Вернутся на главную

Разработка психического конструкта на базе аспекта


Разработка психического конструкта на базе аспекта на нашем сайте

Статьи
Статьи для студентов
Статьи для учеников
Научные статьи
Образовательные статьи Статьи для учителей
Домашние задания
Домашние задания для школьников
Домашние задания с решениями Задания с решениями
Задания для студентов
Методички
Методические пособия
Методички для студентов
Методички для преподавателей
Новые учебные работы
Учебные работы
Доклады
Студенческие доклады
Научные доклады
Школьные доклады
Рефераты
Рефератывные работы
Школьные рефераты
Доклады учителей
Учебные документы
Разные образовательные материалы Разные научные материалы
Разные познавательные материалы
Шпаргалки
Шпаргалки для студентов
Шпаргалки для учеников
Другое

Совершенно другой подход, чем при факторном анализе, реализуется при построении личностного опросника при использовании внешнего критерия. Наиболее отработана стратегия определения внешних критериев в клинике. При этом используются заключения специалистов.

В годы Первой мировой войны Р.С.Вудвортс, работая над проблемой эмоциональной устойчивости, сконструировал опросник для профессионального отбора по критерию наличия или отсутствия невроза – «Бланк личностных данных». В его основе лежал списк общих невротических и предневротических симптомов (страхи, навязчивости, ночные кошмары, расстройства сна, чрезмерная утомляемость, чувство нереальности, расстройства моторики и пр.). Данный список был сформирован заранее, в результате консультаций с психиатрами и знакомства со специальной литературой. Общий показатель выраженности невроза получался путем суммирования отдельных симптомов. Данный опросник обладал валидностью по содержанию, но самое главное, что он позволял предсказывать попадание того или иного пациента, заполнившего этот опросник, в группу невротиков или здоровых. В дальнейшем на его основе были созданы опросники эмоциональной регуляции, при этом в одних из них особенный акцент делался на эмоциональной регуляции, которая подразделялась на регуляцию в семейных отношениях, школьных и профессиональных, а в других – выявлялись ее составляющие, например, социальные реакции [Анастази А., 1982, кн. 1, с. 30].

Также на основе типологического подхода к личности в 1940 г. С.Хатуэем и Дж.Маккинли был создан «Миннесотский многоаспектный личностный опросник» – MMPI, который в настоящее время занимает ведущее место среди других личностных опросников (см. рис. 63).

Рис. 63. Профиль по MMPI

Последняя версия MMPI состоит из 566 утверждений, входящих в 10 основных диагностических шкал. Для составления пунктов опросника авторы использовали жалобы больных, описания в клинических руководствах различных симптомов тех или иных психических заболеваний, ранее разработанные клинические опросники. В основу была положена систематизация психических заболеваний, предложенная Э.Крепелином. Исходный вариант опросника, включающий в себя все отобранные пункты, был дан, во-первых, нормальным испытуемым для получения нормативных показателей, во-вторых, - различным клиническим группам. Утверждения включались в шкалу окончательного варианта опросника лишь в тех случаях, когда они достоверно дифференцировали группу типичных больных от контрольной группы здоровых (700 человек, репрезентативно представляющих население), т.е. если разница в частоте учитываемой реакции превышала стандартную ошибку не менее чем в два раза. Кроме того, были отобраны утверждения, которые достоверно дифференцировали и каждую нозологическую группу от других. На этом основании данные утверждения были объединены в соответствующие шкалы, которые получили названия по критериальной группе. Это - шкалы: «Ипохондрии», «Депрессии», «Истерии», «Психопатии», «Мужественности» (неклиническая шкала), «Паранойи», «Психастении», «Шизофрении», «Гипомании», «Социальной интроверсии» (неклиническая шкала). С помощью этой же стратегии (использования критериальных групп) были получены многочисленные дополнительные шкалы, начиная со шкал «Алкоголизма» или «Конверсионных реакций» и заканчивая шкалами «Университетских достижений» или «Студенческого старосты», а также самостоятельные опросники. В частности, один из наиболее популярных в настоящее время опросников, «Калифорнийский психологический опросник» (CPI), состоящий из 480 заданий, включает в себя около половины пунктов из MMPI. Его характерная особенность заключается в том, что он специально создавался для работы с нормальными людьми в возрасте от 13 лет и старше [Анастази А., 1982, т. 2, с. 132].

