Вернутся на главную

ПРИНЦИПЫ РЕАБИЛИТАЦИИ


ПРИНЦИПЫ РЕАБИЛИТАЦИИ на нашем сайте

Статьи
Статьи для студентов
Статьи для учеников
Научные статьи
Образовательные статьи Статьи для учителей
Домашние задания
Домашние задания для школьников
Домашние задания с решениями Задания с решениями
Задания для студентов
Методички
Методические пособия
Методички для студентов
Методички для преподавателей
Новые учебные работы
Учебные работы
Доклады
Студенческие доклады
Научные доклады
Школьные доклады
Рефераты
Рефератывные работы
Школьные рефераты
Доклады учителей
Учебные документы
Разные образовательные материалы Разные научные материалы
Разные познавательные материалы
Шпаргалки
Шпаргалки для студентов
Шпаргалки для учеников
Другое

С позиций системного подхода к процессу реабилитации пред­полагается две его составляющих: с одной стороны, восстановле­ние здоровья и возможностей социального функционирования самого человека, с другой — готовность и возможность общества признать жизнеспособность инвалида, обеспечить реализацию его прав на равноправное участие в труде и жизни общества.

Системный подход в реабилитации, как указывает П.К.Ано­хин, учитывает клинико-биологический, социально-психологиче­ский, социально-экономический и другие аспекты. Основной эле­мент клинико-биологической подсистемы может быть выражен такими понятиями, как «адаптация», «компенсация». Основным элементом социально-психологической подсистемы принято счи­тать понятия «общение», «отношение», «взаимоотношение». Пси­хологический аспект подразумевает также изучение влияния раз­нообразных психологических факторов на процесс комплексной реабилитации. Социально-экономический аспект реабилитации тес­но связан со стоимостью затрат, экономической рентабельностью проводимых мероприятий. Объединение медицинской, психологи­ческой и социальной моделей реабилитации служит методологи­ческой установкой современной концепции реабилитации и обус­ловливает правильный подход к определению ее целей и задач. С по­зиций системного подхода к реабилитации были разработаны схе­ма этапов и основные принципы реабилитации больных.

Организационно-методические аспекты реабилитации отражены в основных ее принципах:

-единство психосоциальных и биологических методов воздей­ствия;

-раннее начало реабилитационных мероприятий;

- ступенчатость, преемственность и комплексность оказывае­
мой помощи;

- непрерывность и завершенность;

- целесообразность и индивидуальный подход в проведении
реабилитации;

- гибкость в системе реабилитационных воздействий.

На заре реабилитации, при медицинском подходе к ней, недо­статочно учитывались проблемы целостной личности во всех ее многообразных отношениях и связях с окружающей социальной


средой. В последнее пятидесятилетие произошла переориентация большинства профессионалов на восприятие человека как психо­биосоциального существа, на развитие и формирование которого илияют биологические, социально-средовые и психологические факторы. Причем под термином «социальное» понимают все то, что окружает человека в обществе и с чем ему приходится сталки­ваться в жизни.

Согласно этой концепции в реабилитации должны в единстве использоваться психосоциальные и биологические методы воздействия. Реабилитационные усилия должны быть направлены и на орга­низм, и на личность, и на социум.

Принцип раннего начала реабилитации. Реабилитационные ме­роприятия должны начинаться еще на этапе лечения и дополнять его. Вследствие несвоевременного оказания помощи острая пато­логия, дисфункция переходят в хронические формы, а это чрежа-го отрицательными медицинским, трудовым и экономическим ре­зультатами. У детей с врожденной патологией реабилитация должна начинаться буквально с первых дней их жизни. Цель раннего вме­шательства — уменьшить осложнения, предотвратить развитие не­обратимых органических, психологических и функциональных из­менений, воздействие неблагоприятных влияний на трудовые на­выки или потенциальные возможности и тем самым обеспечить максимальную результативность реабилитации.

Реабилитация может проводиться на любом этапе болезни или функциональных нарушений независимо от места нахождения субъекта — в домашних условиях, в стационаре или учреждении первичной медицинской помощи, в реабилитационном центре, интернате или других социальных учреждениях. В зависимости от сроков болезни или наличия физического дефекта выделяют ран­нюю, этапную и позднюю реабилитацию.

