Вернутся на главную

ВАЛААМ – МОНАСТЫРЬ НА Расцветающей Горе


ВАЛААМ – МОНАСТЫРЬ НА Расцветающей Горе на нашем сайте

Статьи
Статьи для студентов
Статьи для учеников
Научные статьи
Образовательные статьи Статьи для учителей
Домашние задания
Домашние задания для школьников
Домашние задания с решениями Задания с решениями
Задания для студентов
Методички
Методические пособия
Методички для студентов
Методички для преподавателей
Новые учебные работы
Учебные работы
Доклады
Студенческие доклады
Научные доклады
Школьные доклады
Рефераты
Рефератывные работы
Школьные рефераты
Доклады учителей
Учебные документы
Разные образовательные материалы Разные научные материалы
Разные познавательные материалы
Шпаргалки
Шпаргалки для студентов
Шпаргалки для учеников
Другое

Валаам – самый большой остров Валаамского архипелага (группы островов).

Слово Валаамшведско-финского корня: шведское валл - гора, скала и финское маа – земля. То есть, горная, скалистая земля. Православные монахи поселились здесь очень давно, более 600 лет тому назад.

Преображенский собор на острове

Валаам. Фото конца XX века

Всех, кто видит его в первый раз, восхищают отвесные неприступные берега, как будто специально созданные природой для уединенной монашеской жизни. Строители монастыря лишь подчеркнули эту особенность, увенчав самую высокую скалу главного острова архипелага высокой колокольней и большим собором. Живописнее всего выглядит он с глади Ладожского озера. Стройная 70-метровая колокольня с остроугольным шатром-кровлей и купола Спасо-Преображенского собора видны издалека. Вход в Монастырскую бухту охраняет Никольский остров с одноименной церковью и скитом(скит – это жилище христианского отшельника, избравшего одинокое служение Богу). Берега Монастырской бухты высоки - 40 метров, и снизу внушительные сооружения монастыря только угадываются. Но когда поднимаешься от пристани по массивным гранитным ступеням вверх, монастырские строения начинают вырастать перед тобой, как в сказке.

«Святой остров»

Художник Н. Рерих

Особенно красив монастырь летом: можно проплыть по многочисленным каналам архипелага и полюбоваться, как отражаются в светлых водах Ладожского озера скиты, часовни, келейные и хозяйственные корпуса. По дороге обратим внимание на диковинные, редкие для Севера растения и деревья: кедры, клены, ясени, вязы, туи; липовые, пихтовые, лиственничные и дубовые аллеи; цветущую необычайно крупными цветами сирень, ароматную жимолость, боярышник. Под стенами монастыря был разведен настоящий райский сад. Почти 90 сортов яблонь благоухают там весной и одаривают сладкими плодами в конце лета. Все эти сотни фруктовых деревьев появились здесь в результате труда и таланта земледельцев, сменивших обычную крестьянскую одежду на монашеское одеяние – рясуи скуфью(остроконечную монашескую шапочку).

Никольский остров

В монастырь традиционно уходили жители карельских и русских сел и деревень, которые приносили сюда привычку к честному труду и вековое умение земледельца и строителя. Не зря Валаамский Спасо-Преображенский монастырь называли тогда крестьянской обителью.

Те, кто приезжал в монастырь просто помолиться, старались оказать посильную помощь его обитателям. Кто был уж совсем беден, привозили хотя бы несколько мешков плодородной земли. Монахи тоже возвращались из поездок не с пустыми руками. Таким способом за многие десятилетия удалось накопить на голых скалах Валаама изрядный, порой до двух метров, слой почвы. Не удивительно, что на монастырских огородах вызревали даже дыни и арбузы.

Можно долго гулять по дорогам, тропинкам, плыть по каналам монастыря, и везде открывать очередное красивое строение или простую арку в обрамлении зелени. Зайдем в одно, может быть, не самое внушительное и великолепное, здание Валаама. Это старинный Водопроводный дом и назначение у него чисто хозяйственное – снабжать центральную усадьбу монастыря чистейшей ладожской водой. Почти за 150 лет до сооружения водопровода в столичном Петрозаводске монастырь уже имел самый настоящий водопровод! Когда-то здесь горячо дышала паровая машина, исправно гнавшая наверх по чугунным трубам воду и крутившая механизмы нескольких мастерских.

Валаамский монастырь представлял собой не только уединенную монашескую обитель, но и прекрасно налаженное цветущее хозяйство.

Он являлся центром православия и своеобразным форпостом Русского государства на северо-западе: защищал от нападений воинственных соседей, поэтому государство поддерживало монастырь и щедро наделяло его пахотной землей, лесными угодьями, покосами и рыбными ловлями.

Вид Валаама.

Художник И. Шишкин

Вопросы и задания:

1. Какую роль играл Валаамский монастырь в жизни приграничных земель?

2. Почему государство оказывало поддержку таким монастырям?

3. Почему Валаамский Спасо-Преображенский монастырь называли крестьянской обителью?

4. Расскажите о том, как люди преобразовали суровую природу скалистого острова Валаам.

