Вернутся на главную

Денежный механизм управления формированием прибыли


Денежный механизм управления формированием прибыли на нашем сайте

Статьи
Статьи для студентов
Статьи для учеников
Научные статьи
Образовательные статьи Статьи для учителей
Домашние задания
Домашние задания для школьников
Домашние задания с решениями Задания с решениями
Задания для студентов
Методички
Методические пособия
Методички для студентов
Методички для преподавателей
Новые учебные работы
Учебные работы
Доклады
Студенческие доклады
Научные доклады
Школьные доклады
Рефераты
Рефератывные работы
Школьные рефераты
Доклады учителей
Учебные документы
Разные образовательные материалы Разные научные материалы
Разные познавательные материалы
Шпаргалки
Шпаргалки для студентов
Шпаргалки для учеников
Другое

(сущность и сфера применения CVP-анализа, эффект производственного левериджа, расчет порога рентабельности (точки безубыточности), понятие запаса финансовой прочности)

Основу валовой прибыли предприятия составляет его опера­ционная прибыль. Поэтому управление формированием прибыли пред­приятия рассматривается в первую очередь как процесс формирова­ния прибыли от реализации его продукции.

Механизм управления формированием операционной прибыли строится с учетом тесной взаимосвязи этого показателя с объемом реализации продукции, доходов и издержек предприятия. Система этой взаимосвязи, получившая название „Взаимосвязь издержек, объема ре­ализации и прибыли" ICost-VoIume-Profit-relationships; „GVP"] позво­ляет выделить роль отдельных факторов в формировании операционной прибыли и обеспечить эффективное управление этим процессом на предприятии.

Механизм этой системы предусматривает последовательное фор­мирование маржинальной, валовой и чистой прибыли предприятия.

Ключевыми элементами анализа соотношения «затраты – объем – прибыль» выступают маржинальный доход, порог рентабельности (точка безубыточности), производственный леверидж и маржинальный запас прочности.

Маржинальный доход – это разница между выручкой предприятия от реализации продукции (работ, услуг) и суммой переменных затрат.

Порог рентабельности (точка безубыточности) – это показатель, характеризующий объем реализации продукции, при котором выручка предприятия от реализации продукции (работ, услуг) равна всем его совокупным затратам, т. е. это тот объем продаж, при котором предприятие не имеет ни прибыли, ни убытка.

Производственный леверидж – это механизм управления прибылью предприятия в зависимости от изменения объема реализации продукции (работ, услуг).

Маржинальный запас прочности – это процентное отклонение фактической выручки от реализации продукции (работ, услуг) от пороговой выручки (порога рентабельности).

Для проведения анализа безубыточности производства необходимым условием является деление затрат предприятия на постоянные и переменные. Как известно, постоянные затраты не зависят от объема производства, а переменные – изменяются с ростом (снижением) объема выпуска и продаж. Для расчета объема выручки, покрывающего постоянные и переменные затраты, производственные предприятия в своей практической деятельности используют такие показатели, как величина и норма маржинального дохода.

Величина маржинального дохода показывает вклад предприятия в покрытие постоянных затрат и получение прибыли.

Существует два способа определения величины маржинального дохода. При первом способе из выручки предприятия за реализованную продукцию вычитают все переменные затраты, т. е. все прямые расходы и часть накладных расходов (общепроизводственные расходы), зависящих от объема производства и относящихся к категории переменных затрат. При втором способе величина маржинального дохода определяется путем сложения постоянных затрат и прибыли предприятия.

Под средней величиной маржинального дохода понимают разницу между ценой продукции и средними переменными затратами. Средняя величина маржинального дохода отражает вклад единицы изделия в покрытие постоянных затрат и получение прибыли.

Нормой маржинального дохода называется доля величины маржинального дохода в выручке от реализации или (для отдельного изделия) доля средней величины маржинального дохода в цене товара.

Использование этих показателей помогает быстро решить некоторые задачи, например, определить размер прибыли при различных объемах выпуска.

Анализ соотношения «затраты – объем – прибыль» на практике называют анализом точки безубыточности, а эту точку – «критической», «мертвой» или точкой «равновесия». Для вычисления точки безубыточности (порога рентабельности) используются три метода: графический, уравнений и маржинального дохода.