Ранний, или начальный, этап реабилитации имеет целью предотвращение формирования физического и психиче­ского дефекта, явлений «госпитализма». Своевременность ре­абилитационных мероприятий и введение социотерапевтических методов работы с пациентом способствуют сокращению сроков госпитализации, предотвращают развитие иждивенческих, пас­сивно-потребительских стереотипов поведения.

На выбор комплекса реабилитационных мероприятий влияют клиническое, функциональное и психологическое состояние, сте­пень сохранности социальной компетентности индивида. Содер­жание и объемы терапевтических воздействий, цели и методы определяются также типом лечебного или социального учрежде­ния, в котором проводится реабилитация.

При острых заболеваниях или обострении хронических болез­ней первостепенное значение отводится биологической терапии. По мере затухания остроты процесса и редукции болезненной симпто-


матики подключают психосоциальные методы воздействия. Послед­ние, в свою очередь, носят постепенный и нарастающий характер с присоединением различных реабилитационных мероприятий.

На втором этапе реабилитации биологическая терапия обычно ограничивается «поддерживающими» дозами лекарствен­ных средств, а на первое место выступает психосоциальная кор­рекция. На данном этапе основное внимание уделяется обучению жизни с инвалидностью, повышению активности в обычной жиз­ни, восстановлению трудоспособности, привычных социальных ролей.

Поздняя реабилитация используется для инвалидов с много­летним стажем и направлена на поддержание или восстановление навыков самообслуживания, социальной ориентации в быту и средовом окружении, простейших трудовых навыков.

Принцип многоплановой преемственности и комплексности подра­зумевает проведение реабилитационных мероприятий специали­стами разного профиля и на разных уровнях — внутриведомствен­ном или межведомственном. Организация мероприятий строится по принципу «звезды»: медицинская, психологическая, соци­альная, педагогическая, профессиональная реабилитация. Эффек­тивность реабилитационных мероприятий во многом будет опре­деляться возможностью проведения необходимого в каждом кон­кретном случае комплекса медицинских и социотерапевтических приемов и осуществления полипрофессионального бригадного подхода к оказанию помощи.

Идеальным является возможность проведения комплексной реабилитации в одном учреждении (например, реабилитационном центре) с использованием знаний и опыта не одного профессио­нала, а команды, бригады специалистов. В бригаду включаются специалисты, необходимые для ведения каждого конкретного че­ловека с его индивидуальными потребностями. Обычно это врач, психолог, методист по лечебной физкультуре, массажист, физио­терапевт, социальный работник, окуппациональный терапевт (тру-дотерапевт, культтерапевт), при необходимости — логопед, со­циальный педагог и т.д. Бригадный подход обоснован, прежде всего, тем, что ни один участник терапевтической команды не в состоянии в одиночку воспринимать всю полноту информации о подопечном в окружающей его действительности. Каждый член бригады дополняет усилия других, и совместно принимается оп­тимальное решение, в результате обеспечивается воздействие на все уровни поражения — биологический, личностный и соци­альный. Важно в такой работе совместное обсуждение проблем подопечного с участием в этом его самого и желательно членов его семьи. Такая тактика позволяет не только выработать единый для всех членов команды взгляд на объект и процесс реабилита­ции, найти общий язык между специалистами, но и включить в


активную работу самого реабилитируемого и его ближайшее ок­ружение. Бригадная работа не только улучшает обслуживание по­допечного, но и способствует личностному и профессиональному росту занятых в ней специалистов, стимулирует их творчески, фор­мирует своеобразный стиль взаимоотношений между собой и с субъектом реабилитации.

При необходимости оказания помощи в различных учрежде­ниях, особенно принадлежащих разным ведомствам (здравоохра­нения, социального обеспечения, образования, культуры), важ­но обеспечить комплексный подход к удовлетворению потребно­стей реабилитируемого и единые терапевтические стратегии, со­гласовать действия отдельных лиц или органов.

Рационально параллельное проведение мероприятий с посто­янно увеличивающейся функциональной и смысловой нагрузкой, от простых процессов к сложным, т. е. поэтапно. Реабилитацион­ные мероприятия могут проводиться последовательно лишь при невозможности обеспечения параллельного процесса или при на­личии технологических его особенностей.

