Вернутся на главную

Красноватый цвет -- сразу и знак жизни, и цвет крови, сначала крови Христа, цвет огня, пламени -- очистительного и карающего


Красноватый цвет -- сразу и знак жизни, и цвет крови, сначала крови Христа, цвет огня, пламени -- очистительного и карающего на нашем сайте

Статьи
Статьи для студентов
Статьи для учеников
Научные статьи
Образовательные статьи Статьи для учителей
Домашние задания
Домашние задания для школьников
Домашние задания с решениями Задания с решениями
Задания для студентов
Методички
Методические пособия
Методички для студентов
Методички для преподавателей
Новые учебные работы
Учебные работы
Доклады
Студенческие доклады
Научные доклады
Школьные доклады
Рефераты
Рефератывные работы
Школьные рефераты
Доклады учителей
Учебные документы
Разные образовательные материалы Разные научные материалы
Разные познавательные материалы
Шпаргалки
Шпаргалки для студентов
Шпаргалки для учеников
Другое

Белый цвет часто противостоит красному как символ божественного цвета. Одежды Христа на Фаворе «сделались белыми, как снег» -- такими же их изображали иконописцы. По отношению к белому цвету в византийской культуре сохранилась античная символика. Белый цвет имел значение чистоты и святости, отрешенности от мирского. На иконах святые и праведники изображались в хитонах из белых льняных тканей.

Черный цвет -- противоположность белому, это знак смерти, конца земного, символ могилы и ада. Такое противопоставление характерно для многих культур.

Зеленый цвет -- символ юности, цветения, символ земного, в отличие от небесного -- пурпурного, голубого, золотого. Синий и голубой в византийской символике -- знаки потустороннего мира. Вспомним здесь, что главный купол собора св. Софии был облицован изнутри голубой мозаикой с золотым крестом в центре.

Искусство мозаики своими корнями уходит в античность, где мозаичные изображения первоначально складывались из кубиков естественных пород, а с третьего и четвертого веков стали применяться окрашенные стеклянные сплавы -- смальта. Византийское искусство воспользовалось достижениями античности и создало на их основе свою мозаику, «работающую» на контрасте цветовой гаммы. Динамика византийской мозаики обеспечивается взаимодействием света и цвета. Поэтому одной из важнейших задач при строительстве зданий было распределение света.

Из византийского изобразительного искусства монументальная скульптура по сути исчезла. Внутренний облик храма формировался при помощи иных художественных средств. Атмосфера, в которой совершалось храмовое действо, определялась необыкновенным эстетическим эффектом, создаваемым блеском и цветом мозаик при соответствующем колеблющемся освещении.

Особую славу мозаики принесли храму Сан Витале (св. Виталия), в Равенне на Адриатическом побережье. Они имели не только церковный, но и светский характер. В частности, здесь сохранились удивительные по исполнению мозаики, изображающие императора Юстиниана, императрицу и придворных. Впрочем, светскими изображения императора можно назвать лишь с натяжкой. В соответствии с воззрениями на происхождение, сущность и цели государственной власти -- и прежде всего власти императора, логично было видеть его образ в храме. Император не обожествлялся в полном смысле слова, но был как бы подобием Отца Небесного, заменял его перед лицом своих подданных. На троне рядом с императором оставлялось место для Христа, которого символизировал положенный на сиденье крест.

В Византии церковь изначально подчинялась государству, а православие идеологически обслуживало имперскую идею. Именно при Юстиниане формировались и обретали официальный характер утвердившиеся на века идеалы божественного всемогущества императора -- повелителя священной, единственной империи, воплощавшей «Царство Божие» на земле. Церковь активно участвовала в формировании образа Богом данного правителя.

Величайший император Византии Юстиниан родился в крестьянской семье, попал во власть через дядю, которого солдаты избрали императором. Феодора, его всесильная супруга, известная своим влиянием в государственных кругах, в юности была актрисой. На замечательных мозаиках лица Юстиниана и Феодоры наделены портретными чертами. Цветовая гамма мозаик отличается полнокровной яркостью, теплотой, свежестью. Константинопольская школа мозаики отличалась наибольшей утонченностью, артистизмом, яркой красочностью, переливчатостью цветов. Одним из самых совершенных произведений этой школы были мозаики в куполе церкви Успения в Никее. В XI в. утвердившийся византийский стиль получил широкое распространение на окраинах империи. Мозаики Равенны, Синая, Фессалоники, Кипра знаменует отказ византийских мастеров от античных традиций. Образы становятся аскетичными, в них не остается места не только чувственному, но и эмоциональному началу. Преобладающей становится усложненная символика. Зато духовность достигает необычайной силы.

17. структура в идеальном государстве Платона и социальная функция искусства.

1.

В истории
политических учений утопия Платона является одной из самых знаменитых. Она
одновременно представляет и отражение ряда реальных черт современных Платону
государств, например, Египта, и критику ряда недостатков греческих полисов, и
рекомендует взамен отвергнутых идеальный тип общежития.
Маркс показал,
что источником платоновского государства были его наблюдения над общим строем
Египта. Он показал также, что идеальное государство Платона представляло собой
лишь афинскую идеализацию египетского кастового строя.
Утопия Платона
Платону
рисовалось идеальное государство во главе с философами, созерцателями чистых и
вечных идей, которых защищают воины и которым все жизненные ресурсы доставляют
свободные земледельцы и ремесленники.
Основным
принципом идеального государственного устройства Платон считает справедливость.
Это понятие наполнено у Платона экономическим, политическим и социальным
содержанием.
По разъяснению
Платона, каждому гражданину справедливость отводит особое занятие и положение.
Господство справедливости сплачивает разнообразные и даже разнородные части государства
в гармоническое целое.
Наилучшая
государственная система должна обладать рядом черт нравственной, экономической
и политической организации, которые в своем соединительном действии
обеспечивают решение самых важных задач. Такое государство должно обладать
силой собственной организации и средствами ее зашиты, достаточными для
сдерживания и отражения враждебного окружения, во-вторых, оно должно
осуществлять систематическое и достаточное снабжение всех членов общества
необходимыми для них материальными благами. В-третьих, оно должно руководить
духовной деятельностью и творчеством. Выполнение всех этих трех зад