Келейный – прилагательное от слова «келья» – жилое помещение в монастыре

Обитель – то же, что монастырь

Форпост – передовой отряд, несущий караульную службу


БЕСОВ НОС: ГУСИ-ЛЕБЕДИ И ПУДОЖСКИЕ НАЛИМЫ

Пудожский берег к югу от устья большой реки Водлы пустынен: идеальное место для летнего отдыха. Как будто кто-то специально создал бесконечный песчаный пляж с земляничными и грибными сосняками, с огромными прибрежными болотами, поросшими сладкой янтарной морошкой.

Песок временами перемежается красно-коричневыми скалами. Это гранитные «бараньи лбы», которые десятки тысяч лет назад отполировал ледник. Но не только ледник расписал округлые каменные бока этих мысов (выступающие в озеро части суши). На многих из них хорошо видны рукотворные рисунки первобытных жителей древней Карелии. Рассказывать обо всем многообразии петроглифов (так называются эти рисунки на камне) можно долго – их на пудожском берегу несколько сотен: рыбы, олени и лоси, люди в лодках, сцены охоты.

Наиболее известная каменная картина, высеченная каменным же инструментом, - это большой «бес», как окрестили его в древности монахи из соседнего монастыря. Они назвали каменный мысБесовым Носом. Но древний художник изобразил, конечно, главное свое божество. Ему поклонялись и приносили жертвы.

Изучение древних петроглифов Онежского озера продолжается. По своей научной и художественной ценности онежские наскальные рисунки занимают ведущее место в мире, наравне с петроглифами Норвегии, Швеции и Белого моря.

На озерное побережье в ту далекую пору весной прилетали многочисленные стаи диких гусей и лебедей. Начиналась главная сезонная охота, от которой зависело благополучие всех окрестных племен. Поэтому птица лебедь была «небесным» божеством – посмотрите-ка сколько изображений этих длинношеих красавиц на скалах Бесова Носа.

Со временем жизнь человека изменилась. Он стал заниматься земледелием и животноводством и гораздо меньше зависел от охотничьего промысла. Но по старой памяти смотрел на лебедя как на божественное существо. Вплоть до нашего времени пудожане считали лебедя священной птицей, и охотиться на нее строго запрещалось. В наше время лебедь – охраняемое животное, занесенное в Красную книгу Карелии.

Если существует озеро, должна быть и рыба. Вот она рядом с человекоподобным бесом-божеством – знаменитый пудожский налим.

Пудожан с давних пор наградили этим ничуть не обидным прозвищем. Эта рыба до сих пор самая распространенная и желанная добыча местных рыбаков.

Чем еще славен пудожский край? И сейчас можно обратить внимание на обширные поля в окрестностях Пудожа. Губернатор Олонецкой губернии Г. Р. Державин, посетивший восточный берег Онежского озера, написал в путевых заметках, что край славится особым искусством выращивания и обработки льна. Полотно из пудожского льна получалось прочным, ровным и красивым. Не зря и много лет спустя он получал призы на международных выставках, а на гербе города Пудожа с державинских времен красуется изображение трех снопов льна.

Державин описал также редкий для Карелии промысел пудожан – стеклодувный. Стекло они выплавляли из местного песка, смешанного с золой. Затем в раскаленный мягкий ком расплавленной массы мастер-стеклодув погружал длинную металлическую трубку и начинал дуть в нее. Из этой массы постепенно получалась стеклянная пустотелая груша, немного похожая на мыльный пузырь, выдуваемый детьми. После этого мастер вкладывал заготовку в деревянную форму в виде бутылки или банки, ножом обрезал и загибал края пышущей жаром мягкой стеклянной заготовки. Готовое изделие медленно охлаждали и получали всем знакомую стеклянную посуду.

Теперь память об этом старинном занятии пудожан осталось только в названии поселка Стеклянное на реке Водле, недалеко от впадения ее в Онежское озеро.

Вот что совсем не отметил в своем путешествии Державин, так это знаменитые пудожские сказки. И то только потому, что они были собраны и записаны учеными гораздо позже, через 100 лет после Державина.

Характерная примета сегодняшнего пейзажа Пудожья – это горы щебня на берегу Водлы. Его грузят на суда и развозят по многим городам России. Пудожский серый гранит известен давно: из него, например, сделан памятник Ленину в Петрозаводске. Но больше всего этого крепчайшего камня перерабатывается на очень важный и нужный строительный материал – щебень.

Вопросы и задания:

1. Найдите на карте Карелии пудожский берег и отметьте город Пудож.

2. Обозначьте местонахождение мыса Бесов Нос на карте.

3. О каких занятиях жителей пудожского края писал губернатор Олонецкой губернии Г. Р. Державин?

4. Рассмотрите герб Пудожа. Чем славен пудожский край, как это отображено в гербе?

Мыс – выдающаяся в озеро часть суши. В Карелии его называли также наволоком, носом.






Название статьи ВАЛААМ – МОНАСТЫРЬ НА ЦВЕТУЩЕЙ СКАЛЕ