Каждый этап и вид реабилитации должны быть ориентированы на конкретную реально возможную задачу, о которой должен знать больной (инвалид) и к достижению которой он должен стремиться имеете со специалистами, так как неоправданный оптимизм или пессимизм могут дискредитировать реабилитацию как вид помо­щи и причинить ему вред. Достижение ожидаемого эффекта повы­шает уверенность в собственных силах и возможностях, позволяет успешно двигаться шаг за шагом к намеченной окончательной цели. Стратегической целью будут повышение самосознания лич­ности и ее социальной активности, адаптация к новым условиям жизни или возвращение к прежнему полноценному уровню соци­ального функционирования с восстановлением семейных, трудо­вых и других социальных связей.

Непрерывность реабилитации выступает краеугольным камнем эффективности. Длительность реабилитационного процесса опре­делятся потребностью в каждом конкретном случае — от несколь­ких недель до многих лет. Реабилитацию можно считать завер­шенной только тогда, когда личность во всем многообразии ее социальных отношений достигла уровня максимально возможно­го и приближенного к доболезненному.

На протяжении многих десятилетий в отношении инвалидов осуществлялась практика содержания их в специализированных больницах или интернатах. Это усугубляло стремление лиц с огра­ниченными возможностями к изоляции от общества. Установле­но, что в результате пребывания в течение нескольких лет в уч­реждениях закрытого типа, без естественного контакта с внешним миром, инвалиды обычно теряют навыки общения и жизнеобес­печения. Развивается явление «госпитализма», при котором паци-


енты боятся выйти из этих учреждений в обычную жизнь, не мо­гут найти свое место среди «здоровых», опасаются встречи с труд­ностями и неизвестностью.

Концепция психосоциальной реабилитации подразумевает ока­зание помощи вне стационарных учреждений, в естественном окружении. Взаимоотношения инвалида со средой являются важ­нейшим фактором реабилитации и социализации. В понятие «со­циальная среда» входят семья, лица, с которыми человек обща­ется на работе, учебе, в часы досуга, а также врачи, социальные работники, члены общественных организаций и групп самопо­мощи.

Особое значение имеет окружающая социальная среда для вос­питания и социализации ребенка. От того, каким способом осу­ществляется подготовка ребенка к взаимодействию с социумом, начиная от социально-ролевой игры и общеобразовательной уче­бы в период первичной социализации до формирования профес­сиональных намерений и ориентации, зависит готовность инди­вида к будущей профессиональной и общественной деятельности. Большое значение для ребенка с особыми нуждами имеет кон­такт со сверстниками. Он ведет к личному самоутверждению и формированию самосознания, через которое происходит самооп­ределение личности. Чтобы придать процессу социализации уп­равляемый характер, исключить элемент стихийности процесса, различными психолого-педагогическими приемами обеспечива­ют создание воспитывающей среды, организацию воспитатель­ной работы по развитию (или коррекции) личностных особенно­стей детей-инвалидов.

Характер общения и отношений инвалида с окружающими людь­ми во многом зависит не только от его личностных особенностей, но и от восприятия его окружением, готовности последнего ока­зать помощь и поддержку. Эффективность реабилитации заметно повышается, если она проводится в коллективе — в реабилитаци­онном центре, общественных организациях, а для детей — в до­школьных и образовательных учреждениях с интегративными фор­мами обучения (вместе с другими сверстниками).

Если человек длительное время был изолирован от социума в домашних условиях или стационарном учреждении, встает задача обучения его необходимым жизненным навыкам — самообслужи­ванию в быту, ориентации в окружающем мире, навыкам само­обеспечения, выполнению финансовых операций, общению с не­знакомыми людьми.

Сторонники нормализованного подхода к ведению инвалидов при работе основной упор делают на сохранные стороны лично­сти, персональные возможности, причем болезненные симптомы не подчеркиваются и прогноз строится максимально благоприят­ный и обнадеживающий. Концентрируясь на способностях, а не


на дефекте, социальными методами воздействия можно достичь гораздо большего в плане восстановления социального функцио­нирования, чем при любом массивном медикаментозном лече­нии.

Обычно человек принимает ту помощь и услуги, которые пред­лагаются. Важно, чтобы профессионалы воспринимали подопеч­ных полноценными партнерами в процессе реабилитации, пол­ноправными гражданами, принимающими ответственность за свою судьбу.

