает ответную реакцию слушателя, его эмоциональную активность, которую еще И.М. Сеченов называл «усиливающим рефлексом»[16].

Захватить слушателя с первой минуты представляется возможным в том случае, если обсуждаемая тема в эфире будет для него интересна, а значит, она должна охватывать как можно более широкий спектр проблем, должна касаться каждого, быть интересной, и дискуссионной.

В наших выпусках, действительно, выбраны «живые» темы, которые не оставит равнодушным никого: «рынок труда», или «выборы состоялись, что дальше?»

Для того, чтобы слушатель прильнул к радиоприемнику журналист сразу вводит его в курс дела и помимо постановки проблемы объявляет и главного героя выпуска:

Выпуск от 13 декабря 2011 года:

«Завершается 2011 год. Как он выглядел с точки зрения рынка труда. Об этом мы говорим с начальником главного Управления по труду и занятости населения Челябинской области Владиславом Смирновым».

Выпуск от 7 декабря 2011 года:

«В нашей студии директор челябинского филиала Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте России Сергей Зырянов».

Затем ведущая сразу переходит к постановке вопросов и тем самым задает тон беседе:

«Кто оставался все-таки за бортом, а кого расхватывали как пирожки?». Затем мы получаем незамедлительный ответ:

«В целом по рынку труда наши прогнозы не состоялись. Мы, честно говоря, прогнозировали, что лучший показатель, то есть уровень регистрируемой безработицы 32 тыс. человек, по факту мы получили лучший показатель 28,5 тысяч… Экономика выходит из кризиса – оживление заметно».

Или,

«Я должна сказать, что Сергей Григорьевич и его группа дали во время избирательной компании самый реальные, честные проценты, которые и набрали партии, участвовавшие в этих выборах. И хотя многие говорят, что социология — наука лукавая – оказалось, что если ее делать честно , а не по принципу «Чего изволите», то результаты точно совпадут с прогнозом».

По ходу дискуссии журналист обязан помнить, что заданный им вопрос должен быть четко сформулированным и предельно конкретным. Только тогда можно рассчитывать на такой же конкретный ответ.

Говоря о необходимости на радио постоянно поддерживать интерес к потоку звучащей речи — от первой до последней фразы — надо учитывать то обстоятельство, что примерно в начале третьей минуты у слушателя наступает определенный спад внимания. Поэтому журналист, готовящий материал в записи или ведущий «живую» программу, должен наметить своеобразные «пики» интереса на всем протяжении передачи. Приемы здесь могут быть различные: включение интересной музыкальной записи или песни, шутка и т. д. Иногда этому может помочь точно и к месту отобранная акустическая картинка. Все дело в том, что звук отлично действует на фантазию человека[17].

И как раз, именно здесь логичнее начать непосредственный интерактив со слушателем.

Интерактив – это прямое участие читателей, слушателей, телезрителей в создании журналистских проектов[18].

Он снимает барьеры между аудиторией и программой[19]. Заметна более эффективная форма подключения слушателей к тому, что происходит в студии[20].

Дискуссия располагает большими возможностями для привлечения внимания слушателя, для вовлечения их в процесс осмысления актуальных проблем, обогащенных новыми данными, авторитетными мнениями. Звонки в студию не только приближают это обсуждение к аудитории, но и делают ее активных заинтересованных представителей прямыми участниками беседы. В таком случае повышается доверие к журналистам. Слушатель становится своим человеком в эфире. Соглашаясь с каким-то мнением или не принимая его, он персонифицирует себя не с официальным лицом, радиожурналистом, а с «человеком с улицы», с таким же, как он сам. Прослушивание разных мнений значительно расширяет тональность звучания передачи. Журналист обязан учитывать, что живая передача, форму какого бы жанра она не принимала, — это еще и особый вид контакта с аудиторией[21].

Аудитория словно «входит» в атмосферу происходящего в реальном времени, становится его непосредственным свидетелем и более того — участником[22].

Наперекор мнению психологов, в выпуске от 13 декабря звонки в студию стали поступать спустя 4 минуты 21 секунду. В выпуске от 13 декабря люди интересовались: «Что делается по трудоустройству инвалидов?»

В выпуске от 7 декабря первый вопрос прозвучал – 4: 38: «У меня такой вопрос…даже не вопрос, а предложение. Плохо, что отменили последнюю строчку, где всегда было «против всех». Поэтому люди пришли и ставили галочку даже на «неудобной» для них партии».