При графическом методе нахождение точки безубыточности (порога рентабельности) сводится к построению комплексного графика «затраты – объем – прибыль». Последовательность построения графика заключается в следующем:

- наносим на график линию постоянных затрат, для чего проводим прямую, параллельную оси абсцисс;

- выбираем какую-либо точку на оси абсцисс, т. е. задаем величину объема. Для нахождения точки безубыточности рассчитываем величину совокупных затрат (постоянных и переменных). Строим прямую на графике, отвечающую этому значению;

- вновь выбираем любую точку на оси абсцисс и для нее находим сумму выручки от реализации. Строим прямую, отвечающую этому значению.

Точка безубыточности на графике – это точка пересечения прямых, построенных по значению затрат и выручки.

Общая сумма

выручки и затрат Валовая выручка

в денежных

единицах

Точка Прибыль

безубыточности Затраты

Пороговая

выручка

Убытки

Пороговый объем продаж

Объем продаж в

натуральных единицах

Рис. 1. Определение точки безубыточности (порога рентабельности)

(линейный график безубыточности в краткосрочном периоде)

Изображенная на рис. 1 точка безубыточности – это точка пересечения графиков валовой выручки и совокупных затрат. Размер прибыли показан штрихами. В точке безубыточности получаемая предприятием выручка равна его совокупным затратам, при этом прибыль равна нулю. Выручка, соответствующая точке безубыточности, называется пороговой выручкой. Объем производства (продаж) в точке безубыточности называется пороговым объемом производства (продаж). Если предприятие продает продукции меньше порогового объема продаж, то оно терпит убытки, если больше – получает прибыль. На рис. 1 представлен линейный график безубыточности в краткосрочном периоде. Следует отметить, что при анализе безубыточности приняты следующие допущения:

- все другие переменные, кроме объема реализации, остаются неизменными;

- используется один вид продукции или постоянная номенклатура реализованных видов продукции;

- прибыль рассчитывается по переменным затратам;

- совокупные затраты и совокупный доход являются линейной функцией объема производства;

- анализируется только допустимый диапазон объемов производства;

- затраты можно точно разделить на постоянные и переменные элементы.

В условиях несовершенных рынков, при наличии эффектов масштаба производства, недоступности и асимметричности информации и др. этот график (рис. 1) будет иметь иной вид.

Для определения точки безубыточности (порога рентабельности) в международной практике также используют метод уравнений, основанный на исчислении прибыли предприятия по формуле

В – Зпер – Зпост = П,

где В – выручка от реализации продукции;

Зпер – сумма переменных затрат;

Зпост – сумма постоянных затрат;

П – прибыль от реализации продукции.

Детализируя порядок расчета показателей формулы, ее можно представить в следующем виде:

(Ц × q) – (Зпер. ед × q) – Зпост = П,

где Ц – цена за единицу продукции;

q – количество реализованных единиц продукции;

Зпер. ед – переменные затраты на единицу продукции.

Метод уравнений, кроме того, можно использовать при анализе влияния структурных изменений в ассортименте продукции. В этом случае реализация рассматривается как набор относительных долей продукции в общей сумме выручки от реализации. Если структура меняется, то объем выручки может достигать заданной величины, а прибыль может быть меньше. В этих условиях влияние на прибыль будет зависеть от того, как произошло изменение ассортимента – в сторону низкорентабельной или высокорентабельной продукции.

Разновидностью метода уравнений является метод маржинального дохода, при котором точка безубыточности (порог рентабельности) определяется по следующей формуле:

ТБ = Зпост / Нм.д ,

где ТБ – точка безубыточности;

Нм.д – норма маржинального дохода (коэффициент валовой маржи,

т. е. отношение валовой маржи к выручке от реализации).

Маржинальный запас прочности (запас финансовой прочности) – это величина, показывающая превышение фактической выручки от реализации продукции (работ, услуг) над пороговой, обеспечивающей безубыточность реализации. Этот показатель определяется следующей формулой:

МЗП = ((В – Вп) / В) × 100%,

где МЗП – маржинальный запас прочности, %;

Вп – пороговая выручка.





Название статьи Финансовый механизм управления формированием прибыли