Также на основе критериальных групп А.Е.Личко и Н.Я.Ивановым был создан «Патохарактерологический диагностический опросник» - ПДО, служащий для выявления психопатий и акцентуаций у подростков [Личко А.Е., Иванов Н.Я., 1981].

В ПДО – на основе психологии отношений В.Н.Мясищева – была реализована типология психопатий и акцентуаций характера подростков, в которой были выделены следующие типы. Гипертимный тип характеризуется повышенным настроением, высоким жизненным тонусом, энергией и активностью, постоянным стремлением к лидерству, большой общительностью (включая неразборчивость в выборе знакомств), неустойчивостью интересов, переоценкой своих возможностей, невозможностью к планомерной работе. Циклоидный тип - фазы гипертимности и субдепрессии выражены не резко и обычно кратковременны (1-2 недели), при этом в субдепрессивной фазе падает работоспособность, теряется интерес ко всему, даже мелкие проблемы переживаются тяжело, в гипертимной же фазе циклоидные подростки не отличаются от гипертимных. Лабильный тип отличается о других типов крайней изменчивостью настроения, которое зависит от малосущественных причин, глубиной и искренностью чувств и отношений к другим (особенно к тем, кто проявляет к ним самим любовь, внимание и заботу), выраженной потребностью в сопереживании. Астено-невротический тип имеет повышенную утомляемость (особенно при умственных занятиях или в ситуации соревнования), раздражительность и склонность к ипохондричности, аффективные вспышки, которые возникают по малейшему поводу. Сенситивный тип характеризуется большой впечатлительностью и чувством собственной неполноценности, что проявляется в замкнутости, робости и застенчивости. Главными чертами психастенического типа являются нерешительность, склонность к рационализму, тревожная мнительность (прежде всего по поводу опасений за будущее), склонность к самоанализу и легкость возникновения навязчивостей. Шизоидный тип отличается замкнутостью и недостатком интуиции в процессе общения, быстрой истощаемостью в общении и стремлением уйти в себя, недостатком способности к сопереживанию, склонностью к особенным увлечениям и фантазиям. Главной чертой эпилептоидного типа выступают склонность к злобно-тоскливому настроению с постепенно накипающим раздражением и поиском объекта, на котором его можно отреагировать, аффективная взрывчатость. Истероидный тип отличается выраженным эгоцентризмом, ненасытной жаждой внимания к своей особе (восхищения, удивления, почитания, сочувствия), лживостью и фантазированием ради приукрашивания своей особы, отсутствием глубоких чувств при большой театральности выражений, неспособностью к упорному труду. Неустойчивый тип характеризуется нежеланием учиться или трудиться, постоянной тягой к развлечениям, удовольствиям, праздности, полным безволием. Конформный тип отличается постоянной и чрезмерной конформностью в отношении привычного окружения, некритичностью.

К этому надо прибавить, что данная стратегия, основанная на сравнении показателей теста с принадлежностью тестируемого к той или иной критериальной группе, реализуется не только при конструировании универсальных личностных или клинических опросников, но и в других сферах. Так, в частности, был создан опросник интересов Э.К.Стронга, «Бланк профессиональных интересов», где выявляются отношения к профессиям, к школьным предметам, к развлечениям, спорту и играм, к занятиям профессионального вида, к личностным свойствам и т.д. В нем в качестве критериальных групп выступают профессионалы из различных областей.

Итак, одной из наиболее важных особенностей критериального подхода в конструировании личностных опросников, выступает то, что при таком подходе пункты опросника вообще могут не обладать содержательной валидностью, т.е. их содержание, на которое реагирует испытуемый (прямой смысл формулировки пункта), не связано с той психологической его характеристикой, для диагностики которой они предназначены. Любой пункт остается в опроснике в том или только том случае, если он выполняет дифференцирующую функцию, т.е. показывает принадлежность к определенной группе.





Название статьи Разработка психологического конструкта на основе критерия