Работа в прямом эфире, если действительно используются все его возможности, всегда должна предусматривать некий паритет между ведущим и аудиторией. Успех у слушателя определяется не только оперативностью и емкостью информации, ее оценкой, признанием правоты журналиста или принятием его точки зрения. Здесь смыкаются или расходятся точки зрения и возникает уже не радиовещание, а радиообщение, когда журналист-ведущий и радиослушатель — равные партнеры.

Задача журналиста здесь не только описывать происходящее, но и предусматривать возможную реакцию слушателя, мгновенно реагировать на ход его мыслей.

Именно настрой — на общение – решающее качество, которое необходимо вырабатывать в себе ведущему прямого эфира. Ибо никто не захочет слушать человека, не заинтересованного в том, чтобы поддерживать процесс взаимодействия с аудиторией[23].

Ведущий должен занимать «активную позицию», общаться со слушателями и с гостем, не боясь высказывать свое мнение: «Мне кажется, что это резонно, т. к человек должен иметь еще и такое право (голосовать «против»), когда ему не за кого голосовать, когда он никому не верит».
(7 декабря 2011 года).

Или,

«То есть Вы считаете, что врач или учитель…». «Правильно ли я поняла вас, что когда настал кризис, то первыми пострадали инвалиды?»

Таким образом «общение со слушателем» – это особый критерий оценки работы ведущего в прямом эфире. Для того, чтобы заинтересовать его журналист, несомненно, должен развивать в себе некоторые качества, а именно: умение слушать, умение общаться, должен обладать хорошей эрудиция, а также не терять уверенности в себе.

Как стало известно, подача материала также играет важную роль, поэтому журналисту необходимо нарабатывать и профессиональные качества, такие как: умение четкого построения задаваемых вопросов, выбрать для эфира актуальную и интересную информацию, благодаря беседе журналист помогает с помощью системы вопросов интервьюируемому как можно полнее, логически последовательно раскрыть заданную тему, умение использовать эмоционально – окрашенной речи. Остановимся на последнем пункте более подробно, потому как речь звучащая из приемника имеет особое значение.

Прямой эфир – это мгновение, то, что происходит именно сейчас. Отсюда — импрессионистская, субъективная форма изложения, когда автор с полным правом говорит от собственного «Я», о своем видении события и о своем впечатлении. А значит, именно здесь требуется особая индивидуализация языка, голоса, манеры изложения. Именно в прямом эфире зачастую возникает импровизация. Спонтанная речь вытесняет заранее подготовленный текст. В этом, несомненно, содержаться плюсы, ведь речь ведущих стала более эмоциональной, но в то же время возникла острая необходимость в повышении культуры речи, бережном отношении к родному языку. В соответствии с сегодняшними реалиями СМИ стараются общаться на языке массовой аудитории. Зачастую можно услышать фамильярно-разговорный тип, который отличается общей стилистической сниженностью и огрубленностью речи, что сближает его с просторечием. Используется «ты-обращение» вне зависимости от возраста собеседника и степени знакомства с ним. Часто допускаются ошибки в словоупотреблении, речевые недочеты (лексические, фонетические, синтаксические)[24].

Отметим, что СМИ опираются на речевой уровень аудитории, а не на существующие речевые недочеты. Аудитория же в свою очередь опирается на речевой уровень СМИ, учитывая «правильность», а на самом деле безграмотность в произношении некоторых слов. Особенно это относится к молодежи[25].

Однако, стоит заметить, что радиостанция «Южный Урал» вещает на образованною аудиторию, старшего возраста (от 40 лет и выше). Вследствии этого, ведущие не позволяют себе использование вульгарной, некорректной лексики, которая «режет» слух. Даже импровизацию держится «в рамках», журналисты, работая в прямом эфире обдумывают каждое произнесенное слово.

Вообще готовность к импровизации – обязательное свойство любого журналиста – с опытом возрастает и дает замечательные плоды в самых неожиданных обстоятельствах. Кстати, профессионализм журналиста проявляется тогда, когда искрометная фраза, кажущаяся импровизацией, на самом деле есть заранее придуманная и отрепетированная сентенция[26].

«Импровизация – не что иное, как внезапное и произвольное открытие резервуара, называемого мозгом, но нужно, чтобы этот резервуар был полон. От полноты мысли зависит богатство речи. В сущности, то, что вы импровизируете, кажется новым для слушателей, но старо для вас. Говорит хорошо тот, кто расточает размышления целого дня, недели, месяца, а иногда и целой своей жизни в речи, которая длится час», – так писал об импровизации Виктор Гюго.






Название статьи II Особенности дискуссии в прямом эфире на примере программы «Новый день»