ач означало
бы осуществление «идеи блага» как высшей идеи, правящей миром.
В утопическом
государстве Платона необходимые для общества виды работ разделены между специальными
разрядами граждан, но в целом образуют гармоничное сочетание.
За основу для
распределения граждан государства по разрядам Платон взял различия между
отдельными группами людей соответственно их нравственным задаткам и свойствам.
Однако рассматривал Платон эти различия по аналогии с разделением производительного
труда. Именно в разделении труда Платон видит фундамент всего современного ему
общественного и государственного строя.
При этом
основная мысль Платона состоит в утверждении, что потребности граждан,
составляющих общество, разнообразны, но способности каждого лица к
удовлетворению этих потребностей ограничены. «Каждый из нас сам для себя бывает
недостаточен и имеет нужду во многих». Отсюда прямо выводится необходимость
возникновения общежития, или города: «Когда один из нас принимает других, либо
для той, либо для иной потребности, когда, имея нужду во многом, мы располагаем
к сожитию многих общников и помощников - тогда это сожитие получает у нас
название города».
Для Платона
характерно, что значение разделения труда он рассматривает не с точки зрения
работника, производящего продукт, а исключительно с точки зрения потребителей,
принадлежащих к классу рабовладельцев. «Работник должен приспособляться к делу,
а не дело к работнику».
В разделении
труда Платон видит не только основу распадения общества на сословия, но и
основной принцип строения государства.
Главная задача
трактата Платона о государстве - проблема благой и совершенной жизни общества в
целом и его членов.
Наисовершеннейшее
благо обладает четырьмя главными доблестями:
1.
Мудрость
2.
Мужество
3.
Сдерживающая
мера
4.
Справедливость
Под мудростью
Платон понимает высшее знание, или способность дать добрый совет, когда речь
идет о государстве в целом. Такое знание - охранительное, а обладают этим
знанием правители государства. Мудрость - это доблесть, свойственная весьма
немногим - философам, - и это не столько даже специальность по руководству
государством, сколько созерцание занебесной области вечных и совершенных идей -
доблесть, в основе своей нравственная.
Как утверждает Платон, только при правителях-философах государство не будет знать царящего в
нем настоящее время зла.
Но для
достижения благоденствия правители должны быть не мнимыми, а истинными
философами: под ними Платон разумеет только «любящих созерцать истину».
Вторая доблесть
- мужество. Оно так же свойственно лишь небольшому кругу лиц, хотя в сравнении
с мудрыми этих лиц больше.
В отличие от
мудрости и мужества, третья доблесть совершенного государства, или сдерживающая
мера, есть уже не качество особого класса, а доблесть, принадлежащая всем
членам государства. Там, где она налицо, все члены общества признают и соблюдают
принятый в совершенном государстве закон и существующее в нем правительство,
сдерживающее и умеряющее дурные порывы. Сдерживающая мера приводит к
гармоничному согласию лучших и худших сторон.
Четвертая
доблесть - справедливость. Ее наличие, ее торжество в государстве и обусловлено
сдерживающей мерой. Именно в силу справедливости каждый класс, каждый разряд в
государстве и каждый отдельный человек получает для исполнения и осуществления
свое особое дело, к которому его природа наиболее способна.

2. социальная функция искусства у Платона

Термин «изобразительное искусство» отсутствует и у Платона и во всей античной эстетике. Можно сказать, что и для современной эстетики он тоже никак не может считаться удачным потому, что указывает на какой-то «образ», в то время как этот последний характерен вообще для всякого искусства. Имеется в виду только пространственный образ, поскольку живопись, скульптура и архитектура отличаются именно таким пониманием образа. Поэтому вернее было бы изобразительные искусства именовать «пространственными искусствами».


Вместо классификации искусств у Платона можно найти только попытки перечислить известные ему искусства. Перечисления эти у него всегда случайны и нисколько не претендуют на полноту.


Платон считает искусство лишь подражание материальному миру, т.е. не подлинному бытию. А так как чувственно воспринимаемый мир он считает подобием идей, то искусство для него лишь подражание подражанию. Такое презрительное отношение к искусству вытекает из основных принципов его системы объективного идеализма. Определенную роль здесь играет и тот факт, что период расцвета античного греческого искусства совпадает с периодом расцвета рабовладельческой демократии, которую Платон ненавидел. Понимая силу искусства, философ допускал существование его в идеальном государстве. Но оно должно служить религии и укреплению могущества государства. Платон выдвигает ряд мыслей (идея красоты, прекрасного, социальная функция искусства и т.д.), которые способствовали дальнейшему развитию теории искусства.

ИСТОРИЧЕСКИЕ, СОЦИАЛЬНЫЕ И ФИЛОСОФСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СТАНОВЛЕНИЯ СТЕТИКИ РЕНЕССАНСА





Название статьи Красный цвет -- одновременно и символ жизни, и цвет крови, прежде всего крови Христа, цвет огня, пламени -- очищающего и карающего