Необходимо побуждать реабилитируемых активно участвовать в планировании возможной работы с ними, анализировать свои проблемы и определять способы их преодоления, переосмысливать иерархию ценностей. Все построение реабилитационных меро­приятий должно быть таким, чтобы включить самого пациента в лечебно-восстановительный процесс, вызвать у него стремление к саморазвитию и самостоятельности, максимально привлечь к участию в восстановлении утраченных функций или социальных связей, трудовых, семейных и др. Это поможет избавиться от пас­сивности, чувства беспомощности и зависимости. Активное учас­тие пациента в реабилитации позволит определять более адекват­ные конкретные методы работы, учитывать его индивидуальные способности и возможности, в случае необходимости своевременно корректировать процесс, повышать ответственность личности за полученный результат.

Главная цель реабилитации — достижение максимально неза­висимого образа жизни и улучшение ее качества. Она достигается не путем компенсации социальной недостаточности, а активным преодолением последней и проявлением максимально возмож­ной личностной самореализации.

Адекватно адаптированный к жизни и обществу человек не ! 1уждается в навязанной заботе специалиста и ограничениях в своих правах. Наравне с остальными членами общества инвалид должен пользоваться теми же правами и выполнять те же обязанности. В процессе реабилитации специалист должен быть рядом, а не осу­ществлять руководство. Задача состоит в том, чтобы подопечный смог научиться обходиться без его помощи, стал самодостаточ­ным. Достижение этой цели станет основным критерием профес­сионального успеха. В отличие от медицинского подхода, когда пациента стремятся оградить от стрессов, психосоциальная мо­дель реабилитации, поддерживающая концепцию независимос-|и, предполагает обучение самостоятельности, готовности к рис­ку, брать на себя ответственность и не бояться потерпеть неудачу. Каждый человек имеет «право на неудачу», на совершение жиз­ненных ошибок. В процессе реабилитации специалист должен на­учить подопечного конструктивному видению проблемы, незави­симому и активному существованию.


Вопросы для самоконтроля

1. В чем заключаются основные принципы социальной реабилитации?

2. В чем состоит различие между психосоциальной и медицинской
моделями реабилитации?

3. Как организовать процесс реабилитации в учреждениях разной ве­
домственной подчиненности в соответствии с принципами комплекс­
ной реабилитации?

Литература

1.Вид В. Д. Бригадный подход в современной психиатрической прак­
тике и его функциональное структурирование // Социальная и клини­
ческая психиатрия. — 1995. — Т. 5. — Вып. 3.

2. Дементьева Н. Ф. Дома-интернаты от призрения к реабилитации. —
Красноярск, 1993.

3. Дементьева Н. Ф. Перспектива реабилитационной ориентации цент­
ров социального обслуживания // Медико-социальная экспертиза и ре­
абилитация. — 1999. — № 2.

4. За пределами ухода в сообществе / Под ред. Шуламит Рамон. —
Киев, 1996.

5. Завиршек Д. Социальные инновации: Новая парадигма социальной
работы в Центральной Европе // Социальная политика и социальная
работа. — 1997. — Вып. 2. — № 3.

6. Зеленкевич И. Б., Соколовская Л. А., Гиткина Л. С. К концепции ме­
дицинской реабилитации // Вопросы организации и информатизации
здравоохранения. — М., 1998.

7. Зозуля Т. В. Основы социальной и клинической психиатрии: Учеб.
пособие для студентов вузов. — М., 2001.

8. Кабанов М. М. Психосоциальная реабилитация и социальная психи­
атрия. — СПб., 1998.

9. Кадыскин М. Б. Общие организационно-методические основы и по­
казатели реабилитации инвалидов: Сборник СПИУВЭКа. — СПб., 1995.

10. Леннеер-Аксельсон Б., Тюлефорс И. Психосоциальная помощь насе­
лению: Пер. со швед. — М., 1998.

11. Партнерство во имя развития: Всероссийская конференция по про­
блемам детей-инвалидов. — М., 1998.

12. Социальная работа в учреждениях здравоохранения / Под ред.
И.П.Катковой. - М., 1992.

13. Шостакович Б. В. Патернализм и его роль в современной психиат­
рии // Социально-правовые аспекты психиатрической помощи. — М., 1990.





Название статьи ПРИНЦИПЫ РЕАБИЛИТАЦИИ